Вписывание машины в габарит
Так как большинство путевых машин выполнены на железнодорожном ходу, то размеры поперечного сечения их не должны превышать определённых пределов. Это предотвращает соприкосновение их с подвижными единицами, находящимися на соседнем пути или с сооружениями, расположенными вблизи пути. Наибольшее перпендикулярное оси пути очертание, в котором должен помещаться на горизонтальном пути подвижной состав, имеющий максимальные допуски на износы (за исключением бокового наклона на рессорах) называется габаритом подвижного состава. Предельное поперечное очертание, внутри которого, помимо подвижного состава, не должны заходить никакие части сооружений и устройств, материалов и т.п., называется габаритом приближения строений. Между ними предусмотрено некоторое пространство, предназначенное для смещения подвижного состава, колебаний кузова и т.п.. По ГОСТу установлено шесть габаритов: Т, 1-Т, 0-Т, 01-Т, 02-Т, 03-Т. Наибольший из них Т (рис. 2.7, а), предназначен для реконструированных железных дорог, наименьший 03-Т — для подвижного состава, обращающегося по железным дорогам Европы и Азии. Установление размеров поперечного сечения путевой машины из условия свободного прохождения её по железнодорожному пути называется вписыванием в габарит.
7. К экипажной части относят: раму с кузовом, ходовое оборудование, ударно-упряжное устройство, тормозную систему. На раме размещают все рабочее оборудование. Она передает нагрузку на путь через колесные пары. В зависимости от их количества машины бывают двухсные и тележные. Число осей определяют по формуле:
(2.1)
где — общая вертикальная статистическая нагрузка на путь кН;
— допускаемая нагрузка на ось, кН;
Принято [Р] до 250 кН. Намечается [Р] = 270 кН;
Если Noc < 2 машина двухосная, в противном случае — тележечная. Рама представляет собой пространственную сварную конструкцию. В двухосной машине рама опирается на колесные пары через рессорное подвешивание (рис 2.1, а). Оно состоит из плоских рессор 1, соединенных с кронштейнами на раме. К одному из кронштейнов рессора укреплена неподвижно, а ко второму через подвеску 2, хомут 5, рессора установлена на металлической буксе и притянута к ней скобками 4. Рессора воспринимает горизонтальные и вертикальные нагрузки. Буксовые лапы 6 служат только для предохранения колесных пар в продольном направлении, при поломке рессор. Используется также двойное рессорное подвешивание дрезины (рис. 2.1, б), состоящее из листовых рессор 3, пружин 2, последние через шайбы 4 и стержневые подвески 1 передают нагрузки на рессору 3. Гайки 5 удерживают шайбы 4 на подвесках и позволяют регулировать нагрузку на рессору. На тележечных машинах рама опирается на тележки, которые бывают двухосные (машина типа ВПР) или трехосные (УК). Тележки могут быть тяговые и бегунковые (опорные). Тяговая тележка (рис 2.2) машины типа ВПР состоит из рамы 5, приводных колесных пар б, опоры 8, карданного вала 12, промежуточной тормозной рычажной передачи 13, упругих элементов буксового подвешивания 3, боковых опор 2, шкворня 1, гидрогасителей колебаний 4. На оси приводной колесной пары закреплен на подшипниках осевой редуктор 7, на корпусе которого размещен реактивный рычаг 11, удерживающий его от проворота. К раме крепится через резинометаллические амортизаторы 9. Для смазывания подшипников редуктора есть система смазки, состоящая из масляного насоса с пневмоприводом, всасывающего и нагнетательного трубопроводов. Для плавности перемещений тележки относительно рамы машины установлены гидрогасители колебаний. Для уменьшения динамического воздействия от колесной пары на тележку установлены упругие элементы, состоящие из трех резиновых деталей, соединенных стальными пластинами. Они крепятся в корпусе буксы и боковинах рамы. На отечественных путевых машинах используются также тележки с рессорным подвешиванием (рис 2.3). Такая тележка имеет раму, состоящую из балок 1, 13, 18, шкворня 14, привода 75, 21, 23, колесных пар 5, букс 3, с челюстями 4, тормозными колодками 9, тормозными рычагами 10, 11. 19, 20, тормозным цилиндром 16. Привод тележки (рис. 2.3, б) состоит из электродвигателя 7, редуктора 1 с зубчатыми колесами 2, 11, 6, 9, муфты 3, 8, промежуточного вала 4 и колесной пары 10. Концы колесных пар установлены в буксах (рис. 2.3, в) передающие усилия от колесных пар на раму и воспринимают их от нее. Роликовые подшипники установлены в буксе на конус колесной пары. Дистанционные кольца 1, 2 установлены между подшипниками. Гайка 5 застопорена планкой 3, укрепленной на торце оси. Крышка 6 упирается в корпус 7 буксы. Через крышку 4 добавляют смазку. Плита 8 предназначена для хомута рессоры. Кроме двухосных тележек на путевых машинах используются трехосные, как проводные (тяговые), так и бегунковые (машины СЗП-600, ЭЛБ-ЗМ, УК-25 СП, УК-25/9.18 и др).