Министерство образования и науки украины
ПРИАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Металлорежущие станки и инструменты»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к практической работе №2 на тему
«Влияние параметров режима нагрева на размеры
и твердость упрочненной зоны при плазменной
закалке углеродистой стали»
Утверждено на заседании кафедры «МСиИ», протокол №2 от 17.09.2001г.
Мариуполь, ПГТУ, 2001
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Сущность способа плазменной поверхностной закалки заключается в
локальном скоростном нагреве поверхности детали высококонцент-рированной плазменной струей и быстром естественном охлаждении без применения дополнительных охлаждающих средств (за счет теплопроводности нагреваемого материала). При термических фазовых и структурных превращениях на поверхности детали образуется упрочненная зона (зона термического воздействия - ЗТВ плазменной струи), размеры и твердость которой зависят от следующих факторов:
1. Химического состава упрочняемого материала (стали, чугуна, твердого сплава, цветных металлов) и его исходного структурного состояния;
2. Параметров режима упрочнения.
Необходимьм условием упрочнения (т.е. повышения твердости и других служебных характеристик) является протекание в ЗТВ плазменной струи процессов закалки и образование мартенсита в качестве основной структурной составляющей. Мартенсит характеризуется высокой прочностью, низкой пластичностью и большим объемом. Для углеродистой доэвтектоидной стали температуру нагрева под закалку в соответствии с диаграммой состояния «Fе - Fе3С» рекомендуется назначать равной Ас3 + (ЗО.,.50)°С(Ас3= 9000 С). При нагреве до более высокой температуры происходит рост кристаллов мартенсита - образуется крупноигольчатая структура с пониженной прочностью и пластичностью и повышенной хрупкостью. Температура нагрева поверхности детали плазменной струей может значительно превышать рекомендуемые значения, однако, ввиду концентрированного ввода тепла, очень высоких значений скорости нагрева и охлаждения (порядка 104...105 °С/с) рост кристаллов мартенсита не происходит и структура упрочненной зоны характеризуется высокой степенью дисперсности. При определенннх условиях и соответствующих параметрах режима плазменного упрочнения температура нагрева в локальном участке может превышать температуру плавлення (порядка 1550°С). Тогда наряду с закалкой в твердом состоянии происходит закалка из жидкого, расплавленного состояния. Только в этом случае происходит рост кристаллов мартенсита и образуется крупноигольчатая структура с пониженными служебыми свойствами.
Основной физической характеристикой поверхностного упрочнения является температурное поле. Эта характеристика позволяет определить температуру нагрева, скорость нагрева и скорость охлаждения в любой точке ЗТВ в различные моменты времени в зависимости от параметров режима обработки и теплофизических характеристик нагреваемого материала.
В общем случае, применительно к поверхностному упрочнению массивных деталей высококонцентрированной плазменной струей, может быть применена расчетная схема нагрева полубесконечного тела мощным быстродвижущимся нормально - распределенным источником нагрева Уравнение процесса распространения тепла при этом имеет вид:
где –ширина и глубина пятна нагрева, =0; 0,5; 1,0; 1,5см; =0; 0,5; 1,0; 1,5 см
– время, 5, 10, 15, 20 с;
– начальная температура тела, 200 С;
– эффективная тепловая мощность плазменной струи, кал;
– коэффициент теплопроводности, 0,1 кал/ см с 0С;
– скорость обработки, 0,417, 0,7, 0,97 см/с;
– коэффициент температуропроводности, 0,1 см/с;
Согласно формуле (1) температура нагрева в любой точке ЗТВ в любой момент времени определяется параметрами режима - и . Эффективная мощность плазменной струи равна:
, (2)
где – КПД плазменного нагрева, ;
– КПД плазмотрона; для плазмотронов косвенного действия
с секционированной межэлектродной вставкой при расходе
охлаждающей воды в пределах ∆m 1…2 м3/ч ;
– КПД плазменной струи (с учетом потерь на излучение и
отражение), 0,98;
– ток обработки, 300, 400 А;
- напряжение в плазменной струе - является зависимой величиной от : каждому значению тока соответствует определенное значение напряжения в соответствии с вольт-амперной характеристикой системы источник питания – плазмотрон.
Размеры упрочненной зоны (ЗТВ) определяются размерами участка металла, нагреваемого выше температуры закалки стали. На рис.1 показана схема распределения температуры нагрева от поверхности в глубину детали, которая позволяет выделить четыре основных участка упрочненной зоны:
1. Зона закалки из жидкого состояния (ТН > ТПЛ,);
2.Зона закалки в твердом состоянии (Тн = Ас3...Тпл);
3.Переходная зона или зона неполной закалки - из межкритического
интервала температур; (ТН = Ас3... ТПЛ);
4.Зона исходного металла. (Тн < Ас1)
При упрочнении без оплавления зона закалки из жидкого состояния отсутствует. По аналогичной схеме происходит распределение температуры в поперечном направлении, т.е. по ширине упрочненной зоны.
Зона термического воздействия плазменной струи имеет форму сегмента окружности (рис.2). Ее размеры определяются визуально при макроструктурном исследовании шлифов упрочненной стали, вырезанных в направлении, перпендикулярном направлению обработки (рис.3).
Параметры режима обработки (и, соответственно, температура и скорость охлаждения) оказывают влияние также на твердость упрочненной зоны, что обусловлено полнотой и кинетикой протекания структурно-фазовых превращений.
2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ
1 Подготовить к упрочнению образец из исследуемой стали.
2Установить образец в специальное приспособление и закрепить на
столе установки.
3.Подготовить установку к упрочнению.
4.Произвести плазменное упрочнение образца в несколько проходов с
зазором между ними не менее 5 мм, изменяя величину тока обработки:
I1 = 300 А I2= 400 А и скорости обработки: V1 = 15 м/ч, V2 = 25 м/ч,
V3 = 35 м/ч.
5.После остывания образца произвести замеры твердости в каждом проходе
на приборе Роквелла (шкала «С»); результаты замеров занести в таблицу. 6.Изготовить макрошлиф упрочненного образца в плоскости,
перпендикулярной направлению обработки.
7,Определить размеры упрочненной зоны, используя 3–5 - кратную лупу
и измерительный инструмент; результаты замеров занести в таблицу. 8.Построить графики влияния параметров режима обработки на твердость и
размеры упрочненной зоны.
9.Проанализировать полученные результаты. Таблица
№№ пп | Режим упрочнения | Твердость | Размеры упрочненной зоны, мм | |||||||
I, A | V, м/ч | |||||||||
Е1 | е2 | е3 | ||||||||
3. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА
В отчете кратко излагаются теоретические положения о влиянии параметров режима плазменной закалки на размеры и твердость упрочненной зоны. Приводятся результаты эксперимента (таблица, графики). В выводах дается анализ полученных результатов.
4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Плазменное поверхностное упрочнение /Л.К. Лещинский. С.С.
Самотугин, И.И .Пирч. -К: Техника, 1990.-109с.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Состав отработавших газов
В состав отработавших газов автомобилей с дизелями входят более 450 токсичных компонентов. К основным токсичным компонентам, вызывающим интенсивное загрязнение атмосферного воздуха, относятся оксид углерода (СО), углеводороды (СН), оксиды азота, твердые частицы. Для автомобилей с дизелями, находящихся в эксплуатации, установлены нормы на дымность отработавших газов. Дизельные двигатели, по сравнению с бензиновыми, выбрасывают в атмосферу значительно меньше токсичных веществ: СО - в 5-7 раз, СН - в 1,3-1,5 раза. Однако они обладают значительным недостатком - повышенным выбросом твердых (углерод) и жидких (масло, топливо) частиц.
Количество твердых сажевых частиц и жидких капель топлива, масла, воды в отработавших газах характеризует их дымность. Уровень дымности, даже на автомобилях одной модели при их работе в одних и тех же условиях, различен и, в зависимости от их технического состояния, изменяется в широких пределах. Оценка дымности производится по коэффициенту поглощения света к, измеряемому в м-1(основной показатель), и по коэффициенту ослабления света N , измеряемому в % (дополнительный показатель).
Цель работы - практическое освоение методов и средств оценки уровня дымности отработавших газов автомобиля, находящегося в эксплуатации.
Термины и определения
Свободное ускорение: увеличение частоты вращения коленчатого вала двигателя автомобиля от минимальной до максимальной без внешней нагрузки при перемещении педали управления подачи топлива (далее - педали) до упора.
Максимальная частота вращения nmах, мин-1: ограниченная регулятором частота вращения вала двигателя в режиме холостого хода при нажатой до упора педали.
Минимальная частота вращения: nmin, мин-1: частота вращения вала двигателя в режиме холостого хода при отпущенной педали.
Дымомер: прибор, предназначенный для непрерывного измерения к и N. Характеристики, которым должен соответствовать дымомер, приведены в приложении И к ГОСТ Р 41.24.
Эффективная база дымомера L, м: длина траектории лучей света при их прохождении через отработавший газ, заполнивший рабочую трубу дымомера в условиях измерения. Значение L_ определяют в соответствии с ГОСТ Р 41.24 и указывают на дымомере.
Пробоотборная система: устройство для забора отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера, изготовленное в соответствии с ГОСТ Р 41.24.
Коэффициент поглощения света к, м-1: значение дымности, измеренное дымомером по основной шкале индикатора с диапазоном от 0 до бесконечности.
Коэффициент ослабления света N. %: значение дымности, измеренное дымомером по вспомогательной линейной шкале индикатора с диапазоном от 0 до 100 %.
Дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения Хм, м-1: максимальное значение коэффициента поглощения (см. рис. 1), измеренное в режиме свободного ускорения.
Результат измерения дымности в режиме свободного ускорения Хсм, м -1: среднеарифметическое значение четырех последних измерений Хм.
Предельно допустимое значение дымности Хь м-1: предельно допустимое значение коэффициента поглощения в режиме свободного ускорения, установленное для автомобиля.
Обкатка автомобиля: пробег автомобиля, установленный изготовителем для начального периода эксплуатации, в течение которого должны выполняться особые требования, изложенные в инструкции по эксплуатации автомобиля.
Автотранспортное средство, находящееся в эксплуатации: автомобиль, прошедший регистрацию в установленном порядке.
Нормы
Основным нормируемым параметром дымности является коэффициент поглощения света к , вспомогательным -коэффициент ослабления света N. При контроле дымности в эксплуатации могут использоваться дымомеры с линейной шкалой, отградуированной от 0 до 100% ослабления света. Пересчет к в N для дымомера с L_, равной 0,43 м, приведен в таблице 1.
Дымность Хсм сертифицированных обкатанных автомобилей в режиме свободного ускорения не должна превышать значение коэффициента поглощения Хь нанесенное на двигатель.
Дымность Хсмсертифицированных необкатанных автомобилей не должна превышать более чем на 0,5 м -1 значение коэффициента поглощения ХL.
Дымность Хсм несертифицированных автомобилей (без знака официального утверждения), не должна превышать в режиме свободного ускорения следующих значений:
2,5 м -1 -для двигателей без наддува;
3,0 м -1 - для двигателей с наддувом.
Таблица 1
Пересчет значений к в N (для дымомера с L равной 0,43 м)
k,м-1 N.% | 0,0 0.0 | 0,1 4 | 0,2 8 | 0,3 11 | 0,4 15 | 0.5 20 | 0,55 21 | 0.6 23 | 0.65 24 |
к,m-1 N.% | 0,7 26 | 0,75 28 | 0,8 29 | 0,85 31 | 0,9 32 | 0,95 34 | 1,0 35 | 1,05 36 | 1,1 38 |
k, m -1 N,% | 1,15 39 | 1,2 40 | 1,25 42 | 1,3 43 | 1,35 44 | 1.4 45 | 1,45 46 | 1,5 47 | 1,55 49 |
k, m -1 N,% | 1,6 50 | 1,65 51 | 1,7 52 | 1,75 53 | 1,8 54 | 1,85 55 | 1.9 56 | 1.95 57 | 2,0 58 |
k, m -1 N,% | 2,05 59 | 2,1 59,5 | 2,15 60 | 2,2 61 | 2,25 62 | 2.3 63 | 2,35 64 | 2,4 64.4 | 2,45 65 |
к,m -1 N,% | 2,5 66 | 2,55 67 | 2,6 67,3 | 2,65 68 | 2,7 69 | 2,75 69,3 | 2,8 70 | 2.85 71 | 2,9 71.3 |
k, m -1 N,% | 3,0 72.5 | 3,05 73 | 3,1 73,6 | 3,15 72 | 3,2 75 | 3,25 75.3 | 3,3 76 | 3,35 76.3 | 3.4 77 |
k,M-1 N,% | 3,45 77.3 | 3,5 78 | 3,55 78.3 | 3,6 79 | 3,65 79.2 | 3,7 80 | 3,75 80 1 | 3,8 80.5 | 3,85 81 |
k, m -1 N,% | 3,9 81.3 | 3,95 81,7 | 4,0 82 | 4,05 82.5 | 4,1 83 | 4.15 83.3 | 4,2 83,7 | 4.25 84 | OO |
Примечание: Пересчет значений и проводят по формуле:
,
где –коэффициент поглощения света, м-1;
– эффективная база дымомера, м;
– коэффициент ослабления света,%.
Применяемые при испытаниях средства измерений должны быть поверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке.
Для подвода отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера следует использовать пробоотборную систему, обеспечивающую отсутствие утечек газов и подсоса воздуха. Пробоотборная система должна соответствовать требованиям приложения К к ГОСТ Р 41.24.
Подготовка к измерениям
Предварительно до въезда на пост ЭК двигатель автомобиля должен быть прогрет до температуры не ниже рабочей температуры моторного масла или охлаждающей жидкости, указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля, но не ниже 60°С.
Для повышения температуры моторного масла или охлаждающей жидкости двигатель запускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свободного ускорения.
Продолжительность работы прогретого двигателя в режиме холостого хода перед началом измерений должна быть не более 5 мин.
После въезда автомобиля на пост ЭК:
• устанавливают рычаг переключения передач (избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач) в нейтральное положение и включают сцепление;
• затормаживают автомобиль стояночным тормозом и заглушают двигатель;
• под ведущие колеса автомобилей устанавливают противооткатные упоры;
• внешним осмотром проверяют техническое состояние автомобиля и двигателя в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51709. В случае несоответствия данным требованиям автомобиль считается неисправным, и ЭК не проводят;
• подключают датчики тахометра и измерителя температуры масла (при их отсутствии в комплекте измерительного оборудования могут быть использованы штатные автомобильные приборы);
• устанавливают пробоотборный зонд дымомера в соответствии с инструкцией на его эксплуатацию;
• запускают двигатель;
• измеряют значения nmin и nmax , которые должны быть в пределах, установленных изготовителем.
1. При измерении дымности в помещении необходимо
оеспечить вентиляцию этого помещения.
2. При испытаниях в режиме свободного ускорения некоторых
моделей автомобилей с автоматической коробкой передач (во
избежание поломки АКП) необходимо использовать беговые
барабаны или вывешивать ведущие мосты автомобиля.
Измерение дымности
Измерение дымности в режиме свободного ускорения проводят следующей последовательности:
• при работе двигателя в режиме холостого хода на n min равномерно перемещают педаль за 0,5-1,0 с до упора. Держат педаль в этом положении 2-3 с. Отпускают педаль и через 8 - 10 с приступают к выполнению следующего цикла;
• циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз;
• измеряют значения Хм на последних четырех циклах свободного ускорения по максимальному показанию дымомера;
• измеренные значения Хм считают достоверными, если четыре последовательных значения не образуют убывающей зависимости и располагаются в зоне шириной 0,25 м -1;
• определяют среднеарифметическое значение Хсм четырех последних измерений Хм, которое принимается за результат измерения;
• результаты измерений сравнивают с установленными нормами и дают оценку технического состояния автомобиля по уровню дымности.
График изменений частоты вращения (n) и показателя поглощения света (к) в процессе цикла свободного ускорения приведен на рис. 1. |
Рис. 1. Характерные формы графиков зависимости частоты вращения (n) и дымности (к) от времени (t) за единичный цикл свободного ускорения а - начало 1-го цикла свободного ускорения; б - окончание 1-го и начало 2-го цикла свободного ускорения;
1 - частота вращения коленчатого вала двигателя (n);
2 - дымность отработавших газов двигателя (к); n min- минимальная частота вращения;
nmax- максимальная частота вращения;
t0 - общее время одного цикла свободного ускорения (12-15 с); tcy - время свободного ускорения от nmin до nmax (1-2 с); tнпу - время нажатой до упора педали (2-3 с);txx-время работы на nmin(8-10c);Хм – максимальное значение дымности в режиме свободного ускорения .