Параметры и характеристика логистического обслуживания
Уровень логистического обслуживания– позволяет оценить систему сервиса, как с позиции поставщика, так и с позиции получателя услуг.
где - уровень логистического обслуживания;
М – количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса;
m – количественная оценка фактически оказываемого объема логистического сервиса.
Для оценки уровня логистического обслуживания выбираются наиболее значимые виды услуг, то есть услуги, оказание которых сопряжено со значительными затратами, а неоказание — с существенными потерями на рынке.
Уровень обслуживания можно оценивать, сопоставляя времяна выполнение фактически оказываемых в процессе поставки логистических услуг со временем, которое необходимо было бы затратить в случае оказания всего комплекса возможных услуг в процессе той же поставки. расчет выполняют по следующей формуле:
,
где N - количество услуг, которое потенциально может быть оказано;
n – фактическое количество оказываемых услуг логистического характера;
ti – время на выполнение i – логистической услуги;
- суммарное время, фактически затрачиваемое на оказание логистических услуг;
- суммарное время, которое теоретически может быть затрачено на выполнение всего комплекса возможных логистических услуг.
Основополагающие характеристики логистических услугявляются объективными и определяют условия и параметры логистической деятельности. Выделим наиболее важные:
1. Неотделимость от источника.
Логистические услуги как форма деятельности неотделимы от своего источника в отличие от материального товара, который может существовать независимо от присутствия или отсутствия его источника.
2. Непостоянство качества.
Качество логистических услуг имеет склонность к колебаниям в зависимости от степени совершенства логистической системы, требований клиентов, воздействия множества случайных факторов. Даже если логистические услуги стандартизированы по комплексу параметров, то и в данном случае колебания качества происходят в определенных пределах.
3.Адресность услуг.
Логистические услуги предоставляются заказчику непосредственно. Это отличает их от товара в материальном виде, который выпускается, ориентируясь, как правило, не на конкретного потребителя, а на общий спрос целевого рынка.
4. Уникальность.
Каждая оказываемая логистическая услуга уникальна для получателя. Другая подобная услуга будет отличаться от предыдущей или последующей по своим параметрам, срокам, качеству, условиям производства и потребления.
5. Услуги логистического характера, как, впрочем, и другие, нельзя произвести «про запас».
Логистические услуги нельзя складировать, и это в принципе освобождает предприятия от накопления каких-либо запасов данного вида продукции.
6. Эластичность спроса.
Преимуществом логистических услуг в сопоставлении с товаром в материальном виде является их большая эластичность на рынке сбыта.
7. Оперативность.
В отличие от товаров в материальном виде или других видов деятельности, где скорость и быстрота выполнения работ не всегда являются положительными по отношению к конечному результату, логистические услуги, как правило, дают тем больший экономический эффект, чем быстрее происходит их реализация. Очень часто именно оперативность оказания логистических услуг привлекает потенциальных заказчиков.