Ответственность за нарушение прав потребителей в розничной куплей-продаже
Статья 23 Закона «О защите прав потребителя» предусматривает ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя.
За нарушение предусмотренных законом сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 1% от цены товара. При этом цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено в день добровольного исполнения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.
В ст. 12 Закона «О защите прав потребителей» предусмотрена ответственность изготовителя (продавца) за ненадлежащую информацию о товаре. В частности, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора в случае, когда договор заключен, потребитель вправе в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар продавцу.
Статья 14 Закона «О защите прав потребителей» конкретизирует правила об имущественной ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товара. Так, вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара, подлежит возмещению в полном объеме. При этом право требовать возмещения вреда признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.
По общему правилу вред подлежит возмещению, если он был причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара. Однако Закон устанавливает, что вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения в случаях, если:
§ на товар должен быть установлен срок службы или срок годности, но он не установлен;
§ потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке службы или сроке годности;
§ потребитель не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока службы или срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий;
§ товар по истечении этих сроков представляет опасность для жизни и здоровья.
В случае, если изготовитель был вправе установить срок службы на товар, предназначенный для длительного использования (п. 1 ст. 5 Закона «О защите прав потребителей»), но не установил его, то вред подлежит возмещению в случае его причинения в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю, а если день передачи установить невозможно — с даты изготовления товара.
Требование о возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара ио выбору потерпевшего.
Кроме того, изготовитель несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров, независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет.
Основаниями для освобождения изготовителя (продавца) от ответственности может быть наличие доказательств непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара, повлекших причинение вреда.
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вредапри наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда (ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»).