Краткие теоретические сведения. Верхнее строение пути является единой комплексной конструкцией, состоящей из рельсов, скреплений с противоугонами

Верхнее строение пути является единой комплексной конструкцией, состоящей из рельсов, скреплений с противоугонами, рельсовых опор (чаще всего в виде шпал), балласта, мостового полотна, стрелочных переводов и ряда специальных устройств. Верхнее строение пути воспринимает и упруго передает на основную площадку земляного полотна динамические воздействия колес подвижного состава, а также направляет колеса движущегося по пути подвижного состава.

Рельсы, соединенные между собой стыковыми скреплениями, а со шпалами — промежуточными скреплениями, образуют вместе путевую (рельсо- шпальную) решетку; шпалы (или брусья) заглублены в балластный слой, который опирается на основную площадку земляного полотна. На мостах при устройстве проезжей части без балласта рельсы опираются на деревянные мостовые брусья или железобетонные плиты.

В местах разветвления и соединения путей укладывают стрелочные переводы, опорами для металлических частей которых служат переводные брусья; в опытном порядке уложены железобетонные брусья и плиты. Рельсы, шпалы и другие элементы верхнего строения пути типизированы; для каждого типа установлены стандарты, определяющие их конструкцию, размеры, качество материала. Конструкция верхнего строения пути должна быть прочной, устойчивой, стабильной, износостойкой, экономичной, в любых эксплуатационных условиях обеспечивать безопасное и плавное движение поездов с максимальными скоростями.

Рельсы

Стандартными и общепринятыми рельсами на всех дорогах мира являются рельсы широкоподошвенные.

Широкоподошвенный рельс состоит из трёх основных частей: головки, подошвы и шейки, соединяющей головку с подошвой.

Рельсы являются главнейшим элементом верхнего строения пути. Они предназначены:

1) непосредственно воспринимать давление от колёс подвижного состава и передавать эти давления нижележащим элементам ВСП;

2) направлять колеса подвижного состава при их движении;

3) на участках с автоблокировкой служить проводником сигнального тока, а при электротяге – обратного силового тока.

В настоящем стандарте применяют следующий термин с соответствующим определением:

Рельсы промышленные — рельсы, имеющие потребительские качества, удовлетворяющие условиям эксплуатации на железнодорожных технологических путях предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства.

Форма и основные (контролируемые) размеры поперечного сечения рельсов должны соответствовать приведенным на рисунке 1 и в таблице 1.

Рельсы подразделяют:

по типам: Р50, Р65, Р65К (для наружных нитей кривых участков пути), Р75;

по категориям качества:

В — рельсы термоупрочненные высшего качества,

Т1, Т2 — рельсы термоупрочненные,

Н — рельсы нетермоупрочненные;

по наличию болтовых отверстий:

с отверстиями на обоих концах,

без отверстий;

по способу выплавки стали:

М — из мартеновской стали,

К — из конвертерной стали,

Э — из электростали;

по виду исходных заготовок:

из слитков,

из непрерывно-литых заготовок (НЛЗ);

по способу противофлокенной обработки:

из вакуумированной стали, прошедшие контролируемое охлаждение,

прошедшие изотермическую выдержку.

Таблица 1 – основные размеры поперечного сечения рельса

Наименование размера поперечного сечения Значение размера для типа рельса
Р50 Р65 Р65К Р75
Высота рельса H
Высота шейки h
Ширина головки b
Ширина подошвы B
Толщина шейки e
Высота пера m 10,5 11,2 11,2 13,5

Расположение, количество и диаметр болтовых отверстий в шейке на концах рельсов должны соответствовать приведенным на рисунке 2 и в таблице 2.

По согласованию сторон рельсы могут быть изготовлены с другим расположением, количеством и диаметром болтовых отверстий.

Краткие теоретические сведения. Верхнее строение пути является единой комплексной конструкцией, состоящей из рельсов, скреплений с противоугонами - student2.ru Рисунок 1 – основные размеры поперечного сечения рельса Краткие теоретические сведения. Верхнее строение пути является единой комплексной конструкцией, состоящей из рельсов, скреплений с противоугонами - student2.ru Рисунок 2 – расположение болтовых отверстий  

Таблица 2 – Параметры расположения болтовых отвестий

Тип рельса Значение размера Допускаемое отклонение для рельса категории
d t l1 L2 L3 B Т1,Т2, Н
Р50 68.5 +0.8 - +1.0 -
Р65, Р65К 78.5
Р75 80.4

Примечание — размер t приведен для настройки сверлильных агрегатов; на готовых рельсах его не контролируют

Основные сведения о стандартных рельсах приведены в таблице 1, длина рельсов по действующему стандарту равна 25 м. На сети дорог завершен переход к рельсам длиной 25 м не только прокатом новых на заводе, но и сваркой старогодных рельсов по длине 25 м. Рельсы прежней стандартной длины 12,5 м используют только как уравнительные на бесстыковом пути, при укладке стрелочных переводов и как инвентарные при сборке путевой решётки с железобетонными шпалами с последующей заменой их бесстыковыми рельсовыми плетями. Для укладки на внутренней нити кривых изготовляют укороченные рельсы длиной 24,84 и 24,92 м при 25-метровых рельсах и 12,42 и 12,46

12,5-метровых, а для бесстыкового пути — еще и 12,38 м.

Примеры условного обозначения рельсов:

типа Р65, категории Т1 из стали марки М76Т, длиной 25 м с тремя болтовыми отверстиями на обоих концах рельса:

Рельс Р65-Т1-М76Т-25-3/2 ГОСТ Р 51685-2000

типа Р75, категории Т2, из стали марки Э76Ф, длиной 25 м с двумя болтовыми отверстиями на одном конце рельса:

Рельс Р75-Т2-Э76Ф-25-2/1 ГОСТ Р 51685-2000

типа Р65, категории Н, из стали марки М76, длиной 12,5 м, без болтовых отверстий:

Рельс Р65-Н-М76-12,5-0 ГОСТ Р 51685-2000

типа Р65, категории В, из стали марки К78ХСФ длиной 25 м, с тремя болтовыми отверстиями на одном конце рельса:

Рельс Р65-В-К78ХСФ-25-3/1 ГОСТ Р 51685-2000

Шпалы

Шпалы — (от голл. spalk — подпорка), опоры для рельсов в виде брусьев, укладываемых на балластный слой верхнего строения пути. Шпалы обеспечивают неизменность взаимного расположения рельсовых нитей, воспринимают давление от рельсов и передают его на балластный слой.

Наиболее распространенным видом рельсовых опор на железных дорогах мира являются деревянные шпалы. Их изготавливают из сосны, ели, пихты, лиственницы, кедра и березы. Деревянные шпалы должны соответствовать ГОСТ 78-89 «Шпалы деревянные для железных дорог колеи 1520 мм». В зависимости от назначения деревянные шпалы изготавливаются трех типов:

I-для главных путей 1-го и 2-го классов, а также для путей 3-го класса при грузонапряженности более 50 т км брутто/км в год или скоростях движения поездов более 100 км/ч

II-для главных путей 3-го и 4-го классов, подъездных путей с интенсивной работой, приемоотправочных и сортировочных путей на станциях

III-для путей 5-го класса (для малодеятельных подъездных путей промышленных предприятий). По форме поперечного сечения деревянные шпалы подразделяются на три вида (рисунок 3): обрезные (а), полуобрезные (б), необрезные (в)

Краткие теоретические сведения. Верхнее строение пути является единой комплексной конструкцией, состоящей из рельсов, скреплений с противоугонами - student2.ru

Рисунок 3 – Формы поперечного сечения шпал

Таблица 3 – Габаритные размеры деревянных шпал

Тип шпалы Толщина h Высота пропиленных боковых сторон h1 Ширина Длина
верхней пласти нижней пласти b1
b b '
не менее
I 180+5 250±5 2750+20
II 160+5 230±5
III 150±5 230±5

Режимы и качество пропитки шпал должны соответствовать требованиям к пропитке глубоконаколотых шпал на шпалопропиточных заводах и ГОСТ 20022.5.

Размеры шпал установлены для древесины с влажностью не более 22%. При большей влажности шпалы должны иметь по толщине и ширине припуски на усушку древесины для хвойных пород по ГОСТ 6782.1, а для лиственных пород -по ГОСТ 6782.2.

Длина шпалы должна измеряться по наименьшему расстоянию между ее торцами, толщина -в любом месте, но не ближе 380 мм от торцов, ширина верхней и нижней пластей — в самом узком месте на участках длиной 400 мм, отстоящих на расстоянии 380 мм от торцов шпалы.

Помимо деревянных шпал на железнодорожном транспорте используют также и железобетонные, согласно ГОСТ 10629-88 «Шпалы железобетонные предварительно напряженные для железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия». Данный стандарт распространяется на железобетонные, предварительно напряженные шпалы для железнодорожных путей с рельсовой колеей шириной 1520 мм и рельсами типов Р75, Р65 и Р50, по которым обращается типовой подвижной состав общей сети железных дорог.

Таблица 4 – Параметры железобетонных шпал

Краткие теоретические сведения. Верхнее строение пути является единой комплексной конструкцией, состоящей из рельсов, скреплений с противоугонами - student2.ru

Основные параметры и размеры:

Шпалы в зависимости от типа рельсового скрепления подразделяют на:

Ш1 — для раздельного клеммно-болтового рельсового скрепления (типа КБ) с болтовым креплением подкладки к шпале;

Ш2 — для нераздельного клеммно-болтового рельсового скрепления (типа БПУ) с болтовым прикреплением подкладки или рельса к шпале.

Шпалы изготовляются из тяжелого бетона. Фактическая прочность бетона (в проектном возрасте, передаточная и отпускная) должна соответствовать требованиям ГОСТ 13015.0.

Краткие теоретические сведения. Верхнее строение пути является единой комплексной конструкцией, состоящей из рельсов, скреплений с противоугонами - student2.ru

Рисунок 4 – Габаритные размеры железобетонных шпал

Нормируемую передаточную прочность бетона следует принимать равной 32 МПа (326 кгс/см) .

Отпускную прочность бетона принимают равной передаточной прочности бетона.

Марка бетона по морозостойкости должна быть не ниже F200.

Для бетона шпал применяется щебень из природного камня или щебень из гравия фракции 5-20 мм.

В качестве арматуры шпал используют стальную проволоку периодического профиля класса Вр диаметром 3 мм.

Наши рекомендации