Устройства для обслуживания пассажирского движения и для грузовых операций
Для обслуживания пассажирского движения на промежуточных станциях сооружаются здания (вокзалы) и пассажирские платформы (высокие и низкие). По типовым проектам сооружаются пассажирские здания на 25, 50 и 100 пассажиров. Располагаются здания на расстоянии не менее 20 м от оси ближайшего главного пути, а на линиях со скоростным движением - 25 м (рис.8.5).
Платформы обычно устраиваются низкие. Высокие платформы сооружаются только на электрифицированных участках при значительномколичестве пригородных поездов (зоны крупных городов). Ширина промежуточных платформ принимается на дорогах I и II категорий не менее 4 м, III и IV - 3 м, основной – 4 м на всем протяжении и 6 м – в пределах пассажирского здания. На линиях, где предусматривается движение со скоростью более 120 км/ч, ширина платформы принимается 8 м, на существующих станциях - 6 м.
Связь между платформами осуществляется в одном уровне переходами шириной не менее 3 м, при осуществлении багажных и почтовых операций - не менее 4 м. Для соединения платформ в разных уровнях используют пешеходные мосты или тоннели. В этом случае ширина платформ увеличивается и зависит от ширины выхода из тоннеля (3 м) или спуска с моста (2 - 3 м) и допускаемого расстояния между этими устройствами и краем платформы (2 м). Длина пассажирских платформ для дальних поездов принимается 450 м, для пригородных – 300 м.
Для выполнения грузовых операций на промежуточных станциях сооружают крытые склады общего пользования, платформы (крытые и открытые) и площадки для контейнеров, тяжеловесов и навалочных грузов. Перечисленные устройства располагаются, как правило, на отдельной площадке, называемой грузовым районом (рис.8.6). Склады грузовых районов проектируются обычно по типовым проектам. При небольших объемах работы для тарно-упаковочных грузов достаточно одной комбинированной типовой секции (крытый склад и платформа). Ширина платформ для контейнеров, тяжеловесов и навалочных грузов определяется типами погpyзочно-выгpyзoчных машин (автопогрузчики, козловые или мостовые краны).
Выбор средств комплексной механизации погрузки-выгрузки и рациональной планировки территории производится по объему работы грузового района.
В зависимости от грузооборота различают четыре категории грузовых районов (до 7, 8 17, 18 27, 28 37 вагонов в сутки).
Размещение грузового района значительно влияет на технологию работы и пропускную способность станции. Грузовой район на станции надо размещать так, чтобы обеспечить удобное сообщение с близлежащими населенными пунктами, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, подъезд автотранспорта к складским помещениям и площадкам с наименьшим числом пересечений железнодорожных путей автотранспортом; удобную стоянку транспортных средств для погрузочно-выгрузочных операций. Его целесообразнее располагать напротив пассажирского здания. В этом случае пропускная способность станции увеличивается за счет ликвидации пересечения главных путей и изоляции маневровой работы по подаче-уборке вагонов.
При необходимости размещения грузового района со стороны пассажирского здания (трудные условия) следует относить его от вокзала на расстояние, обеспечивающее дальнейшее развитие станции и безопасность производства маневровой работы.На опорных промежуточных станциях целесообразно создание объединенных распределительных баз со складами долгосрочного хранения грузов, что сократит число промежуточных станций с переработкой грузов на местах общего пользования, уменьшит затраты на строительство и содержание складского хозяйства, приведет к более рациональному использованию устройств для грузовых операций.
Подъездные пути промышленных предприятий целесообразно располагать вблизи грузового района для обеспечения более полного использования погрузочно-выгрузочных машин и концентрации маневровой работы. Склады для легковоспламеняющихся грузов проектируются в отдалении от основных устройств грузового района, пассажирского здания, служебных помещений и жилых районов.
Кроме основных, на промежуточных станциях проектируются устройства автоматики и телемеханики, водоснабжения, освещения и др. Устройства автоматики и телемеханики состоят их входных и выходных сигналов, управляемых дежурным по станции или поездным диспетчером (при диспетчерской централизации). При ручном управлении стрелочными переводами во входных горловинах строятся (с правой стороны по направлению движения поезда) стрелочные посты. На промежуточных станциях электрифицированных линий располагаются также тяговые подстанции.
Для снабжения населенных пунктов и технических нужд строятся устройства водоснабжения, располагаемые на расстоянии не менее 150 м от оси пассажирского здания и 70 м от оси главного пути. Устройства водоснабжения состоят из водозаборных и водонапорных сооружений, насосных станций, напорных и разводящих сетей, гидроколонок, пожарных и водоразборных кранов. Водонапорные сооружения располагаются на возвышенных местах, вблизи основного потребителя воды.
Осветительные линии размещаются вне путевого развития. В первую очередь освещаются горловины станций, пассажирские платформы и грузовые устройства.