Специальные и вспомогательные пожарные автомобили
Специальные пожарные автомобили предназначены для выполнения специальных работ при тушении пожаров.
Специальные пожарные автомобили:
АЛ - пожарная автолестница;
АПК - пожарный автоподъемник;
АР - пожарный рукавный автомобиль - пожарный автомобиль для транспортирования и прокладки рукавных линий;
АБГ - пожарный автомобиль-база газодымозащитной службы - пожарный автомобиль, оборудованный комплектом технического вооружения обслуживания и зарядки СИЗОД и предназначенный для доставки личного состава, техники к месту работы газодымозащитной службы;
АГ - пожарный автомобиль газодымозащитной службы - пожарный автомобиль с пожарно-техническим вооружением для проведения работ в условиях загазованности;
АД - пожарный автомобиль дымоудаления - пожарный автомобиль, оборудованный дымососом для удаления дыма из помещений;
АВ - пожарный водозащитный автомобиль - пожарный автомобиль, оборудованный средствами для защиты материальных ценностей от воды, а также для удаления воды, пролитой при тушении пожара;
АСО - пожарный автомобиль связи и освещения;
АШ - пожарной штабной автомобиль;
АТ - пожарный автомобиль технической службы - пожарный автомобиль с пожарно-техническим вооружением для проведения работ по разборке конструкций на пожаре, а также аварийно-спасательных работ;
АСА - пожарный спасательный автомобиль - пожарный автомобиль, оборудованный генератором, комплектом аварийно-спасательного инструмента и предназначенный для доставки личного состава, ПТВ и оборудования к месту аварии и проведения боевых действий при аварийно-спасательных работах.
Пожарная лаборатория - пожарный автомобиль, оборудованный средствами для исследования пожаров.
При тушении пожаров в разнообразных условиях необходимо применение специальных пожарных автомобилей (СПА), которые, как правило, специализированы на выполнение определенного вида боевых действии.
Все виды специальных пожарных автомобилей по специфике выполняемых работ, а также исходя из их назначения можно разделить на несколько групп (см. табл. 2.6).
Таблица 2.6
Условные обозначения СПА
Тип специального пожарного автомобиля | Обозначение | |
сокращенное (оперативное) | Полное (эксплуатационное) | |
Автомобиль связи и освещения на шасси ГАЗ-66 с генератором мощностью 12 кВт | АСО-12 | АСО-12(66)90А |
Автомобиль газодымозащитной службы на шасси ЗИЛ-130 с генератором мощностью 12 кВт | АГ-12 | АГДЗ-12(130) |
Автомобиль технической службы на шасси ЗИЛ-131 с грузоподъемностью крана 3 т | АТ-3 | АТ-3(131) |
Автомобиль рукавный на шасси ЗИЛ-131 с общей длиной напорных рукавов 2000 м | АР-2 | АР-2(131)133 |
Автолестница пожарная с вылетом 30 м на шасси ЗИЛ-131 | АЛ-30 | АЛ-30(131)ПМ-506 |
Автомобиль штабной оперативный с боевым расчетом из 5 чел. на шасси УАЗ-452 | АШ-5 | АШ-5(452)79Б |
Пожарные автомобильные лестницы.
Пожарные автомобильные лестницы представляют собой механизированные лестницы, установленные на специально приспособленных автомобильных шасси. Автолестницы используются на пожарах для доставки боевого расчета, эвакуации людей из горящих зданий и обеспечивают от посторонней насосной установки подачу огнетушащих средств в очаг горения ручными или лафетными стволами. Кроме того, они могут использоваться для подъема грузов массой до 300 кг (в сложенном состоянии комплектов колен), освещения места пожара прожекторами, закрепленными на вершине лестницы.
Таблица 2.7
В пожарной охране нашей страны применяют следующие марки автолестниц: АЛ-18(52)Л2, АЛ-30(131)Л21, АЛ-30(131)Л22 и АЛ-30(131)ПМ-506, осваивается выпуск АЛ-45(133ГЯ)ПМ-501 и АЛ-45(257)ПМ-109 на шасси КрАЗ. Все выпускаемые в настоящее время автолестницы имеют гидромеханический привод как наиболее простой, надежный и удобный в эксплуатации. Кроме отечественных моделей в пожарной охране страны применяются автолестницы и зарубежного производства длиной 52...60 м.
Несмотря на разнообразие конструкций автолестниц, все они имеют общие конструктивные элементы и системы, главными из которых являются: базовое шасси, дополнительная силовая передача, опорная база, башенный механизм, комплект колен с лифтом и лафетным стволом, пульт управления, дополнительное электрооборудование, сигнальные и блокирующие устройства и переговорное устройство. В отсеках платформы автолестницы размещено следующее пожарное оборудование: стволы лафетные с насадками диаметром 32,28 и 25 мм; веревки спасательные — 2 шт.; катушки с растяжными веревками — 2 шт.; ломы пожарные — 2 шт.; ножовка по дереву.
Пожарные автоподъемники. Коленчатые автоподъемники, как и автолестницы, служат для проведения работ, связанных с тушением пожаров и спасания людей на высоте. Кроме того, наличие грузовой люльки позволяет также использовать подъемники в качестве наблюдательного командного поста. Высокая маневренность, отсутствие ограничений рабочего поля, наличие грузовой кабины, в которой размещается пожарное оборудование и могут транспортироваться одновременно несколько человек, обусловливают более высокую эффективность подъемников по сравнению с автолестницами. Основным недостатком подъемников является их меньшая высота, так как увеличение высоты подъема связано с увеличением габаритных размеров в транспортном положении и массы комплекта колен.
Таблица 2.8
Главные механизмы и агрегаты автоподъемников: базовое шасси, опорная база, подъемно-поворотная рама, механизмы подъема и поворота, органы управления (аналогичны автолестницам). Основной отличительной конструктивной особенностью коленчатых подъемников по сравнению с автолесницами является шарнирное сочленение колен, раскрытие которых осуществляется с помощью системы рычагов с приводом от гидроцилиндров.
Пожарные рукавные автомобили. Пожарные рукавные автомобили (АР) применяются в комплексе с передвижными насосными станциями для гарнизонов пожарной охраны крупных городов и промышленных объектов. Рукавные автомобили предназначены для механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий, а также для тушения пожаров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарных или передвижных лафетных стволов. Рукавные автомобили могут эксплуатироваться в различных дорожных условиях, поэтому их монтируют на шасси повышенной проходимости.
Таблица 2.9
Тактико-технические характеристики рукавного автомобиля АР-2(131)133А
Базовое шасси | ЗИЛ-131 |
Число мест расчета, включая водителя | |
Общая длина вывозимых напорных рукавов, м | |
диаметром 150 мм | |
диаметром 110 мм | |
диаметром 77 мм | |
Производительность лафетного ствола при давлении 0,8 Мпа, м.куб/с | |
воды | 0,06 |
пены при кратности 10 | 0,67 |
Пожарные автомобили дымоудаления (АД) предназначены для:
1. доставки к месту пожара боевого расчета и пожарно-технического вооружения;
2. нормализации воздушной среды в помещениях при пожаре путем удаления (отсоса) дыма, либо нагнетания пригодного для дыхания воздуха;
3. заполнения помещений, охваченных огнем, воздушно-механической пеной для ликвидации пожара.
Пожарные водозащитные автомобили (АВЗ) – пожарные автомобили, оборудованные пожарным насосом, емкостью для воды, оборудованием для сбора воды и предназначенные для доставки к месту пожара боевого расчёта, пожарно-технического вооружения, огнетушащих веществ, а также для сбора пролитой воды.
Размещённое на автомобиле оборудование позволяет не только бороться с огнём, но и принимать первоочередные меры для снижения ущерба и защиты материальных ценностей от последствий пожара.
Пожарные автомобили газодымозащитной службы. Автомобили газодымозащитной службы (АГ) предназначены для доставки к месту пожара (аварии) боевого расчета, средств дымоудаления, средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), специального инструмента и служат для проведения разведки в задымленных помещениях, оказания помощи людям и создания условий, облегчающих работы в задымленных помещениях. АГ монтируются на шасси пожарных автомобилей типа АНР, автобусов типа ПАЗ-672, а также на шасси грузовых автомобилей УРАЛ-375 и ГАЗ-66. На вооружении пожарных частей стоят следующие марки АГ: АГ-12(130), АГ-24(130), АГ-12(ПАЗ-762), АГ-12(375) и АГ-5(66).
Пожарные автомобили связи и освещения. Автомобили данной группы используются для обеспечения управления подразделениями на пожаре, осуществления связи управления и связи информации, освещения мест работы подразделений. Связь управления устанавливается между РТП и ОШП, НБУ, НКПП командирами подразделений и, при необходимости, с отдельными автомобилями. Связь информации устанавливается между РТП и ОШП с ЦППОС и со службами города. К этой группе автомобилей относятся: автомобили связи и освещения - АСО, автомобили связи - АС, автомобили освещения - АО.
Штабные пожарные автомобили. Штабные пожарные автомобили (АШ) относятся к специальным пожарным автомобилям. Они предназначены для доставки к месту пожара личного состава штаба пожаротушения, комплекта специального оборудования и для обеспечения работы штаба в период пожаротушения. Наибольшее распространение в пожарной охране получил штабной пожарный автомобиль марки АШ-5(452)79Б. В некоторых городских гарнизонах пожарной охраны с целью быстрейшего прибытия штаба пожаротушения к месту вызова используются штабные пожарные автомобили на шасси РАФ-22034 «Латвия», ГАЗ-14 «Чайка», ГАЗ-24 и ГАЗ-24-02 «Волга».
Пожарные автомобили технической службы. Автомобиль технической службы (АТ) предназначен для доставки к месту пожара (аварии) боевого расчета производства аварийно-спасательных работ, создания нормальных условий работы боевого расчета в задымленных помещениях. Автомобили технической службы изготовляются на шасси – трехосных автомобилей повышенной проходимости. Узлы шасси, в основном сохраняются и используются без переделок. Завод-изготовитель размещает на базовом шасси силовое оборудование и средства управления после установки силового оборудования монтируют кузов в виде сварного каркаса, облицованного стальными листами. С правой и левой стороны кузова имеются отсеки для размещения прожекторов, электрических кабелей, пневматических шлангов, бензомоторных и электрических пил, пневматического инструмента, рукавов и дымососов и т.д. В задней части кузова размещается газоструйный дымосос.
Пожарно-спасательные автомобили. Пожарные спасательные автомобили - пожарные автомобили, оборудованные генератором, комплектом аварийно-спасательного инструмента и предназначенные для:
1. доставки к месту пожара боевого расчета, запаса огнетушащих веществ, пожарно-технического вооружения, спасательного оборудования;
2. тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в жилых и административных зданиях, объектах промышленности и транспорте.
Автомобили пожарно-спасательные могут использоваться как самостоятельные боевые единицы с забором пенообразователя из пенобака или постороннего резервуара и забором воды из цистерны, водопроводной сети, водоема.
Вспомогательные пожарные автомобили обеспечивают заправку топливом, подвоз грузов, ремонт пожарной техники и т. д. Вспомогательные пожарные автомобили:
1. автотопливозаправщики (АЦ-4,2-53А, АЦ-4,2-130, АЦ-8-500А);
2. передвижные авторемонтные мастерские (МТО-АТ, ВАРЭМ-3);
3. автобусы;
4. легковые;
5. грузовые автомобили;
6. тракторы;
7. другая техника, которая вводится на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательных работ при пожаре.