Глава 2.12. Международные грузовые автомобильные перевозки.
2.12.1. Основные понятия о внешнеэкономической деятельности (ВЭД)
и роли транспорта
Процесс перевозки (перемещения) грузов и людей (пассажиров) является обязательным условием осуществления: всех видов ВЭД, обеспечивая товарообмен, регулярные и нерегулярные (туристско-экскурсионные) пассажирские перевозки.
Особенности транспорта при этом:
– во-первых, он становится участником процесса международной кооперации и разделения труда;
– во-вторых, его продукция (транспортная услуга) в значительной степени подвержена воздействию ряда факторов, характерных для рыночной экономики (соотношение спроса и предложения, колебание цен на топливо, состояние политических и экономических отношений между государствами-участниками ВЭД и т.п.);
– в-третьих, его деятельность регулируется наличием большого количества международных, общеевропейских, принятых странами СНГ правовых норм и нормативных актов, отдельными положениями национальных законодательств и т.п.
Транспортные операции связаны между собой во временном разрезе определенной последовательностью и представляют собой 3 группы:
– действия, предшествующие реализации внешнеторговойсделки (анализ конъюнктуры рынка и тарифов, планирование расходов и доходов);
– действия, выполняемые в процессе реализации сделки (включение транспортных условий в контракт, подготовка груза к перевозке, заключение договора на перевозку, разработка транспортно-технологической схемы доставки груза и оформлениятоварно-транспортных и сопроводительных документов, организация контроля за движением груза, расчеты заказчика с перевозчиком);
– действия после завершения сделки (могут появиться в случае возникновения спора между заказчиком и перевозчиком).
Таким образом, все участники международнойперевозки вступают в сложные экономические, коммерчески-правовые, организационно-технологические отношения.
Поэтому персонал перевозчика, в первую очередь специалисты из коммерческой и финансово-экономической служб должны иметь представление об основах внешнеэкономическойдеятельности.
Основными субъектами мирового хозяйства являются:
– государства;
– международные организации и финансовые центры:
– национальные предприятия (компании различного уровня) и транснациональные корпорации (ТНК);
– физические лица (инднвндуалы),деятельность которых в отдельных случаях может оказывать ощутимое воздействие на процессы, проходящие в мировом хозяйстве.
Субъекты мирового хозяйства классифицируются по ряду признаков:
1. Государства в соответствии с типологией ООН делятся на три основные группы стран:
– развитые с рыночной экономикой;
– развивающиеся с рыночной экономикой;
– с переходной экономикой;
По состоянию на начало XXI века эти группы характеризуются следующими данными.
В состав первойвходит около 30 стран - государства Западной Европы, США, Канады, Японии,Австралия, Республика Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Израиль и др. Именно эти страны являются ведущими в современном мировом хозяйстве и определяющими тенденции, направления и механизмы развития.
Во второйболее 130 государств Азии, Африки, Латинской Америки, Океании и республики бывшей Югославии.
Третья- страны Центральнойи Восточной Европы и бывшего СССР, в т.ч. и Россия.
Кроме того, производится и отнесение государств к группам по уровню доходов.
По классификации МБРР (Международногобанка реконструкции и развития) определяются 4 группы:
– с низким уровня дохода;
– с доходами ниже среднего уровня;
– с доходами выше среднего уровня;
– с высоким уровнем дохода.
Отнесение к группе дает (или не дает) стране возможность доступа к льготному финансированию и льготному кредитованию, от международных организаций, получение безвозмездной помощи от развитых стран.
2. К важнейшим международным организациям и финансовым центрам следует отнести прежде всего ООН и ее институты. Международный валютный фонд (МВФ), Всемирную торговую организацию (ВТО), МБРР и ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития), ЕС (Европейский Союз), СНГ и ряд других.
3. Роль и значение национальных предприятий (компаний) определяется качеством, спросом и конкурентоспобностью предлагаемых рынку товаров и услуг.
Важнейшее значение имеет деятельность ТНК, количество которых на начало века составляло более 55 тыс. с 500 тыс. филиалов в различных странах мира.
4. Для стран развивающихся и особенно стран с переходной экономикой важную роль во внешней торговле играет деятельность физических лиц - т.н. «челноков». Хотя финансовая деятельность учитывается весьма трудно и не слишком достоверна, экспертная оценка дает основание предполагать, что их доля в экспортно-импортных операциях достаточно существенна.
Субъекты мирового хозяйства в процессе деятельности вступают в международные экономические отношения (МЭО), представляющие собой достаточно сложную, разветвленную систему хозяйственных связей. Основные формы МЭО:
– торговля товарами;
– торговля услугами;
– специализация и кооперация производства;
– научно-техническое сотрудничество и обмен научно-техническими достижениями;
– движение капитала, валютно-кредитные и финансовые отношения;
– движения рабочей силы;
– информационный обмен;
– деятельность международных экономических организаций и их сотрудничество в решении общемировых проблем.
Начиная с конца XX века развитие МЭО идет в условиях глобализации мировой экономики.
Неуклонно происходящий процесс либерализации - уменьшение, а порой и полное исчезновение различных административных, юридических, экономических, технологических барьеров обеспечивает «стягивание» центростремительными силами большинства стран в единое экономическое целое в планетарном масштабе.
Глобализация мировой экономики - высшая стадия процесса интернационализации экономической жизни, взаимосвязанности всех элементов мирового хозяйства на общепланетарном, глобальном уровне.
Практическая деятельность субъектов международных экономических отношений реализуется в форме рынка, как это, собственно и предусматривается самими принципами рыночной экономики (неважно - развитой, развивающейся или переходной).
Существуют следующие понятия о видах рынка:
– внутренний (сфера экономического общения, предусматривающая реализацию внутри страны всех произведенных отечественных продуктов);
– национальный (весь рынок страны, часть которого связана с международным обменом - экспортом и импортом услуг);
– международный (часть национальных рынков, непосредственно связанная с зарубежными рынками и прямо ориентированная на иностранных покупателей и продавцов);
– мировой (синтетическое понятие, объединяющее в единое целое рынки всех стран мира).
На рынке при МЭО происходит продажа (предложение) и покупка (спрос) товаров и услуг. Товары - это овеществленная продукция, услуги - комплекс разнообразных видов деятельности, связанных с удовлетворением потребностей людей (юридических или физических лиц) или, иными словами, конкретные мероприятия, акции, действия, которые одна сторона - исполнитель - может предложить другой стороне.
Международная торговля товарами оперирует двумя понятиями - экспорт и импорт.
Экспорт вывоз из страны за границу товаров для последующей реализации на внешнем рынке, импорт - ввоз в страну для реализации на рынке внутреннем.
Соответственно реэкспорт вывоз из страны ранее завозимых и не подвергавшихся обработке (переработке) товаров, реимпорт - обратный ввоз в страну из-за границы не подвергавшихся там обработке (переработке) отечественных товаров.
Сумма экспорта и импорта в стоимостном выражении представляет собой внешнеторговый оборот страны.
Факт осуществления экспорта-импорта фиксируется таможенными органами при пересечении товарами (перевозке) государственных границ.
Услуги покупаются и продаются, т.е. они тоже товар, но отличаются от товара в естественном виде. Основные отличия услуг в следующем:
– они, как правило, неосязаемы;
– они неотделимы от своего источника;
– производство и потребление их происходят, как правило, одновременно;
– не существует физической возможности их хранения.
Номенклатура услуг при международной торговле велика и разнообразна: классификатор услуг, составленный ООН включает более 500 позиций и субпозиций, объединенных в 6 отраслевых групп. Международная финансовая статистика, которая ведется и публикуется МВФ, распределяет весь объем услуг по 3 группам: транспортные услуги, туризм, другие услуги (финансовые - банковские, страховые и т.д.; информационные - программное обеспечение, базы данных и т.д.; консультационные, торгово-посреднические и др.).
Важнейшей характеристикой мирового и международного рынка является конъюнктура - конкретное состояние (ситуация) данного рынка в определенных географических, временных и других рамках под влиянием совокупности целого ряда факторов. К ним относятся, например, циклические (обновление оборудования промышленных предприятий, обновление потребительских товаров длительного пользования автомобили, бытовая техника) и нециклические (государственное регулирование, экспортная политика, политические события) факторы.
Изменения конъюнктуры в свою очередь вызывают изменения цен товаров и услуг на рынке. Цена - сложившаяся под влиянием множества денежная сумма, которую хочет получить и готов заплатить покупатель. Она по существу - «точка пересечения» кривых спроса и предложения.
На уровень цен мировой торговли воздействуют следующие основные факторы:
- общеэкономические (фаза экономического цикла - кризис, депрессия, оживление, подъем, общее соотношение спроса и предложения, динамика инфляции и т.п.)
- конкретно-экономические (применительно к данному товару соотношение спроса и предложения, налоги и сборы, потребительские свойства - качество, надежность, внешний вид, престижность);
- специфические (сезонность реализации: товара - зимние и летние одежда и обувь, гарантия и условия послепродажного обслуживания: и т.д.);
- специальные (особые механизмы и инструменты, используемые государством в сфере регулирования ВЭД);
- внеэкономические (политически, военные и специальные).
На цены международной торговли может оказывать воздействие государство. Формы воздействия могут быть следующими:
- регулирование определенным образом внутренних цен (например, на транспорт, топливо, электроэнергию);
- субсидирование отечественной экспортной продукции (например, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ);
- проведение соответствующей таможенной политики в области импорта (на сырье и комплектующие изделия, используемые для производства экспортной продукции);
- установление ограничений, квот во внешней торговле (для поддержания соответствующего уровня цен на товар);
- проведение антидемпинговых мер (недопущение экспорта товаров в страну по ценам ниже уровня внутренних);
- налоговое регулирование (применение или неприменение налога на добавленную стоимость НДС).
Цены при ВЭД (торговля товарами, предоставление услуг, в т.ч. и международных перевозок) устанавливаются в свободно конвертируемой валюте - в основном в долларах и евро.
Основные виды внешнеторговых цен:
- контрактные - согласованные в ходе переговоров между продавцом и покупателем, являются коммерческой тайной и не публикуются;
- справочные - публикуемые в справочниках, специализированных изданиях, бюллетенях, обзорах и других печатных изданиях, а также в электронном виде цены продавца;
- биржевые - на товары, продаваемые на крупных биржах;
- статистические - усредненные, публикуемые в различных национальных и международных справочниках, показывают динамику цен и тенденции их изменений, являются ценовым ориентиром при подготовке и заключении внешнеторговых сделок.
Важную роль в развитии и совершенствовании международной торговли играют Всемирная торговая организация (ВТО), конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНИСИТРАЛ) и принятые ими нормативно-правовые документы - Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) и Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).
Главными принципами, заложенными в указанные документы и деятельность упомянутых организаций, являются:
1). режим наибольшего благоприятствования (РНБ) - осуществление торговли без дискриминации);
2). развитие международной торговли на основе справедливой конкуренции;
3). предоставление льготного режима торговли развивающимся странам;
4). проведение многосторонних переговоров с целью снижения размера пошлин;
5). заключение региональных торговых соглашений;
6). возможность предоставления консультаций и получения информации;
7). открытость для вступления в челны ВТО;
8). возможность получения определенной продолжительности переходного периода для проведения мероприятий в области внутренней политики (для обеспечения соответствия требованиям к членству в ВТО).
Кроме того, на подготовку ивыполнение международных перевозок при поставке товара существенное влияние оказывает нормативно-правовой документ «Инкотермс». Это сборник толкований в области базисных условий поставки товара, представляющих собой совокупность основных обязанностей участников (продавец, покупатель, перевозчик) по транспортировке и страхованию товаров на пути следования от экспортера до импортера.