Система автоматического регулирования температуры воздуха
САРД предназначена для:
- автоматического регулирования давления в кабинах (с автоматическим и ручным дублированием);
- автоматического ограничения скорости изменения давления;
- автоматического ограничения избыточного давления в кабинах;
- автоматического предохранения кабин от повышения давления свыше допустимого;
- предотвращения отрицательного перепада давлений;
- аварийной разгерметизации кабин.
Избыточное давление является расчетной величиной системы автоматического регулирования давления воздуха в гермокабине (см. рис. 9.6.) и эксплуатационной нагрузкой для конструкции гермоотсека фюзеляжа. Величина избыточного давления (перепада давления) определяется требованиями комфорта, прочности гермокабины и максимальной высоты полёта. Требование комфорта определяется не только избыточным давлением, но и скоростью изменения давления. Иными словами, самочувствие пассажиров зависит от программы изменения давления воздуха в салоне.
Обычно программа изменения давления на низких высотах (примерно до 2,4 км) повторяет изменение атмосферного давления (отрезок АБ). При этом гермокабина сообщается с атмосферой (разгерметизирована) : избыточное давление равно нулю, а градиент давления равен атмосферному.
С увеличением высоты полёта более 2,4 км гермокабина изолируется от атмосферы и в ней поддерживается заданное абсолютное давление (отрезок кривой БВ).
При достижении максимального перепада давления в гермокабине обеспечивается постоянство избыточного давления, а градиент давления равен атмосферному.
В полете при этом приходится ограничивать вертикальную скорость самолета до б м/сек, чтобы не допустить появления декомпрессионной болезни у физически слабых пассажиров.
Снижение при вертикальной скорости до 6 м/с соответствует кривой ДГА. Интенсивное снижение с вертикальной скоростью более 10 м/с (кривая ДВА) недопустимо вследствие ранней разгерметизации (точка Е) и большого градиента давления вблизи земли (отрезок ЕА). Снижение с вертикальной скоростью равной 10 м/с соответствует прямой ДА и является идеальным.
Поддержание заданной программы изменения давления воздуха в гермокабине обеспечивается регулятором давления. Этот регулятор под действием датчика давления автоматически изменяет положение выпускного клапана, через который воздух сбрасывается в атмосферу. Регулятор можно настраивать на земле и корректировать его работу в полете.
ПРИНЦИП РАБОТЫ САРД
В систему автоматического регулирования температуры воздуха входят
автоматические регуляторы АРТ-56-1 и АРТ-56-2, импульсный автоматический регулятор
температуры первичного ВВР и устройство ограждения температуры воздуха.
На самолете установлены два комплекта АРТ-56-1 —для левого и правого основных
узлов охлаждения — и три системы АРТ-56-2 — для кабины экипажа и пассажирских
салонов.
Управление системами автоматического регулирования температуры размещено на
панели кондиционирования пульта бортинженера.
Устройство ограничения температуры управления не имеют. Они срабатывают
автоматически при достижении предельно допустимых температур, электропитание их
осуществляется с правой панели АЗС.
Регулятор давления электронной САРД сравнивает электрические сигналы, пропорциональные заданным значениям абсолютного давления и скорости его изменения, поступающие от задатчика, с электрическими сигналами, соответствующими фактическим значениям этих параметров в гермокабине, поступающими с датчиков (см. рис. 9.8.). Сигнал рассогласования, который ограничивается сигналом по заданному максимальному перепаду давлений поступает на блок управления, где усиливается, сравнивается с сигналами выпускного устройства и поступает на привод переменного тока выпускного устройства (клапана), которое, открываясь или закрываясь, приводит давление и скорость его изменения в гермокабине к заданному значению.
В случае отказа основной подсистемы вместо нее автоматически или вручную включается резервная подсистема. При этом параметры воздуха в гермокабине также поддерживаются в соответствии с заданной программой.
Предусмотрено также ручное регулирование давления в гермокабинах путем прямого управления приводами постоянного тока выпускных устройств.
Автоматические регуляторы температуры АРТ-56-1 позволяют задавать,
томатически регулируют и поддерживают заданную температуру воздуха в пределах +8 ÷ +
° С в левой и правой магистралях за основными узлами охлаждения, а также дают
зможность осуществлять ручную регулировку температуры воздуха за этими узлами.
Точность регулирования автомата находится в пределах ±2° С, время работы 1—1,5 с,
ауза — от 1 до 15 с.
Импульсный автоматический регулятор температуры первичного ВВР дает
возможность автоматически поддерживать температуру воздуха за ВВР, а также
осуществлять ручную регулировку температуры воздуха.