Порядок эксплуатации колесных пар
67. Каждая колесная пара должна иметь на оси четко поставленные знаки о времени и месте формирования и полного освидетельствования колесной пары, а также клеймо о приемке ее при формировании. Колесные пары должны подвергаться осмотру под подвижным составом, обыкновенному и полному освидетельствованиям, а также при каждой подкатке регистрироваться в соответствующих журналах или паспортах.
68. Расстояние между внутренними гранями колес у ненагруженной колесной пары должно быть 1 440 мм. У локомотивов и вагонов, а также специального самоходного подвижного состава, обращающихся в поездах со скоростью свыше 120 км/ч до 140 км/ч, отклонения допускаются в сторону увеличения не более 3 мм и в сторону уменьшения не более 1 мм, при скоростях до 120 км/ч отклонения допускаются в сторону увеличения и уменьшения не более 3 мм. Требования к тележкам и колесным парам пассажирских и грузовых вагонов, обращающихся на колее 1 435 мм, устанавливаются соответствующими нормативно-техническими документациями.
69. Не допускается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах подвижной состав, включая СПС с трещиной в любой части оси колесной пары или трещиной в ободе, бандаже, диске и ступице колеса, при наличии остроконечного наката на гребне колесной пары, а также при следующих износах и повреждениях колесных пар, нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава:
1) при скоростях движения от 120 км/ч до 140 км/ч:
прокат по кругу катания у локомотивов, моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов более 5 мм;
толщина гребня более 33 мм или менее 28 мм у локомотивов при измерении на расстоянии 20 мм от вершины гребня при высоте гребня 30 мм, а у моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов с высотой гребня 28 мм – при измерении на расстоянии 18 мм от вершины гребня;
2) при скоростях движения до 120 км/ч:
прокат по кругу катания у локомотивов, а также у моторвагонного подвижного состава и пассажирских вагонов в поездах дальнего сообщения более 7 мм, у моторвагонного и специального самоходного подвижного состава и пассажирских вагонов в поездах местного и пригородного сообщений – более 8 мм, у вагонов рефрижераторного парка и грузовых вагонов – более 9 мм;
толщина гребня более 33 мм или менее 25 мм у локомотивов при измерении на расстоянии 20 мм от вершины гребня при высоте гребня 30 мм, а у подвижного состава с высотой гребня 28 мм – при измерении на расстоянии 18 мм от вершины гребня;
3) вертикальный подрез гребня высотой более 18 мм, измеряемый специальным шаблоном;
4) ползун (выбоина) на поверхности катания у локомотивов, моторвагонного и СПС, а также у вагонов с роликовыми буксовыми подшипниками и подшипниками кассетного типа глубиной более 1 мм, а у тендеров более 2 мм.
70. При обнаружении в пути следования у вагона, кроме моторвагонного подвижного состава или тендера с роликовыми буксовыми подшипниками, ползуна (выбоины) глубиной более 1 мм, но не более 2 мм разрешается довести такой вагон (тендер) без отцепки от поезда (пассажирский со скоростью не свыше 100 км/ч, грузовой – не свыше 70 км/ч) до ближайшего пункта технического обслуживания, имеющего средства для замены колесных пар.
При величине ползуна у вагонов, кроме моторвагонного подвижного состава, от 2 до 6 мм, у локомотива и моторвагонного подвижного состава, а также специального самоходного подвижного состава от 1 до 2 мм допускается следование поезда до ближайшей станции со скоростью 15 км/ч, а при величине ползуна соответственно свыше 6 до 12 мм и свыше 2 до 4 мм – со скоростью 10 км/ч, где колесная пара заменяется. При ползуне свыше 12 мм у вагона и тендера, свыше 4 мм у локомотива и моторного вагона моторва-вагонного подвижного состава разрешается следование со скоростью 10 км/ч при условии вывешивания или исключения возможности вращения колесной пары. Локомотив при этом должен быть отцеплен от поезда, тормозные цилиндры и тяговый электродвигатель (группа электродвигателей) поврежденной колесной пары отключены.
71. Колеса пассажирских вагонов производства компании Patentes Talgo S.L. должны удовлетворять следующим требованиям технологической инструкции завода-изготовителя и следующим дополнительным требованиям:
1) расстояние между внутренними гранями колес должно быть 1 440 мм, у вагонов производства компании Patentes Talgo S.L., обращающихся в поездах со скоростью до 160 км/час, отклонения допускаются в сторону увеличения не более 3 мм и в сторону уменьшения не более 1 мм;
2) толщина гребня должна быть не менее 28 мм, толщина обода колеса – не менее 40 мм, прокат по кругу катания – не более 3 мм;
3) разница диаметров колес по кругу катания при обточке с выкаткой колесной пары – не более 0,5 мм, без выкатки – не более 1 мм;
4) разница диаметров колес между тележками смежных вагонов – не более 5 мм;
5) при наличии ползунов (выщербин) на поверхности катания глубиной до 0,5 мм скорость движения не должна превышать 140 км/час;
6) при наличии ползунов (выщербин) на поверхности катания глубиной от 0,5 мм до 1 мм скорость движения не должна превышать 120 км/час;
7) при обнаружении ползуна глубиной более 1 мм необходимо руководствоваться требованиями ПТЭ.