Требования к продольному профилю раздельных пунктов
Железнодорожные линии и подъездные пути в зависимости от их значения, характера и размеров перевозок в части норм проектирования подразделяются на пять категорий:
I– железнодорожные линии, обеспечивающие общегосударственные связи с годовой грузонапряженностью свыше 12 млн. ткм/км;
II- железнодорожные линии, осуществляющие преимущественно межрайонные транспортные связи внутри страны или в сообщениях с другими странами с грузонапряженностью от 7 до 12 млн. ткм/км;
III- железнодорожные линии местного значения с грузонапряженностью от 3 до 7 млн. ткм/км;
IV- железнодорожные линии местного значения с грузонапряженностью до 3 ткм/км;
V- подъездные и соединительные пути на станциях.
Раздельные пункты следует располагать на горизонтальных площадках, т.к. в этом случае обеспечиваются хорошие условия трогания поездов в обоих направлениях, снижается опасность ухода вагонов от толчка при маневрах или под влиянием ветра.
В отдельных случаях для уменьшения объема земляных работ допускается расположение раздельных пунктов на уклонах 1,5 . В особо трудных условиях – 2,5 .
На тех раздельных пунктах, где предусматривается производство маневровых операций или отцепка локомотивов или вагонов от составов, профиль пути в пределах полезной длины должен исключать возможность самопроизвольного ухода подвижного состава. Для этой цели продольный профиль приемо-отправочных путей, в пределах их полезной длины, следует проектировать трехэлементным, вогнутого очертания с одинаковыми отметками по концам полезной длины пути (рис.6.1).
Длина противоуклонов с каждой стороны пути определяется из выражения:
, (6.1)
где - крутизна противоуклонов, 1,5 – 2,5 ;
- полезная длина приемо-отправочного пути, м;
- коэффициент, определяющий допустимый диапазон глубины понижения, 0,45 – 0,55 .
Участок профиля, где размещается раздельный пункт, называется станционной площадкой. Можно выделить три случая расположения станционной площадки в профиле: на горбе, в яме, на уступе (рис.6.2).
Расположение станционной площадки на горбе обеспечивает благоприятные условия для замедления поездов на подходе к станции, а также для разгона после остановки. В этом случае облегчается отвод воды со станционной площадки, но ухудшаются условия трогания поезда, задержанного входным светофором.
Расположение станционной площадки в углублениях профиля «в яме» ухудшает условия разгона поездов после остановки и условия одновременного приема поездов на однопутных линиях, но устраняется опасность ухода вагонов со станции.
Расположение станционной площадки на уступе занимает среднее положение по своим качествам между двумя предыдущими вариантами.
При трассировании линий в легких условия площадки разъездов и обгонных пунктов по возможности следует располагать на возвышенностях, а участки, предшествующие входным сигналам, на протяжении, равном полезной длине приемо-отправочных путей, размещать на уклонах, обеспечивающих трогание поезда с места.
Длина станционной площадки устанавливается в зависимости от полезной длины приемо-отправочных путей на перспективу и типа расположения приемо-отправочных путей (продольное, полупродольное, параллельное).
При этом длина станционной площадки определяется от точек перелома профиля на расстоянии тангенса вертикальной кривой:
, (6.2)
где - радиус вертикальной кривой (для линий I категории – 15000 м, II и III – 10000 м, IY – 5000 м, Y – 3000 м);
- алгебраическая разность уклонов.
Стрелочные переводы на главных и приемо-отправочных путях располагаются вне пределов вертикальных кривых.
При расположении станционной площадки в углублениях или на уступах выходы в сторону затяжного подъема со станций, где предусматривается остановка поездов при электрической тяге, следует проектировать с учетом обеспечения разгона поездов до расчетной скорости для выхода поезда на подъем.
В тех случаях, когда раздельный пункт расположен на переломном продольном профиле, длина его элементов должна быть не менее половины полезной длины приемо-отправочных путей, а на подъездных путях IV и V категорий - не менее половины длины поезда или состава, передаваемого маневровым порядком, но не менее 100 м (с таким расчетом, чтобы в пределах длины поезда было не больше одного перелома профиля).
При переустройстве существующих раздельных пунктов или строительстве раздельных пунктов на действующих линиях и при проектировании развязок в узлах допускается уменьшение длины элементов профиля до 200 м.
Требования к плану раздельных пунктов
Раздельные пункты должны располагаться в плане на прямых участках, что улучшает условия видимости при движении поездов и маневровой работе. В трудных условиях разрешается размещать их на кривых радиусом не менее 1200 м.
Если возникает необходимость устройства станции, разъезда или обгонного пункта с поперечным расположением путей на кривой, то следует это делать на кривой, обращенной в одну сторону.
На линиях II, III и IV категорий станции, разъезды и обгонные пункты с продольным и полупродольным расположением приемо-отправочных путей допускается в трудных условиях сооружать на обратных кривых, но пути каждого из направлений движения, в пределах полезной длины, должнырасполагаться на кривой, обращенной в одну сторону. Допускается при переустройстве существующих станций в исключительных случаях сохранять обратные кривые в отдельных парках.
Вытяжные пути на обратных кривых проектировать не допускается, лишь при переустройстве станции в исключительных случаях могут быть сохранены обратные кривые вытяжных путей. Во всех случаях при наличии обратных кривых должны быть обеспечены условия для безопасности маневровой работы.
Главные пути на подходах к станции следует проектировать на прямых или кривых возможно большего радиуса, что создает лучшие условия обеспечения безопасности и плавности движения поездов. Величина радиусов кривых рекомендуется в зависимости от категории линии и колеблется от 2500-4000 м для линий I категории.
На раздельных пунктах, где главные пути расположены на кривой, для укладки стрелок выделяются прямые участки.