Технико-эксплуатационные характеристики судов
Тема 7. Влияние флота на портостроение
Основу материально-технической базы рыбной промышленности составляет ее флот. Флот располагает большим количеством добывающих, обрабатывающих, транспортных и др. судов различных типов, оснащенных современной техникой.
Флот рыбной промышленности по назначению делится на добывающий, обрабатывающий, транспортный и вспомогательно-обслуживающий.
Промысловый флот – это флот, осуществляющий добычу рыбы, морского зверя, морепродуктов, выпуск продукции, перегрузку грузов с судна на судно в море и доставку их в пункт назначения
Суда промыслового флота классифицируются в зависимости от назначения судна, технико-эксплуатационных характеристик и способа обработки сырья.
К добывающим относятся суда, предназначенные для добычи рыбы, морских млекопитающих и морской растительности. К основным типам добывающих судов относятся: траулеры, сейнеры, тунцеловы, сейнер-траулеры, краболовные, зверобойные, кальмаровые, водороследобывающие и др.
К обрабатывающему флоту относятся суда, приспособленные для приема, обработки и хранения рыбы, морского зверя и морепродуктов. Кроме того, они обеспечивают снабжение, а также медицинское и культурное обслуживание экипажей добывающего флота. Обрабатывающие суда подразделяются на плавбазы и производственные рефрижераторы.
К транспортному флоту относятся суда, обслуживающие добывающий и обрабатывающий флот и предназначенные для приемки, хранения и перевозки рыбы, морского зверя и морепродуктов. Основной характеристикой этих судов является наличие специально оборудованных трюмов, обеспечивающих сохранность рыбы и др. морепродуктов. В эту группу входя: транспортные рефрижераторы, транспортные холодильные суда, приемотранспортные суда. Транспортные суда доставляют в район промысла грузы материально-технического снабжения и путинные грузы.
К вспомогательным судам относятся: сухогрузные, наливные, грузопассажирские, буксирные, спасательные, санитарные и пожарные, сборщики льялых вод, нефтемусоросборщики, зачистные станции.
К специальному флоту относятся суда, предназначенные для проведения научных исследований, перспективной и оперативной разведки, учебные.
К техническому флоту относятся портовые плавучие технические средства (плавмастерские, дноуглубительные снаряды).
По району плавания все морские суда подразделяются на:
- суда неограниченного океанического и морского плавания;
- суда I ограниченного района плавания (в открытых морях с удалением от места убежища до 200 миль и допустимым расстоянием между двумя местами убежища до 400 миль, а также в закрытых морях);
- суда II ограниченного района плавания (в открытых морях с удалением от места убежища до 50 миль и допустимым расстоянием между двумя местами убежища до 100 миль);
- суда III ограниченного района плавания (в прибрежных водах и на рейдах).
Технико-эксплуатационные характеристики судов
К основным характеристикам можно отнести: главные размерения, весовые, объемные, скоростные и грузовые характеристики.
Главные размерения судна: длина наибольшая, ширина наибольшая, высота борта, высота наибольшая, высота надводного борта, осадка судна.
Габаритные размерения определяют возможность захода судна в порты, прохода каналами, плавания в тех или иных районах.
Длина наибольшая – расстояние по горизонтали между крайними наружными точками носа и кормы судна. Габаритную длину учитывают при постановки судна в док, при прохождении шлюзов, маневрировании на извилистых фарватерах, подходных каналах. От длины также зависит постановка судна к причалам ограниченной протяженности. Если длина судна меньше длины причала, то можно надежно закрепить судно у причала и обработку судна вести на все люки. Если длина судна равна длине причала, то обработку можно вести на все люки, но невозможно надежное крепление к причалу. Если длина судна меньше длины причала, то нельзя вести одновременную обработку судна на все люки, в этом случае необходимо во время грузовых операций производить перетяжку судна вдоль причала.
Ширина судна – расстояние между вертикалями, проведенными касательно к наружной поверхности судна в самой широкой его части. Ширину учитывают при постановке судна в док, расхождении в каналах со встречными судами, при прохождении узких фарватерах.
Высота габаритная – расстояние по вертикали от наружной кромки киля до самой высокой точки судна. Высота судна габаритная определяет возможность прохода судна под мостами.
Высота надводного борта – представляет собой расстояние по вертикали от грузовой ватерлинии при полной загрузке судна до нижней кромки основной палубы, измеряемой в средней части борта судна. Это очень важная характеристика, определяет величину запаса плавучести. Надводный борт позволяет судну держаться на воде в случае течи его корпуса. Величина надводного борта для различных условий и районов плавания устанавливается правилами о грузовой марке.
Высота борта – расстояние по вертикали от внутренней кромки киля до верхней палубы надводного борта.
Осадка судна – расстояние по вертикали от внутренней кромки киля до грузовой ватерлинии, т.е. часть высоты борта, которая погружена в воду. Осадка – это величина переменная. Существуют: осадка порожнем, осадка в полном грузу. Осадка максимальная судна в полном грузу зависит от сезона (лето, зима) и района плавания (Северная Атлантика, тропики) и принимает различные значения. Грузовая марка наносится на борт судна.
Весовые характеристики судна: полное весовое водоизмещение, водоизмещение судна порожнем, дедвейт, чистая грузоподъемность.
Водоизмещение в полном грузу – весовое водоизмещение судна при загрузке его по грузовую марку, т.е. это вес вытесненной судном воды, равный весу всего судна в тоннах. Весовое водоизмещение судна величина непостоянная. Весовое водоизмещение судна = водоизмещение судна порожнем + дедвейт.
Водоизмещение судна порожнем – подразумевает вес судна (корпуса главной машинной установки, всех прочих механизмов устройств, воды в котлах). Величина постоянная.
Дедвейт судна – это масса перевозимого груза, судовых запасов и экипажа с багажом. Дедвейт (полная грузоподъемность) судна представляет собой разность между весовым водоизмещением судна в полном грузу и водоизмещением судна порожнем. Величина переменная, зависит от района и сезона плавания.
Чистой грузоподъемность судна называется максимальное количество груза в тоннах, которое может быть принято на судно к перевозке. Величина переменная, зависит от продолжительности, сезона и района плавания. В паспорте судна величина чистой грузоподъемности дается при осадке судна по летнюю грузовую марку и при максимальных судовых запасах. Одна из важнейших характеристик судна, ее значение определяет транспортную работу¸ которую может выполнитm судно. Величина чистой грузоподъемности судна представляет собой разность между дедвейтом и количеством судовых запасов при загрузке судна по летнюю грузовую марку. Чем точнее будет определено количество запасов на рейс, тем большее количество груза может быть принято к перевозке.
Объемные характеристики судна: грузовместимость (объем грузовых помещений), регистровая вместимость.
Грузовместимость судна – объем грузовых помещений судна в м3. Различают два вида грузовместимости: в кипах и в зерне. Является постоянной величиной.
Регистровая вместимость судна или регистровый тоннаж, является условным показателем объема помещений судна. Единицей регистровой вместимости служит особая объемная, регистровая тонна, равная 2,83 м3 или 100 футов3. Различают два вида регистровой вместимости: полную или валовую (брутто-регистровый тоннаж) и чистую (нетто-регистровый тоннаж). Регистровая вместимость используется для установления тождественности судов, статистики тоннажа, сравнения величины судов, взыскания с судов всевозможных сборов. Все суда в зависимости от величины валовой регистровой вместимости делятся на 7 групп. В зависимости от группы судна устанавливается штатное расписание и ставки должностных окладов для штурманского состава.
Скоростные характеристики судна: скорость – важнейшая характеристика судна, от нее зависит провозная способность судна и скорость доставки груза и пассажиров.
Сдаточная скорость – максимальная скорость, которую судно развивает на ходовых испытаниях после его постройки. Техническую скорость судно должно развивать в течении длительного периода при нормальном режиме работы главных механизмов на обычном для них сорте топлива. Техническую скорость устанавливают для двух режимов: в грузу и балласте. Ее называют паспортной скоростью судна. Валовая эксплуатационная скорость судна получается делением всего пройденного судном расстояния за рейс на время затраченное на переход. Обычно эта скорость меньше чем техническая, так как в пути бывают обычно задержки. Экономическая скорость – это скорость, при которой судно расходует наименьшее количество топлива. Она составляет 60 % от технической скорости. Используется только тогда, когда на судне ограниченный запас топлива. На скорость судов влияют следующие факторы: обрастание подводной части корпуса, изменение осадки судна, деферент судна, мелководье, ветер, волнение и течение.
Грузовые характеристики судна Вместимость грузовых помещений неодинакова. Трюмы находящиеся в более широкой части судна, имеют большую удельную вместимость, чем трюмы расположенные в суженной носовой и кормовой части судна. В связи с этим загрузка трюмов однородным грузом неодинакова, а значит различным будет время производства грузовых работ. Неравномерность трюмов характеризуется коэффициентом конструктивной неравномерности.
ФОРМУЛА
Для большинства судов Кк.нер.= 0,7 – 0,85.
Удобство и интенсивность грузовых работ зависят от числа и габаритов размера люков. Количество люков определяет фронт грузовых работ, т.е. на какое количество технологических линий можно вести разгрузочные работы. От размеров люка зависит удобство погрузо-разгрузочных работ, а значит их интенсивность обработки. Чем больше просвет люка, тем больше возможность комплексной механизации грузовых работ. Размеры люков разные и зависят от степени раскрытия палубы. Степень раскрытия палубы является важной грузовой характеристикой. Ее определяет коэффициент раскрытия палубы, чем выше этот коэффициент, тем удобнее производить погрузо-разгрузочные работы.
ФОРМУЛА
Наличие на судах собственных грузовых средств позволяет осуществлять погрузку и разгрузку судов без использования береговых механизмов. Число стрел и их грузоподъемность на судне зависят от назначения и размера судна, количества трюмов и люков. От грузоподъемности грузовых средств судна во многом зависит интенсивность грузовых работ. Современные суда оборудуются стрелами или кранами грузоподъемностью 3 – 10 тонн. Кроме того, на судах устанавливаются тяжеловесные стрелы грузоподъемностью до 20 т. Большое эксплуатационное значение имеет вылет стрелы, который определяет дальность ее рабочего действия.