Похоронных дел колхозники
Возле платформы Дровнино корреспонденту «МК» встретилась пожилая жительница одной из соседних деревень.
— Я совсем еще девчонкой тогда была, однако ночь ту на всю жизнь запомнила, — рассказала Анна Сергеевна. — Когда авария поезда произошла, из нашей деревни взрослые побежали туда, к переезду, прихватив с собой простыни — рвать на бинты, йод, зеленку. Ну и мы, дети, за ними. Там, где вагоны валялись, ужас что было: кто на земле лежит, кто вниз головой из обломков свисает, кровищей все залито... Женщины как могли стали перевязки делать, а мы, ребятня, воду в ведрах таскали: многие из этих, с поезда перевернувшегося, пить просили... Вскоре стали подъезжать машины, врачи появились, солдаты. Раненых увозили, а убитых складывали рядами тут же неподалеку — на лугу...
Из воспоминаний начальника Западной ж.д. К.Филиппова: «...В груде искореженных вагонов, которые и на вагоны-то уже не были похожи, находилось много мертвых и тяжело раненных, едва живых юношей. Тех, кого можно было освободить, не разбирая обломки, уже вытащили. Им была оказана первая помощь. Но многие остались зажатыми внутри того, во что превратились вагоны. Никто из прибывших до меня руководителей не решался дать команду разбирать завалы из-за боязни повредить тем, кто еще был жив. Однако промедление вело только к худшему. Я взял ответственность на себя. Как можно аккуратней... делали люди эту жуткую работу...»
В ближайшей к станции Дровнино деревне Сычики события тех дней хорошо помнит старожил Елена Александровна:
— На следующий день после крушения к маме моей и некоторым другим женщинам в нашей деревне пришли из правления колхоза и поручили шить солдатские рубахи, кальсоны... Специально несколько рулонов полотна привезли. В это нижнее белье потом одевали погибших призывников. Их ведь никуда отсюда так и не отправили, прямо там, на лугу, у места катастрофы, кое-как обмывали, обряжали, клали в гробы. А гробы-то мужикам-колхозникам из всех соседних деревень велено было сколачивать. Другие мужики копали могилы на дровнинском кладбище. Торопились очень, ведь надо было поскорее похоронить. Родственников погибших добралось сюда мало. Но одна пара запомнилась: муж с женой приехали из Латвии, чтобы забрать тело сына — Льва Янкуса, студента института, он погиб как раз в день своего рождения... Трупы всех студентов и военных отправили хоронить на родину, а здесь погребены только ребята-призывники из далекой Сибири.
Благодаря Елене Александровне удалось разгадать и одну из главных загадок катастрофы: почему в ту ночь на железнодорожных путях оказалась «беспризорная» лошадь?
— В ночь с 5 на 6 августа следить за колхозным табуном почему-то назначили пожилую женщину. И додумался же кто-то! Ведь ей не то что коней пасти — в больницу надо было ложиться по состоянию здоровья. Даже ходила с трудом! Вот и не смогла остановить вовремя одного из коней. Этого старого битюга лишь незадолго до того перевели в конюшню поселка Цветковский, а всю жизнь он прожил в деревне Калужское — по другую сторону железной дороги. Именно оттуда его много лет подряд пастухи гоняли на луговое пастбище через «железку». В ту ночь животное, оказавшись без присмотра, решило по укоренившейся привычке возвращаться в свою родную конюшню в Калужском и хорошо знакомой тропинкой вышло на пути как раз перед поездом...