Загадки, пословицы, поговорки
С
<— качели
качать
к
тень печать
птичка печенье
лечить аптечка
плетень почта
чихать паутина
внучка чинить
тягач учить
ученик катать
Оставшиеся слова с обоими звуками Т' и Ч подчеркни 1 чертой красным карандашом.
6. Игра "Кто это?"- словообразование существительных - лиц по их занятиям.
писать — писатель водить — водитель
искать — учить —
спасать — читать —
носить — мечтать —
7. Игра "Путаница"— скажи правильно
стихи, Тютчев, Катя, читать, любить —
Катя любит читать стихи Тютчева, дети, школа, учитель, в, учить —
книги, читатель, читальня, в, ходит, читать —
птичка, летать, птенчик, учить, маленький —
ученик, отлично, мечтать, учиться —
8. Скажи дальше — упражнение в употреблении сложноподчиненных предложений.
Чтобы научиться читать, надо .... Чтобы стать учителем, надо .... Чтобы учить детей в школе, надо .... Чтобы отлично учиться в школе, надо ....
9. Посмотри внимательно на картинки, обведи контуры и заштрихуй зеленым карандашом
картинки на звук Ч горизонтально, синим — на звук Т' вертикально.
Занятие 11
1. Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная разминка.
2. Произнеси звук Щ длительно и на одном выдохе.
3. Произнеси слоги и слова
ащ-ащ-ащ — плащ* ещ-ещ-ещ — лещ ощ-ощ-ощ — мощь ющ-ющ-ющ — плющ
4. Запомни и повтори слоги и слова
ащ-ощ-ущ-ищ ущ-ищ-ащ-ощ
ощ-ущ-ищ-ащ ищ-ащ-ощ-ущ
лещ — плющ — овощ — клещ
(взрослый 4 раза меняет порядок слов)
5. Игра "Составь слово' |
Звук Щ
6. Игра "Эхо" — образуй признаки и подбери их к предметам
немощь — немощный (дедушка), немощное (дитя) хищник — ... (лев),... (лиса), ... (животное) овощ — ... (суп), ... (котлета), ... (пюре*) мощь — ... (машина), ... (автомобиль)
7. Выучи скороговорку
Ощ-ощ-ощ — по полю стелется хвощ, ещ-ещ-ещ — в реке плавает лещ*, ющ-ющ-ющ — по стене вьётся плющ, ащ-ащ-ащ — у Маши новый плащ*.
8. Рассмотри букву Щ, нарисуй в воздухе пальцами поочередно (сначала правой, потом левой руки), затем двумя руками одновременно.
9. Упражнение с разрезной азбукой — после звукового анализа сложи и преобразуй слоги:
Занятие 12
1. Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная разминка.
2. Произнеси звук Щ-Щ-Щ.
3. Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка
а) (прямо и обратно)
ща-ща — ща-ща-ща що-що — що-що-що щу-щу - щу-щу-щу щи-щи — щи-щи-щи ще-ще — ще-ще-ще
б) с изменением ударения:
ща-ща-ща ще-ще-ще щу-щу-щу
ща-ща-ща ще-ще-ще щу-щу-щу
ща-ща-ща ще-ще-ще щу-щу-щу
4. Произнеси слоги и слова
ща-ща-ща — щавель щё-щё-щё — щётка
щи-щи-щи — щит ще-ще-ще — щепка
щи-щи-щи — щипцы щу-щу-щу — щука
щё-щё-щё — щёки щу-щу-щу — щупальцы
5. Запомни и повтори слоги и слова
а) ща-що-щу-щи щу-щи-ща-що
що-щу-щи-ща щи-ща-що-щу
б) щёки — щука — щепка — щавель
(взрослый 4 раза меняет порядок слов).
Звук Щ
6. Закончи слово — подбери подходящий конец, а ненужные слоги вычеркни
7. Игра "10-7-2-8" - щенок, щука.
8. Спряжение в настоящем времени
тащить щуку за хвост чистить щёткой щенка
( я ..., ты ..., он ..., она ..., мы ..., вы ..., они ...).
9. Заучи скороговорки
Щуку я тащу, тащу, Щёткой чищу я щенка,
Щуку я не упущу. Щекочу ему бока.
Два щенка щека к щеке Щиплют щётку в уголке.
10. Раскрась картинку (упр. 9).
Занятие 13 |
10. Нарисуй щенка "петелькой" Образец: |
Занятие 13
1. Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная разминка.
2. Произнеси звук Щ-Щ-Щ.
3. Произнеси слоги и слова
ща-ща-ща — пища ще-ще-ще - училище
ща-ща-ща — пищать ще-ще-ще — удилище
щи-щи-щи — ящик щу-щу-щу — ищу
щи-щи-щи — пищит щу-щу-щу — тащу
4. Подбери подходящий конец слов
Звук Щ
5. Игра "10-7-2-8" - ОВОЩ, ЯЩИК, удилище
6. Спряжение в настоящем времени
искать ящик для овощей тащить ящик с овощами угощать свежими овощами
( я ..., ты ..., он ..., она ..., мы ..., вы ..., они ...).
7. Заучи скороговорки
Ты нас, мама, не ищи: щиплем щавель мы на щи. Усищи, когтищи, а моется всех чище.
8. Внимательно рассмотри картинки. Раскрась их. Помоги малютке и великану правильно
назвать предметы
носик — нос — носище
нога — ухо-
палец —
зубы —
губы —
сапоги —
пояс —
9. Знакомство с правописанием ЩА, ЩУ.
Запомни правило: ЩА пиши с буквой А, ЩУ пиши с буквой У.
10. Упражнение с разрезной азбукой (кубиками): вставь слоги ЩА или ЩУ
п | и | • | • |
• | • | к | а |
ч | а | • |
т | а | • | • |
Занятие 14
11. Напечатай эти слова (см. упр. 10)
12. Нарисуй и раскрась ящик с овощами.
Занятие 14
1. Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная разминка.
2. Произнеси звук Щ-Щ-Щ.
3. Запомни и повтори слоги и слова
а) тща-тщо-тщу-тщи атщ-отщ-утщ-итщ
тщо-тщу-тщи-тща отщ-утщ-итщ-атщ
тщу-тщи-тща-тщо утщ-итщ-атщ-отщ
тщи-тща-тщо-тщу итщ-атщ-отщ-утщ
б) тщедушный щенок — тщательная работа —
тщетные усилия
(взрослый 4 раза меняет порядок слов).
4. Игра «7-10-8-2» - тщедушный щенок
пищащий щенок.
Звук Щ
5. Спряжение в настоящем времени
защищать тщедушного щенка защищать пищащего щенка
( я ..., ты ..., он ..., она ..., мы ..., вы ..., они ...)
6. Выдели на слух слова со звуком Щ из стихотворения А. Барто "Щенок". Послушай стихотворение и запомни слова со звуком Щ
Щенок такой тщедушный был!
Его я щами все кормил.
От злющей стужи защищал,
Щенок от радости пищал.
Ещё бы! Он счастливый рос.
Теперь мой щен не щен, а пёс — настоящий!
7. Игра "Эхо"— образуй от действий признаки по образцу
свистеть — свистящий (звук) петь — ... (фонтан) идти — ... (дождь) звенеть — ... (бубенчик) шипеть — ... (змея) бежать — ... (девочка) лаять — ... (собака) стоять — ... (кошка) шагать — ... (экскаватор*) пищать — ... (щенок)
8. Игра "Кто это? Что он делает?"— образуй новые слова и составь с ними предложения
пилить — Пильщик пилит сухие пни.
стеклить —
носить —
точить —
чистить —
Занятие 14 |
9. Найди 2 абсолютно одинаковых щенков и одинаково раскрась их. |
10. Вспомни слова со звуком Ща) в начале слова, б) в середине, в) в конце.
11. Повтори скороговорки на звук Щ.
12. Игра "Эхо" — образуй новые слова по образцу
угощать — угощение восхищать —
помещать — похищать —
посещать — возмущаться —
смущать — смещать —
извещать — поглощать —
обобщать — завещать — завещание
освещать — вещать —
посвящать — совещаться —
замещать — обещать —
Занятие15
1. Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная разминка.
2. Произнеси попеременно звуки Ч-Щ, Щ-Ч.
3. Запомни и повтори слоги
ча-чо-чу-чи ач-оч-уч-ич
чо-чу-чи-ча оч-уч-ич-ач
чу-чи-ча-чо уч-ич-ач-оч
чи-ча-чо-чу ич-ач-оч-уч
ща-що-щу-щи ащ-ощ-ущ-ищ
що-щу-щи-ща ощ-ущ-ищ-ащ
щу-щи-ща-що ущ-ищ-ащ-ощ
щи-ща-що-щу ищ-ащ-ощ-ущ
ча-ча-ща ща-ча-ща че-че-ще
ча-ща-ща ща-ща-ча че-ще-че
ча-ща-ча ща-ча-ча че-ще-ще
ще-ще-че ач-ач-ащ еч-ещ-еч
ще-че-че ач-ащ-ащ еч-еч-ещ
ще-че-ще ач-ащ-ач ещ-еч-ещ
(тоже самое с гласными О, У, И).
Занятие 15
4. Игра "Наоборот"
ча-ча-ча — ща-ща-ща ащ-ащ-ащ — ач-ач-ач
чо-чо-чо — ощ-ощ-ощ —
чу-чу-чу - ущ-ущ-ущ -
чи-чи-чи — ищ-ищ-ищ —
че-че-че — ещ-ещ-ещ —
точу — тащу лещи — лечи
чётко — полущить —
помечать — мощёный —
точить — пищать —
5. Внимательно вслушайся в слова во 2-ом столбике, слова со звуком Щ зеленой стрелкой
направь вправо, в 3-й столбик, а со звуком Ч желтой стрелкой — влево, в 1 -й столбик.
I II III
вещи
плечи
пища
щека
чай
чудеса
птичий
щетина
Кащей
щебетание
почтальон
чемпион
щенок
чтение
ущелье
Звук Ч-Щ
6. Проговори слова, догадайся, чем они похожи
чаща | точильщик | очищенный |
чищу | часовщик | мчащий (ся) |
чище | чудовище | чистилище |
чудище | чудовищный | щелкунчик* |
7. Игра "Назови ласково"
доска — дощечка щётка —
щенок — щека —
ящик — вещь —
щепка — щука —
8. Игра "Эхо" — образуй признаки по образцу
читать — читающий (ученик)
скучать — ... (человек)
чистить — ... (паста)
чихать — ... (котенок)
качаться — ... (ветки)
печатать — ... (станок)
стучать — ... (двигатель)
лечить — ... (врач)*
мчаться — ... (машина)
начинать — ... (учитель)
9. Повтори правило правописания ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. Вставь пропущенную гласную букву
ч . сы бахч . коч . н
ч . до ч . гун ч . щ .
пищ . щ . ка ищ . т
10. Повтори скороговорки на Ч и Щ.
ЗвукиЩ-С'-Т'
Занятие 16
1. Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная разминка.
2. Произнеси попеременно Щ-С'-Т'.
3. Запомни и повтори слоги
ща-ся-тя ся-тя-ща тя-ща-ся
що-сё-тё сё-тё-що тё-що-сё
щу-сю-тю сю-тю-щу тю-щу-сю
щи-си-ти си-ти-щи ти-щи-си
4. Закончи слово — добавляй последний согласный звук Щ, Т', С'
помо . (ь) пе . (ь) плю . пла . *
ве . (ь) ово . ры . (ь)* крова. (ь)*
гу . (ь) бою . (ь) ма . (ь) кле .
пя. (ь) хво. ле. ло. (ь)*
мя . до . (ь) пи . (ь) пе . (ь)
5. Подбери слова из упр. 4 к схемам
с | кр | з |
з | кр | з |
6. Игра "7-10-8-2" — поющая птичка
Звук Ч-Щ
7. Спряжение в настоящем времени
посвящать стихи детям восхищаться стихами Тютчева восхищаться весенними песнями птичек
( я ..., ты ..., он ..., она ..., мы ..., вы ..., они ...).
8. Игра "Эхо".Замени слог ТИ слогом ЩА
восхитить — восхищать посетить —
осветить — смутить —
посвятить — возмутить —
9. Игра "Волшебная цепочка"— упражнение в распространении предложений
Соловьи* свищут* —
а) Соловьи* свищут в роще*.
б) Весной соловьи* свищут в роще*.
в) Весной соловьи* весело* свищут в роще*.
Птички щебечут —
а) б) в)
Гусята пищат —
а) б) в)
Носильщик носит —
а) б) в)
Занятие 16
10. Внимательно вслушайся в слова во 2-ом столбике и раздели их на 3 группы:
а) в 1-ый (левый) столбик синей стрелкой направь слова на звук С;
б) в 3-ий (правый) столбик красной стрелкой — на Т;
в) во 2-ом столбике оставь слова на Щ, подчеркни их зеленым карандашом.
Впиши (для школьников) слова в столбики
I II III
ПЛЮЩ
плеть
плесень
васильки
клещи
синица
теплица
щипцы
телята
авоська
ящик
ботинки
щебетание
тишина
весенний
угощение
утенок
Итоговое задание
I. Персонажи какой русской народной сказки нарисованы на 1 -ой странице обложки?
II. О каком правиле правописания напоминает страница?
III. Внимательно рассмотри картинки на последней странице обложки:
а) зеленым карандашом закрась правый верхний уголок квадратов с картинками на звук Щ;
б) красным — правый нижний уголок квадратов с картинками на Т;
в) желтым — левый нижний уголок квадратов с картинками на С;
г) фиолетовым — левый верхний уголок квадратов с картинками на Ч;
д) какие картинки нарисовал художник по ошибке?
_______________________________________________________ Звук Ч-Щ
ПОТЕШКИ, СКОРОГОВОРКИ,
ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ
И ОТРЫВКИ ИЗ СТИХОВ
на закрепление произношения в речи звуков Ч, Щ. (при отсутствии дефектов Р, Р', Л)
Встретил ёжика бычок
И лизнул его в бочок.
И, лизнув его в бочок,
Уколол свой язычок.
А колючий ёж смеётся:
— В рот не суй, что попадётся!
Хочет печка вкусно печь, Хочет речка быстро течь, Хочет тихо падать снег, Хочет счастья человек.
Чёрной ночью
Чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота -
Отыщи-ка там кота.
Подогрела чайка чайник, Пригласила восемь чаек. Прилетели все на чай. Сколько чаек? Отвечай!
Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для нас.
Занятие 16
Разошлись мальчики В тёмные чуланчики. Каждый мальчик в свой чуланчик.
(Перчатки)
Барсучиха-бабушка Испекла оладышки. Угостила трёх внучат, Трёх драчливых барсучат. Барсучата не наелись, С рёвом блюдцами стучат. Ну-ка, сколько барсучат Ждут добавки и молчат.
(Т. Белозеров)
Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. — Тише, Танечка, не плачь! Не утонет в речке мяч.
(А. Барто)
Целый день поёт щегол В клетке на окошке. Третий год щеглу пошёл, А он боится кошки. А Маша не боится Ни кошки, ни щегла. Щеглу дала напиться, А кошку прогнала.
(А. Барто)
Звук Ч-Щ
Щенок такой тщедушный был. Его я щами всё кормил, От злющей стужи защищал, Щенок от радости пищал. Ещё бы! Он счастливым рос! Теперь мой щен — не щен. А пёс — Настоящий!
(А. Барто)
Очень любит Галочка Быструю скакалочку. Скок да скок, скок да скок! Галочке не жалко ног. А бывает жалко Быструю скакалку. — Отдохни, скакалочка! — Еле шепчет Галочка.
(И. Демьянов)
Мы не ляжем рано спать: Дочку надобно купать. Теплую водичку Льем на нашу птичку
(Е. Благинина)