Оптимальное использование систем автоматизированного управления полетом.
стр. 3
• Почему система спроектирована именно
так?
• Как система взаимодействует и общается
с пилотом?
• Как управлять системой в стандартных и
в нештатных ситуациях?
Для оптимального использования систем
автоматизированного управления
необходимо полное понимание следующих
аспектов:
• Интеграции AP/FD и A/THR (например,
парных режимов);
• Последовательностей перехода от
режима к режиму и возврата к
предыдущему режиму
автоматизированного управления;
• Органов взаимодействия (интерфейса)
пилота с системой, предназначенных для:
- общения пилота с системой
(например, включение режимов и
установка заданных параметров);
- обратной связи системы с пилотом
(например, для контроля включения
режимов и ввода заданных
параметров полета).
В контексте данного пособия особое
внимание следует обратить на интерфейс и
взаимодействие экипажа с системами
автоматизированного управления.
Интерфейс экипаж - система
При выполнении действий на пультах
управления (FCU или на FMS CDU), которые
приведут к передаче команд в
автоматизированные системы управления,
пилот должен ожидать реакцию ВС и знать
ответы на следующие вопросы:
• Как я хотел бы, чтобы самолет летел
сейчас?
• Какой следующий характер (режим)
полета я намерен получить?
Это подразумевает ответы на следующие
вопросы:
• Какие режимы я включил и какие
параметры полета задал для того, чтобы
самолет выполнял полет так, как мне
сейчас надо?
• Следует ли ВС по намеченной траектории
(в вертикальной и горизонтальной
плоскости) и выдерживает ли заданные
параметры полета?
• Какой режим я подготовил и какие
параметры задал для обеспечения
следующего режима полета?
С этой точки зрения особое значение имеют
следующие пульты управления и дисплеи:
• Кнопки включения режимов, задатчики
параметров, и индикаторы установленных
значений на пилотажном пульте
управления (FCU);
• Клавиатура, ключи линейного ввода,
страницы и сообщения на
многофункциональном пульте
программируемой системы управления
полетом (FMS MCDU),
• Индикаторы / индикация режимов
автоматизированного управления (FMA)
на основном пилотажном дисплее (PFD),
• Индикация значений параметров полета
(заданных и фактических) на PFD и ND.
Эффективный контроль этих пультов и
дисплеев обеспечивает экипаж данными о:
• Состоянии автоматизированных систем
(т.е., какие режимы включены или
подготовлены),
• Резервах управления (например,
траекторией полета и скоростным
режимом).
Эффективный контроль этих пультов и
дисплеев дает пилоту возможность
предвидеть последовательность смены
индикации режимов автоматизированного
управления (FMA) на всех этапах (в т.ч., на
всех переходных и возвратных режимах).
Принципы и правила
Эксплуатации
Для оптимального использования
автоматизированных систем необходимо
строго следовать принципам, заложенным
при их проектировании и соблюдать
следующие правила эксплуатации:
Каждой задаче - адекватный
Уровень автоматизации
На ВС с высокой степенью интеграции и
автоматизации для решения, связанных с
выполнением полета, задач можно
использовать несколько уровней
автоматизации:
• Наведение с помощью FMS,
• Наведение по заданным параметрам
полета.
Адекватность уровня автоматизации зависит
от:
• Типа выполняемой задачи:
- Задачи ближайшей перспективы
(тактической); или,
- Долгосрочной (стратегической);
• Этапа полета:
- Полет по маршруту;
- Маневрирование в районе аэродрома;
- Заход на посадку;
• Располагаемого времени:
- Нормальный порядок выбора или
ввода данных; или
- Изменения в последний момент.
Адекватный уровень автоматизации – это,
зачастую, такой уровень, при котором в
зависимости от знаний и опыта, сложности
решаемых задач или условий полета, пилот
чувствует себя комфортно.
Возврат к ручному пилотированию и
управлению тягой может оказаться, в
зависимости от условий, наиболее
правильным уровнем автоматизации.
Наведение с помощью FMS или по заданным
параметрам можно применять раздельно или
комбинированно (например, наведение с
помощью FMS по боковому каналу совместно
с вертикальным наведением по заданным
параметрам) в зависимости от того, что
удобнее на текущем этапе / фазе полета или
в сложившихся условиях.
За пилотирующим пилотом (PF) всегда
остается право и возможность выбора
наиболее приемлемого и соответствующего
задаче уровня автоматизации, что включает:
• Выбор более прямого уровня
автоматизации (переход от наведения с
помощью FMS на наведение по заданным
параметрам);
• Выбор наиболее подходящих боковых и
вертикальных режимов наведения;
• Возврат к ручному пилотированию (с
помощью или без помощи командных
планок и/или автомата тяги) для
непосредственного управления
вертикальной и горизонтальной
траекторией полета и тягой.