Показатели функционирования транспортной системы
Планирование, учет, анализ и оценка деятельности транспорта невозможны без комплекса показателей, с помощью которых измеряется объем и качество его работы. На каждом виде транспорта имеется своя система показателей, отражающих его специфику. Однако существует группа показателей, которая является единой для всех видов транспорта и государственных учетных органов. Такими являются показатели перевозочной работы.
Различают показатели количественные (объемные) и качественные.
К количественным показателям относятся:
· объем перевозки грузов в тоннах (т);
· грузооборот в тонно-километрах (т×км);
· объем перевозки пассажиров (чел.);
· пассажирооборот в пассажиро-километрах (пас×км).
Учет этих показателей обычно ведется нарастающим итогом за сутки, декаду, месяц, квартал, год.
Общий объем перевозки грузов определяется путем суммирования всех отправленных (перевезенных) тонн груза со всех пунктов данного подразделения:
Р1 + Р2 + …+Рn = å Р, (1.8)
где Р1, Р2, …, Рn – количество груза (в тоннах), отправленного соответственно с 1-го, 2-го, …, n-го пунктов сети за определенный период времени. На железнодорожном транспорте ежедневно также учитывается погрузка числа вагонов в целом и по важнейшим родам грузов.
Грузооборот учитывает не только массу (тоннаж) перевезенного груза, но и расстояние его перевозки:
P1 l1 + P2 l2 +… +Pn ln = å Pl, (1.9)
где P1 l1, P2 l2, … , Pn ln – грузооборот отдельных партий груза (P1 , P2 ,…, Pn) при соответствующем расстоянии их перевозки ( l1, l2,…, ln).
Общий объем перевозки пассажиров определяется обычно за год:
å а = а1 + а2 + … + аn , (1.10)
где а1 , а2 , … , аn – число отправленных (перевезенных) пассажиров с 1-го, 2-го, …, n-го пунктов.
Пассажирооборот – сумма произведений числа пассажиров на соответствующее расстояние их перевозки:
å аl = а1 l1 +а2 l2 +… +аn ln ,(1.11)
где l1, l2 ,…, ln – дальность перевозки соответственно каждой группы пассажиров.
Грузооборот и пассажирооборот называют продукцией транспорта. Для определения её суммарной величины по грузовому и пассажирскому движению введен показатель приведенного грузооборота. На разных видах транспорта он рассчитывается так:
å Plприв =åPl + кå аl., (1.12)
где к – коэффициент перевода пассажиро-километров в тонно-километры.
Значение этого коэффициента на каждом виде транспорта своё. На железнодорожном транспорте к = 2; на автомобильном – к = 0,4; морском – к = 1, речном – к = 10; воздушном – к = 0,09. Различие в определении приведенного грузооборота на разных видах транспорта обусловлено спецификой их работы, а также несовершенством самих методик.
Качественные показатели.Рациональность транспортных связей в стране оценивается показателем средней дальности перевозки 1 т груза и 1-го пассажира в километрах:
`lт = åPl / åР и `lп = å аl / å а. (1.13)
Важным качественным показателем перевозочной работы для каждого вида транспорта является скорость доставки грузов и пассажиров на всем пути их следования – от пункта первоначального отправления до пункта назначения. Если известны средняя дальность перевозки 1 т грузов и соответственно одного пассажира и среднее время, затраченное на перевозку одной тонны груза (пассажира), то скорость доставки
vд = `l /`t. (1.14)
На всех видах транспорта используются показатели, характеризующие экономическую эффективность (качество) работы. К ним относятся:
· себестоимость перевозок (за 10 т×км, 10 пасс×км и 10 приведенных т×км). На любом виде транспорта
сгр = Эгр 10 / åPl и спас = Эпас 10 / å аl, (1.15)
где Эгр и Эпасс – текущие эксплуатационные расходы за расчетный период, соответственно по грузовому и пассажирскому движению, руб.; åPl и å аl – выполненные грузо- и пассажирооборот за тот же период;
· себестоимость в приведенных тонно-километрах
сприв = 10 (Эгр + Эпас) / (åPl + кå аl). (1.16)
В числитель этих формул включаются:
· на железнодорожном транспорте – все текущие расходы, связанные с перевозками;
· на морском транспорте – расходы на содержание плавсостава и эксплуатацию флота;
· на речном транспорте – расходы, связанные с перевозками, за исключением расходов на содержание водного пути, погрузочно-разгрузочные работы и подсобно-вспомогательные хозяйства;
· на автомобильном транспорте – расходы, связанные с перевозками грузов и пассажиров, за исключением расходов на содержание автомобильных дорог.