Опыт работы ведущих транспортно-экспедиторских компаний в России и за рубежом
Общей тенденцией в сфере транспорта за рубежом является постепенная интеграция национальных транспортных систем в общемировую систему. В этих условиях доставку грузов стремятся осуществлять преимущественно по варианту «от двери до двери» в режиме «точно в срок». Мировой опыт свидетельствует, что без развитой сети транспортно-экспедиторских предприятий различных форм собственности сформировать полноценный рынок транспортных услуг и обеспечить высокое качество обслуживания невозможно.
Сегодня в мире сложился единый транспортный комплекс в форме кооперации деятельности небольшого числа мощных транспортных и транспортно-экспедиторских компаний и сотен тысяч средних и мелких экспедиторских фирм и транспортных предприятий. В настоящее время насчитывается более 100 тыс. экспедиторских компаний, которые контролируют от 75 до 85% оборота перевозимых грузов. Остальные 15-25% грузов транспортные компании получают непосредственно от грузоотправителей. В частности, в США экспедиторы контролируют почти 90% грузов, в России до 85% отправок грузов оформляются транспортно-экспедиторскими фирмами, в Корее − только 60%. Экспедиторы контролируют около 60 % перевозок магистральными видами транспорта и до 75 % международных перевозок. Экспедитор становится держателем логистической системы, обеспечивающей прогнозирование и планирование перевозок, слежение за движением транспортных средств, контейнеров, за временем доставки товара, оптимизацией продвижения грузов и хранения сырья, материалов и готовых изделий.
Предполагается, что в перспективе в мире будет создано 60 — 70 транспортных узлов-центров логистического распределения, связанных транспортными коридорами с подключенными к ним логистическими региональными подсистемами, которые будут обеспечивать через неограниченное число экспедиторов и перевозчиков выход к каждому грузоотправителю и грузополучателю.
Происходит процесс расширения прав экспедитора. В задачи экспедитора теперь могут входить еще недавно несвойственные ему функции, такие, как:
− право привлечения третьих лиц;
− использование собственных транспортных средств и товарных складов;
− действие в качестве оператора перевозки грузов в смешанном сообщении;
− изготовление тары и упаковки;
− выступление в качестве арендатора и генподрядчика транспортных средств и складов;
− осуществление в ходе доставки углубленной доработки товаров, их выкупа и перепродажи, а также организации их сбыта.
В мировом бизнесе известны такие крупные транспортно-экспедиторские и логистические фирмы, как «Danzas» (Швейцария), «Ryder» (Нидерланды), «Kuehne&Nagel» (Германия), «EXEL» (Великобритания), «DHL» (Бельгия), которые имеют крупнейшие грузовые терминалы и транспортные распределительные центры. В настоящее время на мировом рынке появляются фирмы, предлагающие комплексные пакеты логистических услуг. Подобная тенденция распространяется и на Европейские страны, где транспортно-экспедиционная деятельность уже получила широкое развитие. В табл. 2.11 приведены данные о компаниях-лидерах транспортно-экспедиторского обслуживания.
Таблица 2.11
Компании-лидеры международного транспортно-экспедиционного бизнеса
Компания (страна регистрации) | Объемы продаж услуг в год, млн. евро | Экспедирование по видам транспорта | Страны и регионы |
Danzas (Швейцария) | Автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской, интермодальный | Европа, включая Россию | |
DHL (Бельгия) | Автомобильный, воздушный, экспресс-доставка | Европа, включая Россию | |
EXEL (Великобритания) | Автомобильный, воздушный, морской, интермодальный | Западная Европа | |
Geodis (Франция) | Автомобильный, воздушный, морской, интермодальный | Западная Европа | |
GeoLogistics (Великобритания) | Автомобильный, воздушный, морской, интермодальный | Западная Европа, Россия | |
Hays Logistics Europe (Франция) | Автомобильный, складские и логистические услуги, электронная торговля | Западная Европа | |
Hellmann World- Wide Logistics (Германия) | Все виды транспорта и интер-модальные перевозки | Западная и Центральная Европа | |
Kuehne&Nagel (Германия) | Все виды транспорта и интермодальный перевозки | Весь мир, включая Россию | |
Menlo Logistics (Нидерланды) | Логистические услуги, электронная торговля | Германия, Великобритания | |
Militzer&Muench GmbH (Швейцария) | Автомобильный, железнодорожный, воздушный, экспересс-доставка | Западная Европа, Россия и страны СНГ | |
Modus Media International (США) | Складские и логистические услуги | Германия, страны Бенилюкса, Великобритания | |
Panalpina (Швейцария) | Воздушный, морской, ло-гистические услуги | Весь мир, включая Россию | |
P&O Trans European (Великобритания) | Автомобильный, железнодо-рожный, интермодальный, складские и логистические услуги | Западная и Центральная Европа | |
Ryder (Нидерланды) | Все виды транспорта и интермодальные перевозки, экспресс- доставка, логисти- ческие услуги | Западная Европа и Северные страны |
Продолжение табл. 2.11
Компания (страна регистрации) | Объемы продаж услуг в год, млн. евро | Экспедирование по видам транспорта | Страны и регионы |
Schenker AG (Германия) | Все виды транспорта и интермодальные перевозки | Европа, включая Россию | |
Tibbet&Britten (Великобритания) | Автомобильный, электронная торговля | Западная и Центральная Европа | |
TNT Post Group (Нидерланды) | Автомобильный, воздушный, интермодальный, экспресс-доставка, логистические услуги | Западная Европа, Россия |
Характеристика некоторых транспортно-экспедиторских компаний, успешно осуществляющих свою деятельность на мировом рынке, представлена в табл. 2.12.
Таблица 2.12
Транспортно-экспедиторские компании, работающие на мировом рынке
Наименование фирмы | Характеристика |
ROLAND | Фирма - экспедитор среднего масштаба, работающая в области грузопереработки внутри Франции. Численность сотрудников фирмы - 60 чел, имеет 2 терминала (7000 кв.м. и 5000 кв.м). Автомобильный парк составляет 15 а/м, В сутки производится обработка 45 а/м. |
CARLBER-SON | Одна из самых крупных экспедиторских фирм во Франции. Численность - 9000 чел., автомобильный парк более 1000 а/м, имеет склад около 10000 кв.м. |
KUEHNE&NAGEL | Крупнейшая немецкая экспедиторская компания. Численность - 9200 чел, 400 филиалов. |
MILITZER& MUNCH | Одна из ведущих немецких экспедиторских компаний с численностью 2600 чел. и 130 филиалами и дочерними предприятиями в 36 странах мира, в том числе и в России. На российском рынке грузовых железнодорожных перевозок работает с 1993 г. |
CROWLEY MARITIME CORPORATION | Лидер в области морских перевозок между США, Пуэрто-Рико, Центральной Америкой, Гаити и Кубой. Флот компании состоит из 300 судов и 40 000 вспомогательных единиц обслуживания (терминалы, склады, контейнеры, трейлеры и др.). Crowley – крупнейший независимый оператор по перевозке нефтяных грузов в США. |
Развитию транспортно-экспедиционной деятельности способствует создание сети терминалов. Современный терминал, отвечающий международным требованиям, – это транспортно-экспедиторское предприятие, на территории которого заканчивается одна транспортная перевозка и начинается другая. В нем выполняется цикл технологических операций по передаче груза с одного транспортного средства на другое, включающий комплекс услуг экспедиционного сервиса, а также реализацию требований к грузу коммерческого и административного характера (таможенная очистка, санитарно-карантинный контроль, страхование и т. д.). На терминале обязательно наличие развитого складского хозяйства для заблаговременного накопления груза, формирования партий груза, хранения товаров в ожидании перевозочных средств, сортировки по направлениям дальнейшего движения и т.д.
Типичным примером может служить терминал в г. Бремене (ФРГ), введенный в действие в 1985 году. Он расположен недалеко от порта, железнодорожной станции и промышленной зоны. Мощность терминала составляет 3000 автопоездов в сутки. На территории комплекса расположены грузовая железнодорожная станция, таможенный и почтовый склад, собственные склады экспедиторов и перевозчиков, внутренние автодороги и подъездные железнодорожные пути. Каждый экспедитор или перевозчик, заключивший договор с терминальным комплексом, фактически открывает на его территории собственный филиал.
За рубежом большая часть транспортно-экспедиционных служб находится в частной собственности отдельных компаний или лиц и лишь незначительная — в государственной собственности. Многие частные фирмы являются семейными.
Крупные транспортно-экспедиторские компании, которые являются акционерными обществами, могут быть смешанными, т.е. часть собственности акционерного общества является частной, а часть государственной или муниципальной.
В последние годы за рубежом, особенно в США, появилась новая форма владения - коллективная собственность, переход на которую позволил в ряде случаев избежать банкротства, улучшить работу предприятий. Конгресс США за последние 25 лет принял более 20 нормативных актов, способствующих развитию этой формы собственности.
В настоящее время всеми видами транспорта перевозится свыше 300 млн. тонн грузов. Среди транспортно-экспедиторских предприятий, как видно из рис. 2.2, 72,3% занимаются автомобильными перевозками, 60,7%-железнодорожными, 45,3%-морскими, 40%-интермодальными, 36%-авиаперевозками, 17,2%-речными.
72,3% | Перевозки автомобильным транспортом | |||||||||||
60,7% | Железнодорожные перевозки | |||||||||||
45,3% | Морские перевозки | |||||||||||
40,1% | Итермодальные перевозки | |||||||||||
36,0% | Авиаперевозки | |||||||||||
17,2% | Речные перевозки | |||||||||||
Рис 2.2. Распределение ТЭК по типу транспортных грузоперевозок, %
Российский транспортный рынок насчитывает более 20 тыс. транспортно-экспедиторских компаний. В таблице 2.13 приведены характеристики некоторых транспортно-экспедиторских компаний, работающих на российском рынке.
Таблица 2.13
Транспортно-экспедиторские компании, работающие на российском рынке
Наименование компании | Год образ. | Специализация | Актив компании | Предоставляемые услуги |
ООО «ВЛ Ложистик» | Перевозка грузов всем видами транспорта | Сеть филиалов в 10 городах России, контейнерный парк (свыше 300 ед. 40-футовых и 20-фу-товых контейнеров), автопарк (15 единиц авто-техники), собственный склад в г. Владивосток | Железнодорожные перевозки по всей территории России (контейнерами, вагонами,); морские пере-возки грузов на Сахалин и Камчатку, а также из стран Азии, Европы, Америки и Австралии в Россию и на Украину; автомобильные перевозки по Приморскому и Хабаровскому краям; мульти-модальные перевозки из/в страны АТР; операции с грузами в пунктах отправ-ления и назначения; страхование; складские услуги; таможенное оформление грузов | |
ЗАО «Группа Компаний «Атлантис» | Перевозка навалочных зерновых грузов через порт Санкт-Петербург | - | Организация перевалки и транспортно-экспедиционное обслу-живание грузов порту: организация отправки грузов железнодорожным и морским транспортом; сюрвейерные услуги; таможенное оформление; хранение грузов на терминалах города и области | |
«ТЭК Фарлайт» | Экспедиро-вание грузов всем видами транспорта | - | Вагонные и контейнерные отправки (подача подвижного состава, погрузо-разгрузочные работы, оформление документации); доставка грузов авиатранспортом; курьерская доставка документов и посылок; сборные отправки грузов (в сборных почново-багажных и крытых вагонах); дополнительные услуги (упаковка, складирование, хранение, страхование) |
Продолжение табл. 2.13
Наименование компании | Год образ. | Специализа-ция | Актив компании | Предоставляемые услуги |
«Рейл Сервис» | Экспедиро-вание грузов на тер-ритории стран СНГ и третьих стран по железной дороге, морем, а также в сме-шанном сообщении | - | Компания имеет прямой договор с ОАО «РЖД», широкую сеть партнеров на территории СНГ и стран Балтии, договоры с контрагентами по выполнению всего комплекса транспортно-экспедиционных услуг в железнодорожном и смешанном сообщении. Важнейшим стратегическим направлением является развитие контейнерных перевозок | |
«Транс-Соник» | Междуна-родные перевозки автомобильным транспортом | Собственный автопарк (15 автопоездов) | Перевозки любым видом автотранспорта по всей территории Европы, бронирование мест на пароме для грузового автотранспорта, оформление транспортных документов |
Согласно данным, приведенным в табл. 2.13, транспортно-экспедиторские компании, в основном, осуществляют свою деятельность на рынке транспортных услуг, не имея собственного подвижного состава.
Однако спектр оказываемых услуг постоянно расширяется. Компании стали активнее обзаводиться собственными логистическими терминалами и современным складским хозяйством, что позволяет перейти к комплексному сервису.
Ранее крупные российские предприятия стремились вырастить в недрах своих снабженческо-сбытовых подразделений экспедиторские компании, то теперь все чаще уже накопившие опыт и набравшие обороты экспедиторские компании тяготеют к сращиванию с финансово-промышленными группами.
Между различными видами транспорта происходит углубление кооперации, связанное с ростом интереса к перевозкам "от двери до двери". Крупные экспедиторы, ранее специализировавшиеся на железнодорожных перевозках, сегодня интенсивно внедряются в портовый бизнес и на рынок водных перевозок. В свою очередь, железнодорожники активно участвуют в организации автомобильных маршрутов.
Сегодня при выборе экспедитора отдают предпочтение не только грамотным и солидным, но и инициативным фирмам, действующим по принципу разумного коммерческого риска с применением методов логистики. При современных тенденциях к объединению отдельных компаний во имя достижения общих целей и экономии ресурсов роль экспедитора также меняется. Он становится не просто посредником между грузовладельцем и перевозчиком, а полноправным участником логистических систем, опираясь на свои знания и опыт в сфере управления перемещением материальных и информационных потоков. Сегодня экспедиторам необходимо участвовать в привлечении инвестиций и в приватизации объектов железных дорог, особенно подвижного состава и обслуживающих его ремонтных и погрузо-разгрузочных предприятий.
Термины и понятия
Агентирование транспортных средств
Фрахтовое агентирование
Фрахтовый агент
ЦФТО
Договор на организацию перевозок
Терминал
Вопросы для самопроверки
1. Что представляет собой транспортно-экспедиторская компания и каковы ее основные цели и задачи?
2. Классификация транспортно-экспедиторских компаний.
3. Организационная структура транспортно-экспедиторской компании.
4. Каковы особенности экспедиторской деятельности на железнодорожном транспорте?
5. Чем отличается агентирование транспортных средств от фрахтового агентирования?
6. Основные цели и задачи функционирования Центров фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО)?
7. Каковы критерии и показатели, используемые при составлении рейтинга транспортно-экспедиторских компаний?
8. Современные тенденции развития транспортно-экспедиторских компаний в России и за рубежом.