Сравнительный анализ характеристик судов
· Т/х «Джанкой»
· Тип судна: совмещенной специализации - углерудовоз;
· Длина : Lнб - 139,5 м, L – 130,0 м; ширина: В – 18,0 м; высота: H – 10,3 м; осадка: Т – 8,0 м
· Дедвейт: Dw – 9750 т; полное водоизмещение: D – 14065 т; водоизмещение порожнем: Do – 4315 т
· Вместимость киповая: Wк – 11130 м3; вместимость насыпью: Wн – 11440 м3
· Мощность двигателя: N – 500 кВт/час; скорость: V – 14,8 узлов
§ Ро-Ро. abt.13300 DWT.
§ Тип судна: сухогрузное накатное судно (Ro-Ro)
§ Длина : Lнб – 160,38 м; ширина: В – 24,6 м; высота: H – 13,6 м; осадка: Т – 7,52 м
§ Дедвейт: Dw – 13300 т; полное водоизмещение: D – 22600 т
§ Вместимость - 1577 единиц на основе легкового автомобиля - 4,4 х 1,75 х 1,5 м
§ Скорость: V – 12,5 узлов; мощность двигателя: N – 2*296 кВт/час
Вывод о достоинствах и недостатках каждого типа судна
Ходкость — качество судна иметь и сохранять заданную скорость хода при данных условиях при минимальной затрате мощности механизмов, установленных на нем.
Ходкость судна определяется по формуле L/B
1) 139,5/18 = 7,75
2) 160,38/24,6 = 6,52
У быстроходных судов полученное значение больше, чем у обычных.
Осто́йчивость — способность плавучего средства противостоять внешним силам, вызывающим его крен или дифферент и возвращаться в состояние равновесия по окончании возмущающего воздействия.
Остойчивость судна определяется по формуле B/H
1) 18/10,3 = 1,75
2) 24,6/13,6 = 1,8
Чем больше значение показателя, тем судно более остойчиво.
Конструкция судна, лучше у того судна, у которого значение отношения полного водоизмещения к водоизмещению порожнем меньше: D/D0
1) 14065/4315 = 3,26
2) 22600/1300 = 1,7
Коэффициент утилизации по дедвейту: ηDw = Dw/D
1) 9750/14065 = 0,7
2) 13300/22600 = 0,6
Чем больше значение имеет, тем лучше используется водоизмещение.
Использование главных размерений по грузовместимости рассчитывается по формуле:
Wк/L*B*H и Wн/ L*B*H.
1) 11130/130*18*10,3 = 0,46
11440/130*18*10,3 = 0,48
2) 1577/160,38*24,6*13,6 = 0,03
Чем выше значение коэффициента, тем судно лучше.
Удельная мощность двигателя рассчитывается: Nуд = N/V*Dw (м.с./тн-узлы)
1) 500/14,8 = 33,8 м.с./тн-узлов
2) 592/12,5 = 47,4 м.с./тн-узлов
Чем меньше значение показателя, тем экономичнее судно.
Таблица 1
Показатели | Наименование судов | Вывод | ||
Т/х «Джанкой» | Ро-Ро. abt.13300 DWT. | Преимущества | Недостатки | |
Ходкость судна | 7,75 | 6,52 | Углерудовоз быстрее | Ро-ро менее быстоходно |
Остойчивость судна | 1,75 | 1,8 | Ро-ро более остойчиво | Углерудовоз остойчив |
Конструкция судна | 3,26 | 1,7 | Конструкция лучше у ро-ро | Конструкция углерудовоза уступает |
Коэффициент утилизации по дедвейту | 0,7 | 0,6 | Углерудовоз лучше использует водоизмещение | Ро-ро на 60 % использует водоизмещение |
Использование главных размерений по грузовместимости | 0,47 | 0,03 | Углерудовоз лучше | Ро-ро уступает углерудовозу |
Удельная мощность двигателя | 33,8 | 47,4 | Углерудовоз более экономичнее | Ро-ро менее экономичнее |
Итоговая сравнительная таблица
Таблица 2
Параметры | Углерудовоз | Ро-ро |
Назначение судна | перевозка руды, рудных концентратов, угля, минеральных удобрении, строительных материалов, зерна и т. п. | перевозка колесной техники, такой как автомобили, грузовики, полуприцепы грузовых автомобилей, прицепов и вагонов, которые приводятся в движение и покидают судно своим ходом. |
Степень специализации | суда совмещенной специализации | специализированные сухогрузные суда |
Способ погрузки-выгрузки | вертикальный | горизонтальный |
Величина надводного борта | небольшая | достаточно большая |
Расположение машинного отделения | корма | корма |
Число палуб | 1-2 | 2 и более |
Грузовая вооруженность | как правило, не имеют собственных грузовых средств | часто имеют собственный парк специальной перегрузочной техники |
Особые конструктивные особенности | конструкция обеспечивает самораспределение груза в продольном и поперечном направлениях и устраняет избыточную остойчивость, характерную для обычных грузовых судов | отсутствие поперечных переборок в грузовой части, в корме (иногда, на малых судах, в носу) имеются открывающиеся ворота с перекидывающимся на причал мостом - аппарелью, - по которому вкатываются и выкатываются грузы и колесная техника |
Грузовые помещения | оборудуются устройствами для интенсивной вентиляции трюмов, оборудованием для замера температуры воздуха в них, средствами борьбы с пожарами, защитой помещений от газов, выделяемых грузом | суда имеют комбинацию двух видов грузовых помещений: верхний твиндек и трюм высотой 3-3,5 м, что обеспечивает размещение контейнеров и других средств укрупнения в один ярус; грузовые помещения на главной палубе и непосредственно под главной палубой высотой 5-6,5 м. Высота этих помещений позволяет размещать в них крупногабаритные грузы, все виды подвижной техники и контейнеры в 2 яруса. При наличии потока легковых машин в верхнем твиндеке и на главной палубе делаются подъемные платформы (кардеки) |
Пределы грузоподъемности | 150-160 тыс. т | в зависимости от конструкции |
Пределы скоростей | 14-15 узлов | 14-16 узлов |
Литература
1. Винников В.В. Проблемы комплексности развития морского транспорта Украины: Монография. – Одесса: Феникс, 2005. – 350 с.
2. Примачев Н.Т., Примачева Н.Н. Принципы интеграции в торговом судоходстве. – Одесса: Феникс, 2005. – 286 с.
3. Журнал «Порты Украины» (№ 5, 2009)
4. http://korabley.net/
5. http://www.midships.ru/Gallery/ro-ro_gallery.html
6. http://www.russika.ru/