Особенности перевозки опасных грузов другими видами транспорта
По данным международных организаций авиаперевозчиков, уже в 1976 году более половины грузов, перевозимых всеми видами транспорта, были потенциально опасными, в то время по воздуху доставлялось 5 % таких грузов, сейчас – около 20 %.
Проблема заключается в том, что во время воздушной перевозки многие грузы под влиянием особенностей воздушного транспорта ведут себя нестандартно и зачастую проявляют свои опасные свойства, которые не появляются во время наземной перевозки. На воздушном транспорте опасными становятся многие привычные вещи: духи, одеколоны, спиртные напитки, зажигалки, аэрозоли и пр.
Если груз перевозится в негерметичном багажнике самолета, то на него действует атмосферное давление, которое с увеличением высоты падает. А низкое атмосферное давление на больших высотах увеличивает испарения многих жидкостей, таких, например, как ацетон, спирт, этил и т.д.
Другим фактором, влияющим на грузы во время воздушной перевозки, является присущая воздушному транспорту вибрация, которая может изменяться по амплитуде от 0,05 до 5 мм. А это, в свою очередь, приводит к повышению напряжения в материале конструкции тары, вызывая образование трещин, отворачивание крышек, нарушение герметизации тары.
На груз в самолете действуют также перегрузки, которые в отдельных случаях могут быть значительными, например, при аварийной посадке, резком снижении самолета. При этом груз не должен разрушаться или сорваться с места швартовки.
Кроме того, для воздушной перевозки характерно и быстрое изменение температуры - ±60ºС. Особенно это влияет на условия перевозки в летнее время, когда температура в багажнике самолета на 8-10ºС выше температуры на улице, а с набором высоты она резко падает.
Но главной особенностью воздушного транспорта, в отличие от других видов транспорта, является замкнутость пространства воздушного судна, практическая невозможность удаления груза, начавшего проявлять свои опасные свойства в полете, и ограниченная возможность применения средств пожаротушения и нейтрализации вредных веществ.
В определение опасных грузов попадают не только такие явно опасные вещества, как кислоты, радиоактивные вещества, яды и взрывчатые вещества, но также некоторые грузы, возникновение опасности при перевозке которых может показаться маловероятным, как, например, кресла-каталки для перевозки больных, снабженные батареями из жидкостных элементов, кислородные аппараты со сжатым газом.
Даже такие, безобидные на первый взгляд, вещества, как бытовые моющие средства, содержат определенную ступень опасности в качестве хлора или аммиака, входящих в их состав. Аммиак, являясь коррозийным веществом, также выделяет и токсичные пары.
Имели место неоднократные случаи, когда воздушное судно было вынуждено возвратиться в аэропорт из-за наличия паров аммиака, воздействовавших на членов экипажа и пассажиров.
Международные стандарты требуют, чтобы каждый специалист, который участвует в технологии воздушной перевозки опасных грузов, проходил соответствующий курс первоначального обучения и в дальнейшем повторял это обучение 1 раз в 2 года. Специальная подготовка необходима для:
· грузоотправителей и их агентов;
· упаковщиков грузов и грузчиков;
· работников авиапредприятий и их агентов;
· членов экипажей и бортпроводников.
Контрольные вопросы
1. Нормативно-правовое обеспечение
2. Классификация и маркировка опасных грузов.
3. Требования к организации перевозок опасных грузов на АТ
4. Особенности перевозки опасных грузов другими видами транспорта
5. Нормативно-правовое обеспечение
6. Классификация опасных грузов по характеру и степени опасности
7. Что запрещается водителю при управлении АТС с опасными грузами.
8. В каких случаях следующих при выборе маршрута движения подлежит обязательному согласованию с органами дорожной полиции РК.
9. Каким требованиям должна отвечать конструкция ПС при перевозке ОП.
10. Маркировка опасных грузов.