Радионавигационных измерений.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важных элементов при радиотехническом обеспечении полетов авиации являются угломерные системы. Работа угломерных систем зависит от правильной эксплуатации при строгом соблюдении мер безопасности. На предыдущем занятии мы изучили сущность и задачи радионавигации, способы определения местоположения ЛА, классификацию радиотехнических средств. На данном занятии мы приступим к изучению кратких характеристик погрешностей радионавигационных измерений, угломерных систем и их основных ТТХ, конструкций и порядка включения.
Вопрос №1 Краткая характеристик погрешностей
радионавигационных измерений.
Точность радионавигационных устройств (РНУ) и радионавигационных систем (РНС) характеризуется величинами погрешностей, возникающих при измерении навигационных параметров. В зависимости от причин, порождающих эти погрешности, их можно разделить на 4 группы.
1. Методические погрешности. Они обусловлены несовершенством метода измерений, неточностью исходных математических моделей, описывающих сигналы и процессы, а также несовершенством алгоритмов, являющихся основой построения РНУ и РНС. Например, методическая погрешность радиовысотомеров, использующих сигналы с частотной модуляцией (ЧМ), которая связана с дискретностью отсчета измеренного значения высоты.
2. Инструментальные погрешности. Эти погрешности возникают из-за несовершенства радионавигационной аппаратуры. Их причинами являются схемные и конструктивные недостатки устройств, недостаточная чувствительность индикаторов, погрешности градуировок шкал приборов, зависимость показаний от изменений напряжений источников питания и т.д.
3. Погрешности, обусловленные условиями измерения. Источники этих погрешностей: внешние помехи, тряска и вибрация ЛА, турбулентность атмосферы и т.п.
4. Субъективные (личные) погрешности, которые возникают из-за недостаточной натренированности оператора, несовершенства его органов чувств и степени профессиональной подготовки.
По характеру проявления погрешности РНУ и РНС делят на систематические и случайные.
Систематические - это погрешности, имеющие одни и те же величину и знак и не зависящие от числа измерений. Они вызываются причинами, действующими известным образом. Поэтому влияние данных погрешностей может быть установлено и учтено заранее путем введения поправки или устранением причин этих погрешностей. Следовательно, в ряде случаев результаты измерений можно считать свободными от систематических погрешностей. Примеры систематических погрешностей: погрешности градуировки, погрешности за счет распространения радиоволн днем и ночью, погрешности, обусловленные влиянием отражений от местных предметов.
Случайными называются погрешности, которые от измерения к измерению изменяются случайным образом. Эти погрешности вызываются большим числом причин, действующих при каждом измерении различным образом. Такие погрешности трудно устранить, но, используя соответствующие методы приема и обработки радиосигналов, их можно существенно снизить.
Погрешности измерений характеризуют либо абсолютной, либо относительной величиной.
Абсолютной погрешностью измерения Dl называют разность между измеренным значением l и ее истинным значением lи:
Dl = l - lu (1.1)
Относительной погрешностью h0 измерения называют отношение
h0 = Dl / lu (1.2)
Полная погрешность измерения
Dln = Dlсист + Dlслуч, (1.3)
где Dlсист - величина систематической погрешности; Dlслуч - величина случайной погрешности.
Поскольку случайные погрешности нельзя полностью устранить, то они, как правило, оказывают решающее значение на точность измерений. Для их оценки прибегают к статистической обработке результатов измерений.
Вывод:
Таким образом в первом учебном вопросе мы рассмотрели точность радионавигационных устройств (РНУ) и радионавигационных систем (РНС), которые характеризуется величинами погрешностей, возникающих при измерении навигационных параметров и выяснили, что в зависимости от причин, порождающих эти погрешности, их можно разделить на 4 группы.