Установление скорости движения транспортного средства по показаниям свидетелей
При решении вопроса о наличии у водителя технической возможности предотвратить происшествие небольшие погрешности при определении скорости транспортного средства перед происшествием не существенны, если задано время (или путь и скорость) движения пешехода. Если же известно лишь расстояние от транспортного средства до препятствия в момент возникновения опасности для движения, даже незначительные отклонения значения скорости транспортного средства могут привести к противоположным выводам. В этих случаях значение скорости следует уточнить путем проведения следственного эксперимента, т.е. установить по показаниям свидетелей скорость транспортного средства во время происшествия.
При этом необходимо иметь в виду следующее;
¾ эксперимент следует проводить на месте происшествия, в обстановке, максимально приближенной к обстановке происшествия;
¾ свидетель, по показаниям которого определяется скорость движения транспортного средства, должен находиться 'на том месте, с которого он наблюдал за движением этого .транспортного средства во время происшествия;
¾ транспортное средство, предназначенное для проведения эксперимента, не должно существенно отличаться по внешнему виду (габаритам, окраске и т. п.) от транспортного средства, причастного к происшествию;
¾ до начала контрольных заездов следует сделать несколько пробных заездов (не менее трех) с разной скоростью, чтобы свидетель мог указать ориентировочно, в каком заезде скорость транспортного средства соответствовала примерно скорости во время происшествия (скорость при каждом заезде должна фиксироваться по спидометру);
¾ при проведении контрольных заездов свидетель должен подтвердить, что транспортное средство перед происшествием двигалось именно с такой скоростью, или указать на отклонения, чтобы при последующих заездах внести поправку; если свидетель указывает, что скорость во время происшествия была иной (выше, немного выше и т.п.), результаты заездов не учитываются;
¾ чтобы сократить время на проведение следственного эксперимента при большом числе свидетелей, целесообразно опрашивать свидетелей после каждого заезда, фиксируя результаты оценки ими скорости транспортного средства;
¾ если погрешность в показаниях спидометра транспортного средства, предназначенного для проведения следственного эксперимента, не известна, необходимо проверить его в диапазоне скоростей, близких к скорости транспортного средства во время происшествия. С этой целью следует использовать транспортное средство с исправным спидометром либо с помощью секундомера замерить время преодоления транспортным средством с установившейся скоростью движения участка достаточной длины (например, между километровыми столбами на дорогах), что позволяет определить действительную его скорость с достаточной точностью. Проверка показаний спидометра на коротких участках, измеряемых десятками метров, не обеспечивает достаточной точности.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ДВИЖЕНИЯ ПЕШЕХОДА (tп)
Время движения пешехода в поле зрения водителя с момента возникновения опасности для движения и до наезда оказывает существенное влияние на результаты экспертного исследования, поэтому отклонения принятых значений этой величины от действительных могут быть причиной ошибочных выводов.
Время движения пешехода, как правило, определяется по его скорости, которая нередко устанавливается следственными органами или судом по справочным таблицам, исходя из темпа движения пешехода и его возраста[6].
Однако темп движения, как он воспринимается очевидцами, не определяет в полной мере скорости. Так, если два пешехода: один из них — рослый, с широким шагом и ровной походкой, а другой — низкого роста с коротким шагом и раскачивающейся походкой, - идут с одинаковой скоростью, темп движения первого пешехода может быть воспринят как спокойный или даже медленный, в то время как темп движения второго — как быстрый. Более точные данные можно получить лишь проведя следственный эксперимент.
Тем более эксперимент необходим для определения времени движения пешехода, если его нельзя установить по скорости. В случаях, когда пешеход движется с переменной скоростью, меняет направление движения, приостанавливается или возвращается обратно, перемещается с места на незначительное расстояние (на несколько шагов), недопустимо определять время его движения по скорости, взятой из справочных таблиц, если возможные погрешности могут оказать влияние на выводы эксперта. При проведении эксперимента в подобных случаях необходимо воспроизвести характер перемещения пешехода и определить время, прошедшее с момента возникновения опасности для движения до момента достижения им места наезда. При этом необходимо иметь в виду следующее:
¾ эксперимент должен проводиться на месте происшествия, в обстановке, максимально приближенной к обстановке происшествия (освещение, обзорность, видимость, цвет одежды и фона, внешний вид и характер походки пешехода и т. п.); место начала движения пешехода, траектория его движения, места остановок и место наезда должны быть отчетливо обозначены на проезжей части;
¾ прежде чем производить замеры, необходимо, чтобы лицо, которое будет воспроизводить движение пешехода, проделало это по указанию очевидца, показания которого принимаются при проведении следственного эксперимента;
¾ секундомеры (не менее двух) включаются понятыми в момент, соответствующий моменту возникновения опасности для движения (или моменту начала движения потерпевшего), и выключаются в момент, соответствующий моменту наезда.
Результаты определяются по тем экспериментам (не менее трех), которые признаны очевидцем как соответствующие действительности.
Можно точнее установить время движения пешехода, если вместо секундомеров использовать кинокамеру с определенной частотой съемки.
Если время движения пешехода определяется по показаниям нескольких очевидцев, расчеты следует проводить по крайним предельным значениям полученных результатов; при противоположных выводах следует определить критическое значение времени движения пешехода. Оценив показания очевидцев, следствие и суд смогут установить, какой из выводов является достоверным.