Модификации газ-53а и их конструктивные особенности
Автомобиль ГАЗ-53А стал базовой моделью Горьковского автозавода, на основе которой самим ГАЗом выпускались разнообразные модификации, а различными сборочными предприятиями – многочисленные специализированные машины на его шасси.
Для Саранского завода автосамосвалов и Фрунзенского автосборочного завода в Горьком производилось самосвальное шасси ГАЗ-53-02. По сравнению с базовой моделью в него были внесены следующие изменения:
– на 290 мм уменьшена длина рамы;
– по причине того, что автомобиль не предназначался для работы с прицепом, снят буксирный прибор, вместо которого на боковых полках лонжеронов установлены буксирные крюки;
– отменена установка держателей задних фонарей и номерного знака, монтировавшихся непосредственно при сборке самосвала на САЗе;
– держатель запасного колеса перенесён на левый лонжерон ввиду того, что масляный бак и все трубопроводы гидроподъёмного механизма крепились на правом лонжероне;
– торцы зубьев шестерни III передачи промежуточного вала коробки передач имели закругления по всей высоте для обеспечения плавного включения с ведущей шестернёй коробки отбора мощности;
– размер от фланца КПП до оси блока шестерён промежуточного вала имел более жёсткий допуск для обеспечения нормального зубчатого зацепления;
– доработаны крышка люка пола (кожух) и коврики пола кабины.
Для повышения проходимости по грунтовым дорогам первоначально на это шасси устанавливались шины 8,25-20" модели К-10 со специальным рисунком протектора (позднее стали устанавливаться шины с универсальным рисунком). На экспорт поставлялись автомобили ГАЗ-53-70, предназначавшиеся для работы в условиях умеренного климата, и ГАЗ-53-50 для эксплуатации в тропиках. От обычных машин они отличались более качественной сборкой, регулировкой и приёмкой, усиленными узлами и деталями, улучшенными материалами, использовавшимися в их конструкции, а также более комфортабельными местами водителя и пассажиров.
Для изготовления тропических вариантов шли материалы, стойкие к воздействию окружающей среды южных стран, как влажного, так и сухого тропического климата. На двигатели этих грузовиков не устанавливались термостаты и котлы пускового подогревателя, часть автомобилей не комплектовалась отопителями. В системе освещения ГАЗ-53-50 ставились фары ФГ122-БТ1 и ФГ122-БТ1Ж с лампами А-12-50+40. Существовала также вариация для стран с левосторонним движением – ГАЗ-53-54 с правым расположением руля.
Кроме обычных экспортных модификаций производилась также модель ГАЗ-53-56, оборудовавшаяся английским четырёхцилиндровым четырёхтактным дизелем Perkins 4.236 V мощностью 90 л.с. по системе SAE (54 кВт) при 2600 об/мин, максимальным крутящим моментом 29 кГм при 1400 об/мин, со степенью сжатия 16,0 и рабочим объёмом 3861 см3 (236 кубических дюймов). Эта машина предназначалась для работы в условиях как тропического, так и умеренного климата, и не оборудовалась термостатом и котлом пускового подогревателя. С 1966 года выпускался ГАЗ-53Н – грузовик, предназначавшийся для нужд Советской Армии, и в отличие от ГАЗ-53А снабжавшийся:
– двумя топливными баками: основным на 90 л и дополнительным на 105 л, устанавливавшимся на левом лонжероне рамы;
– пусковым жидкостным подогревателем ПЖБ-12;
– переключателем датчиков указателя уровня бензина;
– выключателем аккумуляторной батареи;
– держателем личного оружия водителя в кабине;
– комплектом дополнительного спецоснащения.
В комплект в свою очередь входили:
– шанцевый инструмент (топор, пила, лопата);
– буксирный трос;
– цепи противоскольжения;
– утеплительные чехлы на капот и облицовку радиатора;
– электровулканизатор;
– аптечка для ремонта шин;
– канистры для бензина и масла;
– брезентовое ведро;
– набор запчастей (запасные ремни, лампочки, прокладки и пр.);
– светомаскировочный комплект СМУ.
Общий вес автомобиля в снаряженном состоянии составлял 3325 кг (против 3250 кг у базовой модели).
С 1971 года завод производил ГАЗ-53-40 – удлинённое шасси на базе ГАЗ-53А, с оперением и рамкой лобового стекла, предназначенное для поставок Курганскому автобусному заводу для монтажа кузова автобуса КАвЗ-685. В небольших количествах оно также поставлялось на Токмакский авторемонтный завод под автобус ТАрЗ-002 и Семёновский авторемонтный завод под автобус САрЗ-685. Шасси комплектовалось более мягкими рессорами, четырьмя телескопическими амортизаторами (в передней и задней подвеске), топливным баком объёмом 105 л от ГАЗ-66, а также изменённой системой выпуска отработанных газов. В системе электрооборудования вместо генератора Г250-Г1 ставился Г266-А с максимальной мощностью 840 Вт и силой тока 60 А, работавший со встроенным интегральным реле-регулятором Я112-А.
С ноября 1976-го по 1984 год выпускался грузовик ГАЗ-53-07 – модификация ГАЗ-53А для работы на сжиженном нефтяном газе.
На автомобиль устанавливался двигатель модели ЗМЗ-53-07 (базовый ЗМЗ-53, конвертированный для работы на СНГ) с увеличенной за счёт уменьшения объёма камер сгорания, достигнутого путём понижения высоты головок блока цилиндров, степенью сжатия 7,0, мощностью 105 л.с. (77,2 кВт) при 3200 об/мин и максимальным крутящим моментом 29 кГм при 2200-2500 об/мин.
В состав газового оборудования входили:
– газовый баллон 111.4401011 с полезным объёмом 170 л (полный – 190,4 л), на котором монтировались наполнительный и два расходных вентиля (паровой и жидкой фазы) со скоростными клапанами, контрольный вентиль максимального заполнения баллона при заправке, датчик указателя уровня сжиженного газа и предохранительный клапан;
– магистральный запорный вентиль 53-07-4402008-01;
– испаритель газа жидкостный 111.4403010;
– двухступенчатый газовый редуктор низкого давления РЗАА 111.4404010 с сетчатым фильтром и датчиком давления ММ358;
– смеситель газа СГ-250;
– карбюратор резервной системы питания К-112-1107 (однокамерный, горизонтальный, с пламегасителем);
– манометр УК130;
– указатель уровня сжиженного газа в баллоне;
– газовая арматура (тройники и трубопроводы).
Газовый баллон монтировался с помощью хомутов на трёх кронштейнах, крепившихся к левому лонжерону рамы, газовый редуктор, испаритель и магистральный запорный вентиль устанавливались в моторном отсеке, датчик давления – в первой ступени газового редуктора, манометр и указатель уровня газа – на панели приборов. Маховик управления магистральным вентилем выведен в кабину. В целях повышения безопасности автомобиль комплектовался удлинённой выхлопной трубой глушителя с изогнутым вниз концом. Инструментальный ящик, из-за недостатка места в связи с установкой газового баллона, был перемещён с передней части платформы в заднюю.
Объём бензобака резервной системы составлял 10 л.
В 1973 году ГАЗ-53А и его модификации были аттестованы на присвоение государственного Знака Качества.