Основные принципы проектирования защиты подземных сооружений от подземных вод 2 страница
17. Траншейный способ — Котлован разрывается по частям, стены возводят методом «стены в грунте». Таким способом часто строят пешеходные тоннели.
18. Щитовой способ — Для возведения используется прямоугольный щит, аналогичный тому, что используется при закрытом способе. С его помощью возводят обделку тоннеля.
19. При сооружении тоннелей в сложных инженерных условиях используют различные специальные методы (дренаж, замораживание грунтов, кессонный способ с применением сжатого воздуха и пр.).
18. Комплекс сооружений метрополитенов.
В комплекс линии метрополитена входят следующие сооружения : станции, перегонные тоннели, эстакады, мосты, путепроводы, земляное полотно (насыпи и выемки для наземных линий), камеры съездов, тупики, соединительные служебные тоннели, депо, инженерный корпус метрополитена.
Тоннели, эстакады, путепроводы, земляное полотно служат для прокладки путей метрополитена и движения поездов между станциями. Камеры съезда предназначены для соединения двух перегонных тоннелей. Тупики сооружают на конечных станциях метрополитена для устройства тупиковых путей, предназначенных для перевода поездов с одного пути на другой, а также для осмотра и отстоя составов. Электродепо предназначены для ночного отстоя подвижного состава (вагонов), их осмотра, проведения технического обслуживания и ремонта. В состав электродепо, кроме цехов и помещений, предназначенных для проведения указанных работ, входят производственные мастерские, камеры для мойки и обдувки вагонов, компрессорная станция: парковые пути, административно-бытовой корпус и др. Инженерный корпус метрополитена является центром управления движением поездов и работой всех технологических установок (электротехнических, связи и автоматики, сантехнических и др.), обеспечивающих работу метрополитена. В нем также размещаются управление метрополитена и аппарат различных служб.
Метрополите́н (фр. métropolitain, сокр. от chemin de fer métropolitain — «столичная железная дорога»), в просторечии метро́ — скоростная городская внеуличная железная дорога с курсирующими по ней маршрутными поездами для перевозки пассажиров. Движение поездов в метро регулярное, согласно графику движения. Отличается высокой участковой скоростью (45 км/ч и выше) и провозной способностью (от 60 тыс. пассажиров в час в одном направлении и выше). Линии метрополитена могут прокладываться под землёй (в тоннелях), по поверхности и на эстакадах.
В городах со сложившейся застройкой линии метро, как правило, проложены под землёй и лишь иногда выходят на поверхность или на эстакады. Габариты и масса подвижного состава могут достигать железнодорожных стандартов, хотя обычно уступают им, поезда насчитывают, как правило, 4—8вагонов. Диаметр тоннелей достигает 5—6 метров (но во многих системах встречаются и более узкие тоннели, например в Берлине ширина узкопрофильных тоннелей — всего 2,3 метра), предельные уклоны больше, чем на железных дорогах общего назначения, но меньше, чем на трамвае, минимальные радиусы закругления значительно больше трамвайных. Платформы на станциях обычно имеют длину 100—160 м и ширину 5—20 м. Линии метрополитена обычно проходят вдоль градообразующих осей и являются каркасом городской транспортной системы.
Обычно комплекс сооружений метрополитена состоит из следующих сооружений:
1. Станция метрополитена — остановочный пункт, предназначенный для посадки/высадки пассажиров метро. Оборудована выходом в город (вестибюлем) (впрочем, не всегда - например, выхода в город не имеет станция Московского метро «Сретенский бульвар»), станционными техническими помещениями (кладовыми, подплатформенными помещениями, кабельным коллектором), станционными служебными помещениями (блок-пост — помещение дежурной по станции, диспетчерская и т. д.).
2. Тонне́ль (фр. tonnelle от фр. tonneau — «бочка»; вар.: туннель) — горизонтальное или наклонное подземное сооружение, одно из измерений которой (длина) значительно превосходит по размерам два других (ширину и высоту). Основная часть метро проложена в виде тоннелей. Чтобы избежать пересечений линии метро прокладывают на различной глубине (уровне).
3. Метромост — мост, по которому проходит линия метрополитена. В некоторых случаях применяют совмещённый метромост — двухъярусный мост, на верхнем ярусе которого располагается авто- или железная дорога, а на нижнем — метро.
4. Путь и оборотный тупик. Движение поездов на станциях осуществляется по 1 и 2 станционным путям, называемым также главными станционными путями. 3 и 4 станционные пути за станцией, как правило, являются оборотными. 1 главный станционный путь соединён с 3 и 4 станционным, а следовательно 3 и 4 соединены с 2 главным станционным путём. Отсюда оборот с 1 на 2 главный путь осуществляется через 3 или 4 станционные пути. Они служат для оборота подвижного состава на конечных станциях, на центральных станциях линии в случае организации зонного движения или непланового прекращения движения по концевым участкам линии. При наличии в тупиках пункта технического обслуживания (ПТО), в часы работы ПТО по графику подвижной состав оборачивается только по одному из двух оборотных путей 3 или 4. Другой оборотный путь используется для технического обслуживания (осмотр и мелкий ремонт) подвижного состава. Во время стоянки подвижного состава работниками ПТО снимается напряжение с контактного рельса при помощи разъединителя с ручным приводом. В ночное время на оборотных путях по графику осуществляется отстой подвижного состава. Машинисты выходят из тоннеля, поднимаются на поверхность и идут отдыхать в комнаты ночного отдыха локомотивных бригад, расположенные в непосредственной близости у станции. Один из оборотных путей бывает востребован и ночью, на нём оборачиваются мотовозы. В случае неисправности подвижного состава на линии в часы интенсивного движения «час пик» по команде поездного диспетчера состав убирается с главных путей на один из оборотных путей ближайшей станции. В ночное время состав перегоняется в электродепо приписки. Рассмотренная схема предполагает наличие двух оборотных станционных путей; существует также схема организации движения на конечных станциях с одним оборотным путём, однако она используется редко и только на центральных станциях, где частота использования оборотного пути крайне низка. Оборотные пути могут не строиться в случае низкой интенсивности движения. В этом случае оборот поездов осуществляется непосредственно по одному или по обоим главным станционным путям с использованием перекрёстных съездов перед станцией. В этом случае состав либо сразу прибывает на неправильный путь, либо наоборот — отправляется с неправильного пути.
5. Инженерный корпус. В инженерном корпусе метрополитена расположен центр управления движением поездов и работой всех технологических установок (электротехнических, связи и автоматики, сантехнических и др.), которые обеспечивают эксплуатацию метрополитена. Инженерный корпус оснащён всевозможными оборудованием и устройствами. В нём также находится управление работой метрополитена и аппарат разных служб. Компьютеры, находящиеся в инженерном корпусе, следят за слаженностью системы: интервалом движения поездов и т. д
6. Электродепо в метрополитене — предприятие, эксплуатирующее и ремонтирующее подвижной состав метрополитена.
7. Гейт — место соединения метрополитеновской и железнодорожной сетей. Гейты используются, в основном, для того, чтобы привезённые по железной дороге вагоны метро, железнодорожные рельсы и прочие грузы для метро завести в метрополитен (при этом ходовые рельсы соединительной ветки плавно переходят в пути метрополитена, так как ширина колеи у них одинаковая — 1520 мм). Чаще всего соединительные ветви с железной дорогой располагаются у электродепо метрополитена.
19. Подземные инженерные коммуникации. Способы прокладки.
Среди подземных сооружений городов сеть инженерных коммуникаций (коммунальные сети) является одной из наиболее важных. Основными инженерными коммуникациями, которые обеспечивают нормальные условия повседневной жизни современного крупнейшего города, можно назвать следующие: линии питьевого водоснабжения; линии хозяйственного (промышленного) водоснабжения; бытовая канализация; ливневая канализация; газопроводы; трубопроводы теплофикации; трубопроводы горячего водоснабжения; кабели и линии связи; электрические линии различного напряжения; трубопроводы пневмопочты; трубопроводы пневматического удаления мусора; топливопроводы; кабели регулирования уличного движения; кабели электрифицированных железных дорог; кабели освещения и др.
Иногда могут встречаться и другие системы подземных коммуникаций, главным образом, на промышленных и даже на сельскохозяйственных предприятиях, в частности, керосинопроводы или молокопроводы.
Подземные инженерные коммуникации обычно сооружают раздельно, чаще всего в разное время в отдельных траншеях, на различной глубине от поверхности, в зависимости от характера ранее уложенных коммуникаций, определенных физических свойств грунта, уровня грунтовых вод, природно-климатических и других условий.
Поперечные сечения, пропускная способность, или мощность подземных инженерных коммуникаций, также различны. Так называемые магистральные трубопроводы (главный кабель, водовод большого сечения, главный коллектор и т.д.) обслуживают, как правило, большие площади. От них отходят распределительные трубопроводы, которые в свою очередь снова разветвляются и прокладываются вблизи отдельных обслуживаемых ими зданий и сооружений и посредством отдельных вводов питают их.
Большая часть подземных инженерных коммуникаций, за исключением бытовой и ливневой канализации, располагается обычно на небольшой глубине — до 3 м.
Прокладку подземных инженерных сетей можно производить тремя способами:
1. раздельным способом, когда каждую коммуникацию прокладывают в грунте отдельно с соблюдением соответствующих санитарно-технологических и строительных условий размещения независимо от способов и сроков устройства остальных коммуникаций;
2. совмещенным способом, когда одновременно в одной траншее укладывают коммуникации различного назначения
3. в совмещенном коллекторе, когда в одном коллекторе совместно располагают сети различного назначения.
Рисунок 2. Пример размещения инженерных сетей: а - в общей траншее; б - в непроходном коллекторе; в - в проходном коллекторе; 1 - теплосеть; 2 - газопровод; 3 - водопровод; 4 - водосток; 5 - канализация; 6 - кабели связи; 7 - силовые кабели
Двумя последними способами прокладывают инженерные сети одного направления. В случае, когда сеть подземных коммуникаций настолько развита, что места в траншеях недостаточно, применяют третий способ.
Раздельный способ прокладки подземных сетей имеет большие недостатки, так как значительные земляные работы при вскрытии одной коммуникации могут способствовать повреждениям на других вследствие изменения давления и связности грунта. Кроме того, сроки строительства увеличиваются из-за того, что коммуникации прокладывают последовательно.
При совмещенном способе трубопроводы укладывают одновременно, причем в одной траншее могут располагаться кабели, трубопроводы и непроходные каналы. Этот способ применим при реконструкции улиц или создании новой застройки, так как объем земляных работ сокращается на 20...40 %.
Прокладка сетей в совмещенном коллекторе позволяет сократить объем земляных работ и сроки строительства. Этот способ значительно облегчает эксплуатацию, упрощает ремонт и замену коммуникации без проведения земляных работ. При прокладке сетей в совмещенном коллекторе можно устраивать отдельные коммуникации даже после окончания нулевого цикла строительства. В коллекторе могут размещаться идущие в одном направлении тепловые сети диаметром от 500 до 900 мм, водоводы диаметром до 500 мм, свыше десяти кабелей связи и силовых кабелей напряжением до 10 кВ. Допускается расположение в общих коллекторах воздуховодов, напорных трубопроводов водопровода, канализации. Не разрешается совместная прокладка газопроводов и трубопроводов с горючими и легковоспламеняющимися веществами.
Коллекторы различают по конструкции, размерам, форме поперечного сечения. Коллектор представляет собой проходную (в рост человека), полупроходную (ниже 1,5 м) или непроходную галерею из сборных железобетонных конструкций.
Проходные коллекторы необходимо оборудовать приточной естественной и механической вентиляцией для обеспечения внутренней температуры в пределах 5... 30 °С и не менее трехкратного обмена воздуха за 1 ч, а также электрическим освещением и откачивающими устройствами.
Сети мелкого и глубокого заложения. Подземные коммуникации города являются важнейшим элементом инженерного оборудования и благоустройства, удовлетворяющим необходимым санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивающим высокий уровень удобств для населения. Подземные коммуникации включают в себя сети горячего и холодного водоснабжения, газификации, энергоснабжения, сигнализации специального назначения, телефонизации, радиовещания, телеграфа, канализации, водостока (ливневая канализация), дренажа, а также новые осваиваемые виды (пневматическая почта, мусороудаление) и т.д.
Городские подземные коммуникации постоянно развиваются, представляя собой сложную и важную часть городского «организма». Подземные сети подразделяют на транзитные, магистральные и распределительные (разводящие).
К транзитным относятся те подземные коммуникации, которые проходят через город, но в городе не используются, например газопровод, нефтепровод, идущий от месторождения через данный город.
К магистральным относятся основные сети города, по которым подаются или отводятся основные виды носителей в городе, рассчитанные на большое число потребителей. Их располагают обычно в направлении основных транспортных магистралей города.
К распределительным (разводящим) сетям относятся те коммуникации, которые ответвляются от магистральных и подводятся непосредственно к домам.
Подземные сети имеют разную глубину заложения. Сети мелкого заложения располагают в зоне промерзания грунта, а сети глубокого заложения - ниже зоны промерзания. Глубину промерзания грунта определяют по СНиП 23-01-99. Для Москвы, например, она составляет 140 см.
К сетям мелкого заложения относятся сети, эксплуатация которых допускает значительное охлаждение: электрические слаботочные и силовые кабели, кабели телефонной и телеграфной связи, сигнализации, газопроводы, теплосети. К сетям глубокого заложения относятся подземные коммуникации, которые нельзя переохлаждать: водопровод, канализация, водосток. Для подземных сетей могут использоваться стальные, бетонные, железобетонные, асбестоцементные, керамические и полиэтиленовые трубопроводы.
20. Метрополитены, как вид городского транспорта.
Наиболее скоростной и провозной вид городского транспорта — метрополитен. Однако стоимость его стр-ва и оборудования очень велика. рельсовый вид городского транспорта, трассы которого проложены отдельно от улиц и, как правило, под землёй. Движение поездов в метро регулярное, согласно расписанию. Отличается высокой эксплуатационной скоростью (до 45 км/ч) и провозной способностью (до 60 тыс. пассажиров в час в одном направлении). Линии метрополитена обычно прокладывают под землёй (в тоннелях), при необходимости по поверхности и на эстакадах.
Критериями отличия метрополитена от иных видов транспорта, по Швандлю, являются:
•Назначение — пассажирские перевозки в городской среде;
•Электрическая тяга;
•Полная изоляция сети от пересечений с иными видами транспорта;
•Интенсивность движения — не менее 6 пар в час «пик»;
•Совпадение уровня пола вагонов с уровнем платформы.
Перевозки пассажиров метрополитеном выполняются только в регулярном сообщении.– систематические перевозки пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном, выполняемые согласно расписаниям либо интервалам движения транспортных средств городского электрического транспорта и транспортных средств метрополитена с установленными началом, окончанием работы по определенным маршрутам и местами посадки, высадки пассажиров, оборудованными в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.
21. Объекты торгового назначения в подземной урбанистике.
Cовр. подземное гор. x-во включает инж.-трансп. подземные сооружения, предприятия торговли и обществ. питания, зрелищные, административные и спортивные здания и сооружения, объекты коммунально-бытового обслуживания и складского x-ва, пром. объекты и инж. оборудование. K инженерно- транспортным сооружениям относятся пешеходные, автодорожные и Железнодорожные тоннели, тоннели и станции Метрополитена и скоростного трамвая, автостоянки и гаражи, отд. помещения и устройства вокзалов. Предприятия торговли и общественного питания включают торговые залы и вспомогат. помещения кафе-буфетов, столовых, закусочных и ресторанов, торговые киоски, магазины, отд. секции универсальных магазинов, торговых центров и рынков; зрелищные, административные и спортивные здания и сооружения - кинотеатры, выставочные и танцевальные залы, отд. помещения театров и цирков, залы заседаний и конференц-залы, книгохранилища, архивы, запасники музеев, стрелковые тиры, биллиардные, плават. бассейны; объекты коммунально-бытового обслуживания и складского хозяйствa - приёмные пункты, ателье и фабрики бытового обслуживания, парикмахерские, бани и душевые, механич. прачечные, продуктовые и промтоварные склады, овощехранилища, холодильники, ломбарды, резервуары для жидкостей и газов, склады горюче-смазочных и др. материалов. K объектам пром. назначения и энергетики, размещаемым под землёй, относятся отд. лаборатории, цехи и произ-ва (особенно те, в к-рых необходима тщательная защита от пыли, шума, вибрации, перемены темп-p и др. внеш. воздействий), тепло- и гидроэлектростанции, пром. склады и хранилища; инженерное оборудование - трубопроводы (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения), водостоки и ливнестоки, кабели разл. назначения, общие коллекторы подземных сетей, трансформаторные подстанции, вентиляционные камеры, бойлерные и котельные, газораспределит. станции, очистные и водозаборные сооружения.
Oсвоение подземного пространства наиболее актуально в центральных, отличающихся плотной застройкой и наиболее посещаемых p-нах, a также в отд. специализир. центрах и в т.н. обществ.-трансп. комплексах массового посещения
22. Направления использования подземного пространства.
В зависимости от назначения и характера использования целесообразно выделить следующие группы и виды подземных или полуподземных сооружений, помещений и устройств:
-Инженерно-транспортные сооружения - пешеходные и транспортные тоннели, перегонные тоннели и станции метрополитена, скоростного трамвая и городских железных дорог, автостоянки и гаражи, тоннели и станции движущихся тротуаров, отдельные помещения и устройства вокзалов;
-предприятия торговли и общественного питания — торговые залы и подсобно-вспомогательные помещения, кафе-буфетов, закусочных и ресторанов, киоски, магазины, отдельные помещения или секции универсальных магазинов, торговых центров и рынков;
-зрелищные, административные и спортивные здания и сооруже- ния — кинотеатры обычные и залы выставочные и танцевальные залы, отдельные помещения театров залы заседаний и конференц-залы, хранилища, архивы, «запасники» музеи, тиры, залы игр и аттракционов плавательные бассейны;
-объекты коммунально-бытового обслуживания и связи —- приемные пункты, ателье и мастерские бытового обслуживания, парикмахерские, бани и прачечные, почтовые отделения, сберегательные кассы, автоматические телефонные станции;
-объекты складского хозяйства — продуктовые и промтоварные склады, овощехранилища, холодильники, ломбарды, различного рода резервуары для жидкостей и газов, склады горюче-смазочных и других материалов;
- объекты промышленного назначения и энергетики — отдельные лаборатории, цехи и производства (особенно те, в которых необходима защита от пыли, вибрации, перемены температур и других внешних воздействий), тепловые и гидроэлектростанции, промышленные котельные, промышленные склады и хранилища;
-объекты инженерного оборудования — трубопроводы водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (вплоть до молокопроводов молочных заводов или керосинопроводов в аэропортах), водостоки и ливнестоки, кабели различного назначения, мусоропроводы, общие коллекторы подземных сетей, подстанции, хозяйственно- бытовые устройства — вентиляционные и калориферные камеры, бойлерные и котельные, газорегуляторные пункты и станции перекачки сточных вод, трансформаторные подстанции, очистные и водозаборные сооружения.
23. Инфраструктура подземных городов.
Подземный город - это серии соединенных подземных пространств, которые могут обеспечивать оборонительные убежища, место для жительства, работы или, транзитную систему, мавзолеи, винные и складские подвалы, цистерны или дренажные каналы и многое другое. Подземные города особенно важны в городах с холодным климатом, поскольку они позволяют центральной части города быть доступным круглый год независимо от погоды.
В ходе проектирования и строительства необходимо учитывать целый ряд факторов, и, прежде всего, влияние техногенных процессов на экологию подземного пространства и состояние гидрогеологической среды. Гиперконцентрация населения, инфраструктуры и промышленного производства приводит к огромной перегрузке геоэкологической и гидрогеологической сред крупных городов и вызывает в них необратимые изменения. Если подземная коммуникационная система изначально планируется и строится с системами слежения и пунктами очистки в стратегически важных точках трубопроводов, то ремонт, реконструкция и очистка линий становится легким и приятным делом, утверждают американские специалисты.
24. Средства информации в подземном пространстве.
Четкие, и ясные знаки и указатели на станциях являются одним из непременных условий хорошей организации движения мощных потоков пассажиров.
Наиболее эффективным и новым для нас средством визуальной информации стали световые указатели на светильниках, а также указатели со сменными сигналами, удобные при изменении направления преобладающих потоков и управляемые с единого пульта. Такие указатели обеспечивают отличную видимость на большом расстоянии.
Сильным средством информации может служить цвет (цветная полоса - голубая, желтая и г.д,) с зажигающимися на ней названиями.
25. Крупнейшие подземные сооружения (примеры).
PATH — подземный отапливаемый город под центром Торонто. Практически все небоскребы в центре имеют несколько подземных этажей, в которых размещены магазины, рестораны, небольшие парки и фонтаны, различные офисы и т. д. Они все соединены подземными переходами между собой и с системой метрополитена, а также со всеми крупными подземными парковками. Деловая часть города спускается зимой в PATH на обед и после работы, там можно встретить банкиров и служащих, студентов и туристов, людей всех национальностей и цвета кожи, а также услышать практически любые языки мира. Часто работники центральных офисов селятся в квартирных комплексах прямо над станциями метро, тогда им не только не нужен автомобиль, чтобы добираться на работу, но и верхняя зимняя одежда в холодное время года — PATH позволяет обойтись без выхода на улицу.
Горнолыжный курорт Ski Dubai. Острова и небоскребы толкают людей на покупку недвижимости, но ведь доступно это только очень обеспеченным, богатым людям. А вот массовому нашествию туристов, желающих провести незабываемое время в Дубаи, приготовлен, и уже сдан в эксплуатацию знаменитый крытый горнолыжный комплекс Ski Dubai. На сегодняшний день это одно из популярнейших мест в ОАЭ. Очевидцы, побывавшие там, говорят, что испытываешь непередаваемые ощущения, когда из 30-градусной жары переходишь в прохладный почти подземный комплекс, заполненный снегом. Кстати, снег получают достаточно интересным способом. Это обычная вода, которая превращается в лед при помощи специальных морозильных камер, а потом размельчается. В Дубаи гордятся этим, и говорят, что у них единственное место, где есть «настоящий искусственный снег». В том плане, что хоть Курорт Ski Dubai — часть торгового центра Mall of the Emirates, одного из самых огромных в мире. Горнолыжный комплекс имеет 5 дорожек различной высоты и наклонности. Самая длинная из них составляет 400 метров. Профессионалы, и те, кто давно занимается лыжами или сноубордингом, могут с удовольствием покататься по крутым склонам. Новичкам и детям отведены специальные, пологие дорожки для того, чтобы те могли практиковаться, находясь в безопасности. Абсолютно для всех открыта отдельная территория для катания — Freestyle Zone. Также у семей с детьми есть возможность весело провести время в Снежном Парке (Snow Park), площадью 3.000 кв. м. (как 3 футбольных поля).
Одним из самых быстро развивающихся направлений городского подземного строительства является сооружение подземных гаражей. В зарубежной практике нередко используются наземно-подземные гаражи. Например, в Будапеште на площади Мартинелли с многоэтажным административным зданием объединен наземно-подземный гараж рампового типа на 400 мест. Гараж имеет восемь наземных и два подземных яруса и построен в очень стесненном месте. В состав гаража входят встроенная автозаправочная и полуподземная станции обслуживания, рассчитанные, главным образом, на обслуживание «городских» автомобилей, въезжающих на стоянку, а также транзитных машин. Для ведомственных автомобилей выделен специальный подземный этаж с самостоятельным въездом и выездом.
По системе «сэндвич» построены многоярусные автовокзалы в Нью-Йорке, в Детройте и других городах США. Обычно верхний ярус таких вокзалов отводится для дальних автобусов, промежуточный — для пассажиров, а нижний — для местных автобусов. Нижний ярус при этом бывает частично или полностью заглублен.
В Москве функционирует крупнейший в Европе московский торгово-рекреационный комплекс «Охотный ряд». На строящемся Московском международном деловом центре «Москва-Сити» предусматривается заглубление на 3 этажа, начинается строительство большого подземного сооружения на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге.
26. Сооружения для транспорта и пешеходов в системе подземной урбанистики.
В настоящее время под землей располагают сооружения различного назначения. В реконструируемых крупнейших, крупных и больших городах комплексно используют пространства, находящиеся под центральными площадями и напряженными магистральными улицами. Эти комплексы включают в себя транспортные тоннели, склады, гаражи, предприятия обслуживания, элементы вокзалов, пересадочные транспортные узлы, кафе, рестораны, кинотеатры, музеи, магазины.
В проектах реконструкции с использованием подземного пространства особенно тщательно прорабатывают исходя из условий экстренной эвакуации все связи с наземным уровнем - лестницы, пандусы, эскалаторы.
На основе мирового опыта подземной урбанистики выявлено, что в многоуровневых подземных сооружениях верхний ярус преимущественно отводится для пешеходов и относительно длительного пребывания людей, нижние - для технических устройств, складов и т. п.
Сформулированы принципы вертикального зонирования. Наиболее близкие к поверхности земли уровни (до отметки - 4 м) отводятся для пешеходов, непрерывного пассажирского транспорта, автостоянок, местных разводящих сетей. Уровни от - 4 м до - 20 м используют для трасс метрополитена и автотранспортных тоннелей мелкого заложения, многоуровневых подземных гаражей, складов, резервуаров и магистральных коллекторов. Уровни на отметке от -15 м до - 40 м предназначают для трасс рельсового транспорта глубокого заложения, включая городские железные дороги.
Целесообразность использования подземного пространства определяется конкретными градостроительными условиями и технико-экономическими обоснованиями. В отличие от наземного строительства подземные сооружения можно возводить в любых условиях, даже сложных и стесненных
27. Гаражи в системе подземной урбанистики.
Подземные гаражи и автостоянки предназначаются для хранения, техническог о обслуживания и ремонта легковых, грузовых, специальных автомобилей и других транспортных средств.
Использование подземного пространства для строительства гаражей и стоянок объясняется двумя основными причинами: возрастанием числа индивидуальных автомобилей; возрастанием площади для их хранения.
Существуют различные типы подземных автостоянок, отличающиеся назначением, местом расположения, глубиной заложения, вместимостью, планировочными схемами, числом ярусов, конструктивными особенностями и т.д. Выбор конкретного типа определяется градостроительными, транспортными и экономическими условиями.
Подземные автостоянки, предназначенные для постоянного хранения автотранспорта, допускается располагать под жилыми и общественными зданиями, участками зелёных насаждений, спортивными сооружениями, под хоз-ми и игровыми площадками (кроме детских), под проездами, наземными автостоянками, школьными участками (при размещении въездов- выездов и вентиляционных киосков за пределами школьных участков), в местах жилой застройки, а также в виде отдельно расположенных сооружений. Наряду с подземными возможно строительство полуподземных автостоянок, верх которых располагается на 0,5—0,6 м выше поверхности земли.
В крупных городах-мегаполисах растет- не только плотность застройки, но и стоимость земли. Существующее положение вещей можно исправить путем использования современных парковочных технологий. Существует четыре основных фактора, определяющих, какой будет новая парковка: наземной или подземной, одноуровневой или многоуровневой. Это стоимость создания парковки, стоимость земли, разница в размере дохода от объекта, в зависимости от того, каким видом парковки он располагает, наконец - градостроительные и технические ограничения.