Вычислить Э для выделенных участков. Дать экономическую интерпретацию полученных значений Э
МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД
К ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ ФИРМЫ
В жестких условиях рыночных отношений необходимыми компонентами успешной деятельности коммерческой фирмы являются - правильная методика установления цены, разумная ценовая тактика, последовательная реализация обоснованной ценовой стратегии.
Цель задания - получить знания и навыки для реализации маркетингового подхода к ценообразованию продукции фирмы.
Предлагается, используя данные приложений 1, 2, 3 провести исследование ценообразования продукта Фирмы.
Логическая схема маркетингового подхода к ценообразованию продукции представлена на рис. 1.
}
Рис. 1. Схема исследования ценообразования продукта (маркетинговый подход)
Для реализации предложенного подхода необходимо:
Построить кривую спроса если известны динамика объема выпуска реализованной продукции (Q) и соответствующая динамика цены за единицу продукции (P).
Кривая спроса при прочих равных условиях (неизменности доходов семей, цен конкурирующего продукта и т.д.) отражает известную закономерность: чем выше цена, тем ниже спрос и наоборот. Форма кривой спроса может быть различна.
Рис. 2. Типичная кривая спроса
Большинство кривых спроса стремится вниз по прямой или прогнутой линии. График на рис.2 характерен для большинства товаров. Подняв цену с Р1до Р2 фирма продает меньшее количество товара. Q
Q1 Q2 Q Рис. 3. Кривая спроса престижного товара |
Вероятно, потребители с ограниченным бюджетом, столкнувшись с выбором альтернативных товаров, станут покупать меньше тех, цены которых оказываются для них слишком высокими. Однако, например, в случаях с престижными товарами кривая спроса иногда имеет положительный наклон (рис. 3).
Анализ графика на рис. 3 показывает, что повысив цену с Р1 до Р2., фирма продала товаров не меньше, а больше. Потребители посчитали более высокую цену показателем более высокою качества товара. Однако при слишком высокой цене РЗ. Уровень спроса оказывается ниже, чем при цене Р2.
2) Проанализировать эластичность спроса по ценам:
Рассчитать коэффициенты эластичности спроса при каждом изменении цены (Э).
Выделить на кривой спроса участки с эластичным, неэластичным спросом, а также со спросом с единичной эластичностью
Вычислить Э для выделенных участков. Дать экономическую интерпретацию полученных значений Э.
Под эластичностью будем понимать меру реакции одной переменной (например, Q) на изменение другой (например, Р), выраженную как отношение процентных изменений.
Количественной мерой эластичности спроса по ценам является коэффициент эластичности спроса по ценам, который определяется как отношение процентного изменения величины спроса на товар ([(Q2-Q1)/(Q1+Q2)] * 100%) к заданному процентному изменению его цены ([(Р2 - Р1)/(Р1 + Р2)/2]. * 100%) при прочих равных условиях то есть:
В расчете процентных изменений использована формула средней точки.
|
Рисунок 4. Эластичный спрос.
Если |Э| > I/ то спрос эластичный: величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. При этом общий доход будет возрастать по мере того, как падает цена.
В примере на рис.4 величина Q "живо" реагирует на изменение Р: уменьшение цены с 5 до 3 денежных единиц приводит к увеличению величины спроса с 3 до 6 штук условного товара.
Так как процент роста величины спроса ([(6 - 3)/(3 + 6)/2] * 100%) превышает падение цены ([(3 - 5)/(5 + 3)/2 * 100%), то происходит рост доходов от продажи данного товара. На рисунке доход (P*Q) показан как площадь прямоугольника под кривой спроса, где высота прямоугольника - цена товара/ а ширина - величина спроса. Сравнивая первоначальный доход 5*3=15 (денежных единиц) с последующим 3*6=18 (денежных единиц), видим увеличение дохода при снижении цены товара (так как спрос эластичный).
Если |Э| < 1, то спрос неэластичный: величина спроса изменяется на меньший процент, чем изменяется цена, а общий доход уменьшается по мере падения цены.
Доход 15 ден.ед. Доход 12 ден.ед. |
Доход 15 ден.ед. Доход 12 ден.ед. |
Доход 15 ден.ед. Доход 12 ден.ед. |
Доход 15 ден.ед. Доход 12 ден.ед. |
Доход 15 ден.ед. Доход 12 ден.ед. |
Доход 15 ден.ед. Доход 12 ден.ед. |
Доход 15 ден.ед. Доход 12 ден.ед. |
Доход 15 ден.ед. Доход 12 ден.ед. |
Доход 15 ден.ед. Доход 12 ден.ед. |
Рис. 5. Неэластичный спрос
На рис. 5 уменьшение цены на две денежных единицы (с 5 до 3 денежных единиц за штуку условного товара) приводит к увеличению спроса только на 1 штуку условного товара (с 3 до 4 штук условного товара).
Таким образом, процентное изменение величины спроса (((4 - 3)/(3 + 4)/2] * 100%) меньше, чем аналогичное измене-, ние цены ([(3 - 5)/(5 + 3)/2] * 100%), что ведет к падению общего дохода. Спрос в этом случае неэластичный.
оход 15 ден.ед. |
Доход 15 ден.ед. |
Рис. 6. Спрос с единичной эластичностью
Если |Э1 == 1, то спрос с единичной эластичностью: цена и величина спроса изменяются на одинаковый процент (рис.6), а общий доход остается неизменным.
Рис. 7. Совершенно эластичный спрос
При совершенно эластичном спросе цена неизменна (рис.7), а общий доход изменяется пропорционально спросу.
Доход 15 ден.ед. Доход 12 ден.ед. |
Рис.8. Совершенно неэластичный спрос
При совершенно неэластичном спросе – неизменен спрос (рис.8), а общий доход изменяется по мере изменения цены.
Реакции потребителей при различных видах спроса приведены в таблице 1.
ТАБЛИЦА 1
Изменение поведения потребителей в зависимости от характера спроса
Характер спроса | Поведение потребителей | |
при снижении цены | при росте цены | |
эластичный |Э|˃1 | Значительно повышается объем покупок (растет выручка фирмы) | Значительно снижается бъем покупок (выручка фирмы падает) |
спрос с единичной эластичностью |Э|=1 | Спрос растет теми же темпами, что падает цена (выручка фирмы неизменна) | Спрос снижается теми же темпами, что растет цена (выручка фирмы неизменна) |
Неэластичный спрос |Э|<1 | Темпы роста спроса меньше темпов снижения цены (выручка фирмы падает) | Темпы снижения спроса меньше темпов роста цены (выручка фирмы растет) |
Полученным значениям Э можно дать экономическую интерпретацию .
Например, если Э= - 0.142 / 0,6 ** - 0,24 , то это означает:
- величина спроса изменяется в направлении противоположном изменению цены;
- на 1% роста цены происходит снижение спроса на 0,24%
- спрос неэластичный, так как [Э| < 1.