Упрощенная форма применения взыскания за нарушение таможенных правил
Наряду с общим порядком производства закон предусматривает упрощенную форму применения взыскания за нарушение таможенных правил, которая применяется в соответствии с положениями, содержащимися в гл. 51 Таможенного кодекса. Упрощенная форма представляет собой некоторые изъятия из общего порядка и направлена на обеспечение ускоренного рассмотрения ряда составов таможенных правонарушений, перечисленных в законе, но не снижающих общих требований к всесторонности, объективности и полноте выяснения всех обстоятельств совершенного правонарушения.
Таможенный кодекс Российской Федерации связывает возможность использования упрощенной формы с тремя условиями. Во-первых, упрощенная форма может использоваться только в отношении ряда нарушений таможенных правил, во-вторых, ее использование возможно лишь с назначением определенных видов взысканий, в-третьих, к использованию упрощенной формы необходимо определенное отношение лица, совершившего нарушение таможенных правил.
Закон устанавливает перечень составов административных правонарушений в сфере таможенного дела, по которым возможно применение упрощенной формы. В этот перечень входят нарушения таможенных правил, предусмотренные ст. 249-253, частями второй и третьей ст. 254, ст. 255-265, 267-270, 272, частью второй ст. 279 и ст.288 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Другим условием использования упрощенной формы за нарушение таможенных правил является наложение взыскания в виде предупреждения или штрафа.
Использование упрощенной формы применения взыскания возможно в отношении физических или должностных лиц при достижении ими 18-летнего возраста, и если они могут самостоятельно в полном объеме сами осуществлять свое право на защиту.
В случае использования упрощенной формы взыскания в отношении организаций, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, необходимо, чтобы в момент обнаружения правонарушения присутствовал руководитель или его заместитель, а также лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, либо их уполномоченный на то представитель.
Необходимо, чтобы указанные выше лица признали факт совершения нарушения таможенных правил, свою виновность (для физических и должностных лиц), выразили согласие на использование упрощенной формы взыскания и готовность реально уплатить штраф, если его применение возможно в соответствии с санкцией статьи.
Изъятия из общего порядка ведения производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения при использовании упрощенной формы выражаются в следующем:
- дело о нарушении таможенных правил не возбуждается;
- протокол о правонарушении не составляется;
- процессуальные действия не проводятся;
- взыскание налагается, как правило, на месте обнаружения нарушения таможенных правил.
При установлении обстоятельств, при наличии которых возможно использование упрощенной формы взыскания, должностное лицо таможенного органа составляет акт о наложении взыскания. Государственный таможенный комитет Российской Федерации определил порядок утверждения должностных лиц, имеющих право на применение взыскания в упрощенной форме.
Упрощенная форма применения взыскания может использоваться только наиболее профессионально подготовленными должностными лицами таможенных органов, обладающими навыками ведения производства по делам о нарушении таможенных правил. Такими должностными лицами могут
быть как должностные лица правоохранительного блока таможенного органа, так и иных структурных подразделений таможенного органа, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль.
Для наделения должностного лица полномочиями по применению взыскания в упрощенной форме начальник структурного подразделения таможенного органа подает докладную записку начальнику таможенного органа либо лицу, его замещающему, с ходатайством о наделения должностного лица его подразделения такими полномочиями.
Ходатайство должно быть согласовано с заместителем начальника таможенного органа, в подчинении которого находится это подразделение, с заместителем начальника таможенного органа по правоохранительной работе, с отделами таможенных расследований и собственной безопасности.
Должностные лица, в отношении которых подается ходатайство, должны обладать знаниями правовых основ применения взыскания в упрощенной форме. Начальник отдела таможенных расследований при согласовании ходатайства должен принять зачеты у кандидата с целью определения его правовых знаний.
В завершение процедуры начальник таможенного органа или лицо, его замещающее, издает приказ о наделении конкретных должностных лиц полномочиями на применение взыскания в упрощенной форме.
Взимание денежных средств в виде штрафов может осуществлять должностное лицо, назначенное приказом руководителя таможенного органа и заключившее договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Перед заключением договора начальник таможенного органа обязан ознакомить должностное лицо с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации.
Акт о наложении взыскания составляется по форме, установленной ФТС России. Акт состоит из трех частей - вводной, описательной и постановляющей.
В вводной части акта о наложении взыскания должно содержаться наименование таможенного органа, должностным лицом которого составляется акт; дата его составления; фамилия и инициалы должностного лица, составившего акт; краткие сведения о лице, совершившем нарушение таможенных правил, его представителе, если он имеется. В акте выделяется специальная графа, в которой лицо, совершившее нарушение таможенных правил, или его представитель письменно подтверждает признание им факта совершения правонарушения, свою виновность, согласие с использованием упрощенной формы применения взыскания и выражает свою готовность уплатить штраф немедленно.
В описательной части указывается краткое обозначение нарушения таможенных правил и указание на статью Таможенного кодекса, предусматривающую ответственность за это нарушение. Признаки совершенного нарушения таможенных правил в акте о наложении взыскания должны быть отражены достаточно полно (время, место, существо нарушения и пр.).
В постановляющей части указывается вид взыскания, а в случае наложения штрафа - его размер и отметка об уплате штрафа. При наложении взыскания в виде штрафа, установленного применительно к размеру минимальной месячной оплаты труда, должностное лицо таможенного органа, составившее акт о наложении взыскания, прикладывает к акту справку о размере минимальной месячной оплаты труда на день совершения правонарушения.
Штраф уплачивается наличными деньгами в валюте Российской Федерации или в иностранных валютах, курсы которых котируются Центральным банком Российской Федерации. В случае уплаты штрафа в иностранной валюте в акте о наложении взыскания подлежит указанию размер штрафа в валюте Российской Федерации, вид и количество уплачиваемой иностранной валюты, ее курс на день уплаты штрафа.
Акт подписывается соответствующим должностным лицом, лицом, совершившим нарушение таможенных правил, или его представителем. Должностные лица таможенных органов, в соответствии с Приказом ГТК РФ от 3 декабря 1992 года № 579 «О введении личных номерных печатей сотрудников таможенных органов Российской Федерации» на каждом экземпляре акта о наложении взыскания проставляют оттиски личной номерной печати.
Лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил с использованием упрощенной формы, может дать свое объяснение.
К акту о наложении взыскания прилагаются копии документов, подтверждающих факт нарушения таможенных правил (таможенные декларации, документы контроля доставки, товарно-транспортные накладные и т.д.). Копии документов не прилагаются в исключительных случаях, когда отсутствуют технические возможности и т.п., о чем должностное лицо таможенного органа, составившее акт, представляет рапорт с указанием причин.
Решение должностного лица о наложении взыскания по упрощенной форме может быть обжаловано начальнику или заместителю начальника таможенного органа, должностное лицо которого составило акт, в течение 10 дней со дня составления такого акта.
Решение начальника или заместителя начальника таможенного органа по жалобе является окончательным и дальнейшему обжалованию в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации об административных правонарушениях, не подлежит. Не обжалуются такие решения и в арбитражные суды.
Начальник или заместитель начальника таможенного органа, должностное лицо которого составило акт о наложении взыскания, после рассмотрения указанного акта в связи с жалобой или в порядке контроля за соблюдением должностными лицами таможенных органов законности, принимает одно из следующих решений:
1) оставляет взыскание без изменения, а жалобу — без удовлетворения;
2) своим постановлением отменяет акт о наложении взыскания и освобождает от ответственности лицо, на которое было наложено взыскание;
3) своим постановлением отменяет акт о наложении взыскания и выносит постановление о заведении дела о нарушении таможенных правил или возбуждает уголовное дело о контрабанде или иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов;
4) своим постановлением изменяет меру взыскания за нарушение таможенных правил, но без усиления взыскания.
О принятом решении сообщается лицу, привлеченному к ответственности за нарушение таможенных правил.
Начальник таможенного органа или заместитель начальника таможенного органа по правоохранительной работе в порядке контроля за соблюдением должностными лицами данного таможенного органа законности при применении взыскания в упрощенной форме не реже одного раза в месяц рассматривает составленные акты о наложении взыскания и прилагаемые к ним документы, обращая внимание на обоснованность квалификации правонарушения и наложенного взыскания.
[1] См. Сандровский К.К. Предпринимательское право: Курс лекций. М., 1992. С.19-20
[2] Действует и изм. и доп. от 3 марта 2003г. // БНА. 2002. №52; 2003. №16.
[3] Приказ ГТК РФ от 14 ноября 1994г. №592 «О Положении об акцизном таможенном посте Российской Федерации» //Экономика и жизнь. 1994. № 52.
[4] СЗ РФ. 1998. № 16. Ст.1798.
[5] Закон РФ от 09.10.92г. //Российская газета, 1992, 4 ноября.
[6] Ведомости Верховного Совета РФ, 1993, №23, Ст.821.
[7] ФЗ от 27 декабря 2002г. № 184-ФЗ // СЗ 2002, №52 (ч.1). Ст.5140
[8] ФЗ от 13.10.95. № 157-ФЗ // СЗ РФ, 1995, №42, ст.3923.
[9] Российская газета, 1999. № 136. 16 июля.
[10] Приказ ГТК России от 24 ноября 1999. №815 //РГ. 2000. №27. 8 февр.
[11] Приказ ГТК России от 24 ноября 1999 №814 // РГ. 2000. №44. 2 марта.
[12] РГ. 1993. № 92. 15 мая.
[13] РГ. 1997. № 139. 22 июля.
[14] Ведомости Верховного Совета РФ, 1993, №23. Ст.821.
[15] Козырин А.Н. Таможенные режимы. М., 2000. С.19.
[16] Ст.2 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП). Заключена в Женеве 14 ноября 1975г.
[17] Приказ ГТК РФ от 5 сентября 1997г. № 543 «Об утверждении Положения о таможенном режиме переработки на таможенной территории» ( в ред. от 25 июня 2002г.) // БНА. 1997. №21.
[18] Приказ ГТК РФ от 24 июля 2001г. № 720 «Об утверждении Положения о таможенном режиме таможенного склада ( с изм. и доп. от 6 февр.2003г. // БНА. 2003. №13
[19] Примером конвенционных ставок таможенных пошлин могут служить ставки пошлин, которые используются в отношении отдельных видов товаров, происходящих с таможенной территории Союзной Республики Югославии. Такие ставки содержаться в приказе ГТК России от 26 октября 2000г. № 965, принятом во исполнение Соглашен7ия о свободной торговле между Россией и Югославией.
[20] Козырин А.Н. Комментарий к Закону РФ «О таможенном тарифе». М., 2001.
[21] Право Европейского союза: правовое регулирование торгового оборота: Учебное пособие/ Под ред. В.В. Безбаха, А.Я. Капустина, В.К.Пучинского. М., 1999. С.108-109.
[22] Таможенный кодекс РФ с постатейными материалами / Под общ. ред. А.Н.Козырина. М., 2001. С.349.
[23] Закон РФ от 29 мая 1992г. №2872-1 (с учетом норм ФЗ от 16 июля 1998г. №102-ФЗ «Об ипотеке» //ВВС РФ 1992. №23. Ст.1239; 1998. №29. Ст.3400; 2001. №46. Ст.4308; 2002. №7. Ст.629.
[24] Приказ ГТК РФ от 22 февраля 1994г. № 71 «Об использовании залога таможенными органами» //БНА. 1994. №7.
[25] Приказ ГТК РФ от 22 декабря 1993г. № 549 «Об обеспечении уплаты таможенных платежей в отношении подакцизных товаров» // Российские вести. 1994. №13.
[26] Приказ ГТК РФ от 21 августа 2000г. №741 «О мерах по совершенствованию контроля за перемещением через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами» ( с изм. от 21 декабря 2001г. ) //БНА. 2000. №42; 2002. №5.
[27] Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 июня 1996 года № 5 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства»
[28] Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 года «Об утверждении Положения о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 4. Ст. 485.
[29] Основы таможенного дела: Учебник / Под общей редакцией В. Г. Драганова. М., 1998.