Тема. Правописание ударных и безударных падежных окончаний имен прилагательных. 1 страница
Урок1 (7 )
Тема:"Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные".
Цель:закрепить знания о классификации предложений по цели высказывания и интонации.
♦ Развивать умение интонировать предложения
♦ Воспитывать культуру общения, умение вести диалог
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
Хоть этот день в календаре
Не отмечен красным цветом,
Он самый первый в сентябре,
И в школу все идут с букетом.
Е. Павлова
1. О чем текст? Определить тему текста.
2. В какой форме записан текст?
3. Назвать звуки в слове календарь.
4.Чистописание:
календарь календарик календарный
1. Выделить корень.
2. Поставить в словах ударение, подчеркнуть безударные гласные в корне.
Составить и записать предложение со словом календарь
5.Урок начинаем с чтения текста на лингвистическую тему (упр. 33), в котором в сжатом виде дается информация о предложении как единице речи и видах
предложений по цели высказывания и интонации.
Затем учащимся предлагается выписать выделенные слова (следует предупредить детей, что словосочетания выписываются в форме именительного падежа), закрыть учебники и, пользуясь выписанными словами как опорными, пересказать текст.
6.Текст "В лесу осенью" (упр. 34) содержит предложения, которые по цели высказывания являются повествовательными, вопросительными и побудительными, по интонации — невосклицательными. Задача учащихся — прочитать их сначала спокойно, без восклицательной интонации, затем с чувством радости, восторга — как восклицательные.
Четвероклассники самостоятельно делают вывод о том, как изменяется при этом текст — он становится более выразительным, в нем говорящий передает свое личное отношение к осени (радость, восторг, восхищение).
Далее дети составляют повествовательное, вопросительное и побудительное предложения об осени, записывают их. Можно объявить конкурс на лучшее предложение, победителей наградить яркими осенними листьями.
Физкультминутка
7.Чтобы учащиеся осознали важность интонации и научились интонационно выделять наиболее важную информацию, предлагается выполнить упр. 35. В нем содержится одно повествовательное предложение, которое можно прочитать по-разному в зависимости от цели сообщения. Школьникам предлагается составить и записать пять вопросов к этому предложению, которые начинались бы словами Когда? Кто? Что сделал? Где? Что? Отвечая на вопросы, учащиеся могут изменить порядок слов и выделить главные слова ответов. Учитель контролирует интонацию.
8.В упр. 36 даны вопросительные предложения и по три варианта ответов на каждое из них. Выбор ответа зависит от интонации, с которой будет прочитан вопрос.
Упражнение выполняется в устной форме, организовав работу в парах, когда сначала один ученик задает вопросы, а другой отвечает, затем наоборот.
9.После того как учащиеся рассмотрят рисунок к упр. 37 и прочитают диалог по ролям, они обсуждают, кто из ребят ответил на приглашение Наташи вежливо, а кто — нет, как вежливо принять приглашение, как отказаться. Затем школьники составляют диалоги с приглашением в гости, разбиваются на пары и разыгрывают их.
10.Цель выборочного диктанта — закрепление знаний учащихся о видах предложений по цели высказывания и интонации.
Работа организуется по вариантам.
I вариант записывает только повествовательные предложения,
II вариант — только побудительные.
Сначала текст читается полностью, затем — по предложениям.
Хитрый гриб
Наступила золотая осенняя пора. Кто не любит эти волшебные осенние дни? Бери лукошко и отправляйся за грибами. Умеешь ли ты собирать грибы? Вот молодая березовая роща. Ищи поддеревьями подберезовики. Развесила елочка мохнатые лапки. Нагнись и загляни под елочку. А кто это спрятался в мягкий мох? Стоит на крепкой ножке боровик. Срезай его скорей!
11. Домашнее задание: упр. 38.
12.Подведение итогов урока.
13. Рефлексия.
Урок 2 ( 8 )
Тема:"Главные и второстепенные члены предложения".
Цель:закрепить и расширить знания о структуре предложения и главных членах — подлежащем и сказуемом; закрепить умения устанавливать связь между словами и выделять грамматическую основу предложения; развивать речь учащихся; учить составлять рассказ по серии сюжетных рисунков.
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
Осыпаются астры в с.дах,
стройный клен под ..кошком ж..лтеет,
и х..лодный туман на п..лях
целый день неподвижно б..леет.
И. Бунин
1.Вставить пропущенные буквы.
2.Определить тему текста.
3.На сколько предложений можно разбить текст?
4.О чем говорится в первом предложении? Во втором? В третьем?
5. Из чего состоит предложение?
6. Найти в тексте слова с корнями -сып-, -двиг- (-движ-).
Подобрать к этим словам однокоренные слова.
7. К слову желтеет подобрать однокоренные прилагательное
и существительное.
8. Подобрать синонимы к слову желтый.
9. Назвать звуки в слове холодный.
4.Чистописание:
холод холодный холодить
1. Определить части речи.
2. Выделить корень.
5.Четвероклассники уже знакомы с понятием "главные члены предложения", они умеют находить в предложениях подлежащее и сказуемое, подчеркивать их, знают, что главные члены предложения не являются словосочетанием, поскольку они равноправны и можно ставить вопрос как от подлежащего к сказуемому, так и от сказуемого к подлежащему.
Упр. 39 содержит предложения, в которых дети без труда определяют грамматическую основу, подчеркивают подлежащее и сказуемое в списанном первом абзаце. Важно зафиксировать внимание учащихся на том, какими частями речи выражены главные члены. Например, в первом предложении подлежащее выражено существительным во множественном числе, именительном падеже; сказуемое — глаголом в прошедшем времени множественного числа.
Физкультминутка
6. Развитие речи учащихся. ( Упр. 40 )
Составляя текст, они осознают роль грамматической основы в построении предложений. Методика работы над сочинением по сюжетным картинкам может быть организована так: учитель предлагает детям рассказать о домашних животных, которые есть у них дома или о которых они мечтают(продолжение темы текста "Член семьи"). Школьники должны понять, что люди несут большую ответственность за
домашних животных. Затем учащиеся рассматривают картинки и рассказывают о том, что произошло с мальчиком главные члены предложений и подчеркивают их. Аликом и собакой Альфом. Написав рассказ, дети находят главные члены предложений и подчёркивают их.
7.Восстановление деформированного текста. ( Упр. 41 )
Учащиеся читают текст про себя, затем продумывают последовательность предложений, и только после этого восстановленный текст читается вслух (порядок предложений: 2, 4, 1, 6, 5, 3, 9, 7, 8, 10, некоторые предложения можно переставить, главное, чтобы смысл не изменился).
Этот текст не нужно записывать полностью, только списать первое и последнее предложения и подчеркнуть в них грамматическую основу.
8.Стихотворение М. Исаковского (упр. 42) состоит из простых предложений, поэтому их синтаксический разбор можно провести в устной форме. Последнее предложение записать, подчеркнуть главные члены (грамматическую основу) и выписать все входящие в его состав словосочетания вместе с вопросами. При разборе последнего предложения по членам следует обратить внимание на словосочетания с предлогами, оформлять их так: прощаюсь (с чем?) с летом. Внимание обращается на то, что в данном тексте встречается много слов с переносным значением, что делает стихотворение образным и выразительным. Нужно предложить детям найти слова с переносным значением и объяснить, почему поэт их использовал.
9.Упр. 43 содержит несколько вопросов, на одни из которых можно ответить предложениями без второстепенных членов (вопросы 1, 2), на другие — нет. Учащиеся записывают ответы только на те вопросы, на которые невозможно ответить предложениями без второстепенных членов, устно проводят их синтаксический анализ и подчеркивают грамматическую основу. Предлагается детям самостоятельно построить схему предложения-ответа на вопрос 5.
10.Домашнее задание: упр. 44.
11.Подведение итогов урока.
12.Рефлексия.
УрокЗ ( 9 )
Тема:Однородные члены предложения. Понятие об однородных членах предложения
Цель:познакомить с предложениями, в состав которых входят однородные члены, с оформлением их на письме; учить находить слово, с которым связаны однородные члены предложения, ставить вопросы к ним, правильно интонировать в устной речи и грамотно оформлять на письме. Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
Уж небо ос.нью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
К.роче становился день.
Л..сов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
А. Пушкин
1.Доказать, что это текст.
2.На сколько предложений можно разбить данный текст?
3.Прочитать каждое предложение и назвать его главные члены.
4.Объяснить написание пропущенных орфограмм.
5.Подобрать синонимы к слову блистать.
6.Подобрать однокоренные слова к слову печальный. Назвать
в этом слове все звуки.
4.Чистописание:
печаль печальный печалиться
Выделить корень в словах.
5.Текст упр. 45 читает учитель (соблюдая правильную интонацию). Дети следят за чтением по учебнику, обращая внимание на выделенные слова — однородные члены предложений.
Затем учащиеся рассматривают схемы предложений с однородными членами, находят и называют подлежащее и сказуемое, ставят вопросы и убеждаются в том, что однородные члены предложений относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос.
После этого следует познакомить четвероклассников с правилом. Причем подчеркивается, что однородными могут быть любые члены предложения: подлежащие, сказуемые, второстепенные члены.
Физкультминутка
6. Стихотворение О. Дриза содержит предложения с однородными членами. Читая его, дети тренируются в использовании интонации перечисления. Затем списывают первое предложение, вставляя пропущенные буквы, и разбирают его по членам. В данном случае однородными являются второстепенные члены предложения.
7. При выполнении упр. 47 учащиеся убеждаются в рациональности и функциональности использования однородных членов предложения в речи, в том, что второстепенные члены предложения поясняют главные, помогают полнее и точнее выразить мысль, отношение
к событию или предмету.
Школьники списывают только те предложения, в которых есть второстепенные члены, проводят их синтаксический анализ, подчеркивают грамматическую основу и по вопросам находят второстепенные члены (сначала группу подлежащего, затем группу сказуемого). Второстепенные члены предложений подчеркивать не рекомендуется.
8. Домашнее задание: упр. 48.
9.Подведение итогов урока.
10. Рефлексия.
Урок 4(10)
Тема:"Соединение однородных членов при помощи интонации и слов а, но, и".
Цель:учить оформлять предложения с однородными членами; формировать навык правильного интонирования предложений с однородными членами в устной речи, употребления знаков препинания в письменной речи. Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
У норы добычи ждет,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота.
А теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая — и та,
Видя грозного кота,
Убежит в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом.
Там сидит и в темноте
Вспоминает о коте.
А. Грачев
1. Какое слово повторяется в разных формах?
2. Назвать все словосочетания со словом кот.
4.Чистописание:
кот кота коту котом
Как у нашего кота шубка очень хороша.
Как у котика усы удивительной красы.
Обозначить окончания в словах.
5. Анализируя текст "Пингвиненок" (упр. 49), учащиеся находят два предложения с однородными членами. В одном из них однородные сказуемые соединены союзом и, в другом встречается четыре однородных члена (вынырнул, закружил, вскарабкался, посмотрел). Поскольку в последнем предложении встречаются второстепенные члены, распространяющие однородные сказуемые, это упражнение учащимся трудно выполнить без помощи учителя.
Поэтому нужно сначала предложить детям прочитать текст про себя, подумать над заданием, затем прочитать вслух выразительно, выделяя голосом однородные сказуемые, найти слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову, и только после этого выписать данные предложения, обращая особое внимание на знаки препинания.
6. Ученики выполняют упр. 50 и знакомятся с правилом оформления на письме предложений с однородными членами. Поскольку термин "союз" не употребляется, разговор идет о соединении однородных членов с помощью интонации и слов и, а, но. После прочтения правила дети рассматривают рисунки и составляют предложения с однородными членами по данному началу. Цель упражнения — закрепить знания о том, что однородные члены относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос, научить правильно употреблять знаки препинания в предложениях с однородными членами. Целесообразно сначала составить предложения
устно, прокомментировать расстановку знаков препинания, затем записать составленные предложения.
Физкультминутка
7. Упр. 51 читается вслух, коллективно определяется тема текста (о приметах природы), основная мысль (знание примет помогает предсказать погоду), составляется план текста, который можно записать в тетрадь. По состав ленному плану детям предлагается устно пересказать текст. После этого учащиеся выбирают по одному повествовательному, вопросительному и побудительному предложению с однородными членами и выписывают их.
8. Устно. (Упр. 52 )
Следует обратить внимание на интонацию предложений.
9. Домашнее задание: упр. 53.
10Подведение итогов урока.
11.Рефлексия.
Урок 5 (11)
Тема:"Знаки препинания при однородных членах предложения. Соединение однородных членов при помощи интонации и слов а, но, и".
Цель:отрабатывать навык оформления на письме предложений с однородными членами: формировать умение правильно интонировать предложения с однородными членами и расставлять знаки препинания.
Воспитывать культуру письменной речи; учить составлять и редактировать предложения с однородными членами. Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4.Чистописание:
ключ(ь) ландыш(ь) дич(ь)
1. Раскрыть скобки, записать слова.
2. Обозначить род имен существительных.
5. Ознакомление с постановкой знаков препинания в предложениях с союзами а, но. ( Упр. 54 ) Текст содержит много предложений с однородными членами.
Следует рассмотреть каждое из них, сопоставить предложения с двумя однородными членами, связанными союзами и, но. Так, первое предложение, в котором употребляется союз но, следует читать с интонацией противопоставления. В последнем предложении союз и повторяется при
перечислении. После выразительного чтения текста учащиеся выписывают предложения с однородными членами.
Лучше выполнять упражнение с комментированием.
6. Следующий этап урока — знакомство с правилом и составление собственных предложений с однородными членами, связанными союзами а, но.
7. Работа над загадками (упр. 55) позволяет закрепить умение интонировать предложения с противопоставлением и употреблять нужные знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными союзами а, но. Для развития речи можно предложить учащимся вспомнить загадки с аналогичной структурой (с однородными членами предложений) и загадать их одноклассникам.
Физкультминутка
8. Упр. 56 демонстрирует функциональную целесообразность использования предложений с однородными членами; оно направлено также на отработку навыка постановки знаков препинания в предложениях с союзами и, но, а. Нужно следить за тем, чтобы дети не составляли сложных предложений типа: Ученик быстро сделал уроки, но он неправильно решил задачу.
9. Текст сочинения ученика, приведенный в упр. 57, нуждается в редактировании, потому что в нем есть логические ошибки. Учащиеся должны сами догадаться, в чем заключаются ошибки ученика, исправить их и записать текст.
10 Домашнее задание: упр. 58.
11.Подведение итогов урока.
12. Рефлексия.
Урок 6 (12)
Тема:"Главные и второстепенные однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".
Цель:формировать навык оформления на письме предложений с однородными членами; учить анализировать такие предложения по составу предложения с однородными членами.
Работать над развитием речи учащихся: учить детей строить текст по серии сюжетных картинок
Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4.Чистописание:
лес лесной лесок
Подчеркнуть проверяемую гласную одной чертой, проверочную — двумя.
Письмо по памяти:
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса...
Н. Некрасов
1. Определить род имен существительных.
2. К прилагательным теплым, повеселелые подобрать однокоренные имена существительные среднего рода.
5. В стихотворении "Олененок" (упр. 59) два предложения с однородными членами — первое и последнее.
6. Упр. 60 направлено на восстановление деформированных предложений с однородными членами. Методика работы уже известна: сначала по вопросам и по смыслу находим главные члены предложения, затем — второстепенные.
Физкультминутка
7. Текст "Конфеты" (упр. 61) предназначен для устного пересказа.
Учащиеся сначала читают текст, под руководством учителя составляют его план, выписывают опорные слова, затем по плану и опорным словам пересказывают текст (можно пересказывать по частям, можно полностью). Далее дается задание найти в тексте предложения с однородными членами, объяснить в них знаки препинания.
Списывать предложения можно с комментированием расстановки знаков препинания и написания орфограмм. В данном тексте встречаются слова, которые не имеют формы множественного числа (мед, сахар, молоко, масло, какао), дополнительное задание — найти и выписать эти слова.
8. Домашнее задание: упр. 62.
9.Подведение итогов урока.
10.Рефлексия.
Урок 7 ( 13 )
Тема:Однородные члены предложения. Закрепление изученного по теме
Цель:отработать навык оформления на письме предложений с однородными членами;
Формировать умение правильно интонировать предложения с однородными членами в устной речи и навык правильного употребления знаков препинания в письменной речи;
Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4.Чистописание:
5. Для разминки можно использовать упр. 63 — на восстановление отрывков из стихотворений К. И. Чуковского. Можно организовать эту работу в устной форме.
6.При составлении предложений о том, что увидел во сне медвежонок (упр. 64), используются слова с пропущенными буквами, записанные на доске: ме.., м..лина, яг.ды, ры..ка. После записи предложений учащиеся могут обменяться тетрадями и проверить работу друг у друга.
Физкультминутка
7.Упр. 65 выполняем с предварительным комментированием.
8.Упр. 66 выполняется устно, последнее предложение следует списать, подчеркнуть в нем главные члены и выписать все словосочетания вместе с вопросами.
9.Домашнее задание: упр. 67.
10.Подведение итогов урока.
11. Рефлексия.
Урок 8 ( 14 )
ТемаУрок развития речи. Обучение сочинению по серии сюжетных картинок".
Цель:работать надразвитием синтаксического строя речи учащихся: обучать составлению текста, в который входят предложения различной структуры.
Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5. Словарный диктант, состоящий из слов, которые встречались при изучении раздела "Предложение": спасибо, спектакль, интересный, олень, шоколад, конечно, сегодня, артист, примета, конфета, аромат, пингвин, абрикос. Написав диктант, дети могут проверить правописание слов по словарику (в конце учебника) и оценить свою работу.
6.В тексте упр. 68 три последних предложения содержат однородные члены. Упражнение можно выполнить устно. В первом предложении упр. 69 есть однородные подлежащие, в третьем — однородные сказуемые.
На материале данных упражнений актуализируются знания, полученные в разделе "Предложение".
Физкультминутка
7.Упр. 71 содержит вопросы для повторения и обобщения раздела "Предложение". Можно поработать над ними в классе, можно предложить детям дома повторить пройденный материал и подготовиться отвечать на вопросы.
8.
Упр. 70 содержит начало текста "Встреча" и серию сюжетных картинок. Работа начинается с беседы о будущем, о выборе профессии. Следует дать возможность высказаться как можно большему количеству детей. Можно построить урок в виде ролевой игры: разделить класс на команды, каждая выберет репортеров телевидения или радио, которые будут брать интервью у школьников и предлагать им рассказать о своем будущем. Есть возможность использовать и игровую ситуацию, основой которой послужат сюжетные картинки: дети уже закончили школу, им по 20 лет, они собрались на традиционную встречу выпускников и рассказывают о себе — кто кем стал, где работает, за что любит свою профессию, чего достиг, о чем мечтает.
После беседы или ролевой игры учащиеся списывают начало текста и самостоятельно продолжают его, предварительно дав всем персонажам имена.
9.. Домашнее задание: упр. 72; закончить сочинение по сюжетным картинкам, если не успели это сделать в классе.
10.Подведение итогов урока.
11.Рефлексия.
ЧАСТИ РЕЧИ
Раздел "Части речи" основной в курсе русского языка, он знакомит учащихся с грамматическими разрядами слов, называемыми частями речи, их основными признаками. Разделение слов на части речи опирается на три главных признака: лексико-грамматическое значение слова, характер морфологических свойств и выполняемая словом синтаксическая функция.
Лексическое значение слов, объединенных одной частью речи, естественно, может быть различным. Например: стол — реальный предмет; красота — качество, свойство; бег — действие, способ передвижения. Но все эти слова имеют единое лексико-грамматическое значение предметности. Путем наблюдений учащиеся убеждаются в том, что каждая часть речи имеет определенные морфологические свойства. Это наличие отдельных частных категорий: одушевленности и неодушевленности, рода, числа, падежа у существительных; вида, лица, времени, наклонения у глаголов и др. В начальной школе дети знакомятся лишь с некоторыми из перечисленных грамматических категорий, причем исключительно практическим путем.
Изучение частей речи должно быть организовано на функциональной основе. С помощью наблюдений учащиеся убеждаются, например, в том, что имена существительные, обладая признаком предметности, обычно выступают в предложении в роли подлежащего; глаголы, обозначая действие предмета, как правило, являются сказуемыми. Школьники узнают, что в тексте-описании обычно содержится много прилагательных, в тексте-повествовании — значительное количество глаголов. В начальных классах не рассматриваются предложения, в которых существительные или прилагательные являются именной частью сказуемого, а также те случаи, когда в роли подлежащего кроме имени существительного или местоимения выступают иные части речи.
Грамматический материал построен так, чтобы учащиеся могли исследовать способность определенной части речи сочетаться в предложении с другими частями речи. Так, существительные обычно сочетаются с прилагательными, глаголы — с наречиями или существительными. Детям сообщается, что в словосочетаниях с именами существительными прилагательные являются зависимыми словами, а вопрос всегда ставится от существительного к прилагательному.