Технико-экономические характеристики производственного
БАЛТИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА
С.С. Мойсеенко
Методология проектирования транспортных
Процессов и систем
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Методология проектирования транспортных процессов и систем» для студентов специальность 190070.65 «Организация перевозок и управление на транспорте» (автомобильном)
Калининград 2012
Введение
Актуальность курсового проекта связана с тем, что повышение эффективности промышленного производства во многом зависят от рациональной организации работы транспортно-производственных комплексов и уровня управления транспортными и производственными процессами.
Организация транспортно-производственных систем является многоплановой комплексной задачей, включающей: оптимизацию транспортных процессов (поставка сырья и сбыт продукции; разработку оптимального плана производства продукции при заданных ограничениях; оптимальное управление запасами; оптимизацию транспортно-логистических схем поставок готовой продукции клиентам.
Не менее важными являются задачи выбора поставщиков материально-технических ресурсов; повышение технико-экономических показателей всех звеньев товаропроводящей сети; совершенствование методов стимулирования работников звеньев логистической цепи (на производстве, складах, транспорте); рациональная организация тарного хозяйства, включая ремонтные операции по восстановлению тары; увеличение объема контейнерных и пакетных перевозок; внедрение современного высокопроизводительного подъемно-транспортного и складского оборудования.
Таким образом, проблема повышения эффективности управления транспортными и производственными процессами является многоплановой и для ее решения необходимо решить комплекс организационно-технических, технологических и оптимизационных задач.
Методологической основой курсовой работы являются теория систем, системный анализ, исследование операций, теория вероятностей, методы имитационного моделирования, метод дерева целей, а также работы Миротина Л.Б., Лукинского В.С., Сергеева В.И., Вагнера Г., Акофф Р., Вентцель Е. С., Янг С. и др.
1. Постановка цели и выбор темы курсовой работ
Целью курсового проекта является систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний, полученных в результате изучения дисциплины «Методология проектирования транспортных процессов и систем»
Курсовой проект, являясь самостоятельной работой студента/курсанта, а качество его выполнения позволяет оценить уровень готовности обучаемых к поиску предметной информации, ее анализу, систематизации результатов анализа и подготовке предложений по использованию теоретических положений в практику организации транспортно-производственных логистических систем.
Курсовой проект должен показать уровень подготовленности курсантов/студентов для ведения самостоятельной работы в условиях современного производства. Она призвана развить их навыки овладения методикой исследования, проектирования, моделирования и экспериментирования при решении рассматриваемых проблем.
Отсюда следует, что собственная цель студента/курсанта – это формирование готовности к аналитической работе, постановки на основе анализа практических задач, нахождения способов их решения и внедрения в практику..
Студенту/курсанту предоставлено право самостоятельного выбора темы курсового проекта. Однако прежде чем выбрать ту или иную тему необходимо изучить возможность получения необходимой информации. После выбора темы и сбора первичной информации следует ознакомиться со всеми вопросами, связанными с ней, по программе курса и изучить методические пособия по этой дисциплине, а затем литературу, рекомендованную в учебной программе. Далее составляется вариант плана курсового проектирования и его реализация. Ниже мы предлагаем студентам/курсантам методические рекомендации по выполнению курсового проекта на тему «Проектирование транспортно-производственных логистических ситстем» Методические рекомендации иллюстрируются практко-ориентированными примерами
Технико-экономические характеристики производственного
Предприятия.
Положим, некое предприятие производит продукцию, пользующуюся спросом у населения. Известны производственные мощности предприятия, вид выпускаемой продукции и потребляемого сырья, отпускные цены на продукцию, режим работы и др. данные. Известны поставщики сырья и потребители продукции, а также их дислокация. Логистическая цепь включает: транспортировку сырья на производство – складирование сырья – производство продукции - складирование готовой продукции – доставка продукции потребителям. Рассмотрим процесс проектирования и моделирования транспортно-производственной системе на примере рыбопроперерабатывающего предприятия.
Рыбоперерабатывающее предприятие располагает следующими технологическими линиями:
- рыбоконсервная линия производительностью 100000 банок № 16 в сутки);
- рыборазделочная линию (28 т. филе в сутки);
- рыборазделочную линия (б\г- 50 т. в сутки);
- пресервная линия (12000 банок по 1,3 кг в сутки);
- линия мелкой расфасовки (16 т. в сутки);
- рыбомучная установка (150 т. в сутки – по сырью).
Рыбоконсервная линия предназначена для выпуска рыбных консервов достаточно широкого ассортимента из различных видов рыбы, что предоставляет возможность выбора наиболее рационального ассортиментного ряда с ориентацией на потребности рынка.
Предприятие имеет холодильник для хранения мороженой рыбопродукции (общий объем 1700 м3), помещение для консервов – 749 м3, склад для муки – 495 м3. Кроме того предприятие арендует холодильные емкости в морском рыбном порту общей вместимостью до 5000 тонн мороженой рыбы.
На предприятии оборудованы грузовые терминалы для одновременного приема сырья (две автомашины) и отгрузки готовой продукции (на две автомашины). Имеется техника для погрузо-разгрузочных работ, а также система внутренних транспортных устройств (транспортеры, лифты) для доставки готовой продукции непосредственно с технологических линий на складирование в складских помещениях.
Прежде всего необходимо определить объем выпускаемой предпиятием продукции и потребности в сырье.
Планирование и оптимизация работы рыбоперерабатывающего
Предприятия
Рассмотрим постановку задачи оптимизации работы рыбоперерабатывающего завода. Положим, завод может выпускать продукцию различного ассортимента из разного вида сырья (рыбы), известны основные технико-экономические характеристики технологических линий и оптовая цена единицы товарной продукции, а так же ограничения по ресурсам. Тогда оптимальный план производства рыбопродукции можно разработать, используя методы линейного программирования с целевой функцией на максимум товарной продукции в стоимостном выражении.
В общем виде, математическая модель оптимального планирования производства рыбопродукции имеет вид:
Целевая функция:
∑∑ Cij Xij = max (1)
i j
при ограничениях:
(2)
∑∑ Xij ≤ ∑∑ Пij (3)
i j i j
∑∑Nij Xij ≤ Tp (4)
i j
Xij ≥ 0, i = 1, 2, …I, j = 1,2, …J(5)
В математической модели (1)-(5) приняты следующие ограничения:
Хij – количество рыбопродукции i-го ассортимента из j-го вида рыбы;
Qij - количество сырья I – го вида для выпуска продукции j-го ассортимента;
Kij – коэффициент расхода сырья j-го вида на производство продукции i-го ассортимента;
П ij – производительность технологической линии по выпуску рыбопродукции i-го ассортимента из j-го вида рыбы;
N ij – норма времени на производство рыбопродукции i-го ассортимента из j-го вида рыбы;
Cij-оптовая цена тонны товарной рыбопродукции i-го ассортимента из j-го вида рыбы;
Tp - общее количество трудовых ресурсом, которыми располагает производство, чел.-ч.
Рассмотрим пример решения задачи расчета оптимального плана производства. Исходные данные для решения задачи приведены в таблице 1.
В табл. 1 приведены исходные данные для решения задачи и плановые показатели, полученные в результате решения (нами рассмотрен простейший, легко реализуемый вариант). Данные по производству продукции и потреблению сырья приняты из расчета на одни рабочие сутки (2 смены – 14 рабочих часов). Принимая к расчету 290 рабочих дней, получим плановые значения показателей производства на год:
- выпуск продукции: 105,7 х 290 = 30653 т.;
- товарная продукция: 10128,662 х 290 = 2937311 тыс. руб.;
- потребность в сырье: 169 х 290 = 48990 т.;
- стоимость сырья: 8265,596 х 290 = 2397022,84 тыс. руб.;
- стоимость транспортировки сырья и
хранение запасов (расчет приводится ниже): 130917,687 тыс. руб.
Таблица 1
Ассортимент продукции | Производительность консервной линии в час | Коэффициент расхода сырья | Оптовая стоимость 1 т. продукции | Объем производства в сутки | Расход сырья | |
банок / т. | руб. | банок / т. | т./сут. | |||
Консервы в банке № 5 (240 г.) | сельдь в масле | 4500/1,08 | 2,1 | 63000/15,12 | ||
скумбрия | ||||||
Пресервы сельди в банке 1,3 кг. | 300/0,39 | 1,1 | 4200/5,46 | |||
Мороженая путасу в мелкой расфасовке | -/1,5 | 1,0 | ||||
Скумбрия б/г провесная | 3,5 | 1, 6 | ||||
ИТОГО |
4. Доставка сырья на предприятие.
Итак, среднесуточная потребность в сырье составляет qij , в рассматриваемом нами примере эта величина равна 169 тонн/сутки. Сырье (рыба мороженая) доставляется на предприятие авторефрижераторами Обязательным условием поставок является ритмичность. В идеале количество поставляемого сырья в единицу времени должно быть равно количеству потребляемого сырья. Тогда график поставок будет иметь вид, как показано на рисунке 1.
•
Рисунок 1 Цикл поставок сырья
Как видно из рис. 1 в случае организации производства по принципу «сырье с колес» от поставщиков требуется строгое соблюдение графика поставок, что в реальной практике является задачей не выполнимой, т.е вероятность задержек в поставках достаточно велика. В этой связи необходимо иметь запас сырья в количестве обеспечивающем непрерывность производственного цикла. Однако хранение запасов связано, во-первых с издержками на хранение (аренда склада, охрана и т.д.); во-вторых хранение запаса – это по сути является выводом капитала (равного стоимости сырья) из оборота, что ведет к финансовым потерям. Какова же должна быть величина запаса? Как обеспечить непрерывность производственного процесса при минимуме затрат на хранение запасов? Таким образом возникает актуальная задача управления запасами.