Искусственные острова, установки и сооружения
Создавать искусственные острова, установки и сооружения на континентальном шельфе могут: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, физические и юридические лица Российской Федерации, а также иные лица, являющиеся инвесторами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» (далее для настоящей главы — российские заявители); иностранные государства, их физические и юридический лица, иные лица, являющиеся инвесторами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции», компетентные международные организации (далее для настоящей главы — иностранные заявители); иные лица, являющиеся инвесторами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Порядок представления, рассмотрения, оценка запросов на создание искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе и порядок принятия по ним решений устанавливаются настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации. Искусственные острова, установки и сооружения не обладают статусом островов и не имеют территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Вокруг искусственных островов, установок и вооружений устанавливаются зоны безопасности, которые простираются не более чем на 500 метров от каждой точки внешнего края искусственных островов, установок и сооружений. Специально уполномоченный на то федеральный орган по обороне по согласованию со специально уполномоченным на то федеральным органом по пограничной службе определяет в этих зонах надлежащие меры по обеспечению безопасности судоходства, искусственных островов, установок и сооружений. Информация о мерах по обеспечению безопасности публикуется в «Извещениях мореплавателям». О создании искусственных островов, установок и сооружений, об установлении вокруг них зон безопасности, а также о полном или частичном удалении искусственных островов, установок и сооружений с указанием глубины, географических координат, размеров тех искусственных островов, установок и сооружений, которые удалены не полностью, сообщается в специально уполномоченный на то федеральный орган по обороне для опубликования в «Извещениях мореплавателям». Искусственные острова, установки и сооружения не создаются на признанных морских путях, имеющих существенное значение для международного судоходства. Статья 17. Содержание и представление запроса на Создание и использование искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе Запрос на создание и использование искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе (далее для настоящей главы — запрос) должен содержать:
1) данные о заявителях и лицах, ответственных за создание и использование искусственных островов, установок и сооружений;
2) цели и назначение создаваемых искусственных островов, установок и сооружений;
3) данные о судах и иных плавучих средствах, которые предполагается использовать при выполнении работ по созданию и использованию искусственных островов, установок и сооружений (далее для настоящей главы — работ);
4) технологические методы и средства проектируемых работ;
5) географические координаты создаваемых искусственных островов, установок и сооружений;
6) данные о физических и юридических лицах сторон, которые будут участвовать в работах;
7) сроки начала и окончания работ;
8) сроки начала и окончания практического использования искусственных островов, установок и сооружений;
9) описание экологических последствий, в том числе для морской среды, минеральных и живых ресурсов;
10) меры по предупреждению или снижению возможного ущерба морской среде, минеральным и живым ресурсам, включая создание замкнутых систем технического водоснабжения, плавучих или стационарных очистных сооружений и средств для приема нефтесодержащих вод и других вредных веществ;
11) данные о мерах по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций;
12) иные данные, касающиеся целей, методов и средств проведения работ.
Запрос представляется федеральным органам исполнительной власти не менее чем за шесть месяцев до предполагаемого срока начала работ. Иностранные заявители направляют запросы по дипломатическим каналам. Статья 18. Порядок рассмотрения запросов и выдачи разрешений на создание искусственных островов, установок и сооружений Федеральные органы исполнительной власти: в течение десяти дней со дня получения запроса направляют заявителю уведомление о его получении; в течение четырех месяцев со дня получения запроса направляют заявителю разрешение на создание искусственных островов, установок и сооружений или уведомление об отказе. Иностранным заявителям уведомления о получении запроса, разрешения на создание искусственных островов, установок и сооружений или уведомления об отказе направляются через специально уполномоченный на то федеральный орган по иностранным делам. Поступившие запросы рассматриваются и согласовываются со специально уполномоченными на то федеральным органом по геологии и использованию недр, федеральным органом по рыболовству, федеральным органом по науке и технической политике, федеральным органом по обороне, федеральным органом по пограничной службе, федеральным органом по службе безопасности, федеральным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов, федеральным органом по оборонным отраслям промышленности, федеральным органом по таможенному делу, а при необходимости и с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Разрешения российским и иностранным заявителям на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений выдаются; специально уполномоченным на то федеральным органом по геологии и использованию недр в целях использования искусственных островов, установок и сооружений для регионального геологического изучения континентального шельфа, поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов; специально уполномоченным на то федеральным органом по рыболовству в целях использования искусственных островов, установок и сооружений для промысла, сохранения и защиты живых ресурсов; специально уполномоченным на то федеральным органом по науке и технической политике в целях использования искусственных островов, установок и сооружений для проведения морских научных исследований. Искусственные острова, установки и сооружения, используемые специально уполномоченным на то федеральным органом по обороне или федеральным органом по пограничной службе, возводятся по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Основания для отказа в разрешении на создание искусственных островов, установок и сооружений В разрешении на создание искусственных островов, установок и сооружений может быть отказано, если:
1) создается угроза безопасности Российской Федерации;
2) создание искусственных островов, установок и сооружений несовместимо с требованиями защиты минеральных или живых ресурсов;
3) искусственные острова, установки и сооружения ориентированы на заповедники, заказники, заповедные зоны или другие особо охраняемые природные территории континентального шельфа, имеющие важное значение для сохранения, воспроизводства и миграции ценных видов живых ресурсов;
4) искусственные острова, установки и сооружения имеют непосредственное значение для регионального геологического изучения континентального шельфа, поиска, разведки или разработки минеральных ресурсов или промысла живых ресурсов;
5) информация, представленная в запросе, не соответствует целям и назначению создания искусственных островов, установок и сооружений или имеются обязательства, не выполненные перед Российской Федерацией, вытекающие из работ, осуществленных ранее заявителями.
Статья 20. Права и обязанности заявителей при создании искусственных островов, установок и сооружений Заявители, получившие разрешение на создание искусственных островов, установок и сооружений, имеют право владеть искусственными островами, установками и сооружениями и использовать их в соответствии с выданным разрешением. Передача искусственных островов, установок и сооружений другим лицам вопреки выданному разрешению запрещается. Заявители, получившие разрешение на создание искусственных островов, установок и сооружений, обязаны:
1) выполнять настоящий Федеральный закон и международные договоры Российской Федерации;
2) обеспечивать исправное состояние постоянных средств предупреждения о наличии искусственных островов, установок и сооружений. В целях обеспечения безопасности судоходства покинутые или более не используемые искусственные острова, установки и сооружения должны быть убраны их создателями в сроки, оговоренные в разрешении на их создание, с сообщением об этом в специально уполномоченный на то федеральный орган по обороне;
3) обеспечивать свободный доступ на искусственные острова, установки и сооружения, создаваемые по разрешениям федеральных органов исполнительной власти, указанных в части четвертой статьи 18 настоящего Федерального закона, должностным лицам органов охраны;
4) регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской Федерации и передавать в основные международные синоптические сроки в ближайший радиометеорологический центр Российской Федерации оперативные данные метеорологических и гидрологических наблюдений в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации.
Иностранные заявители, кроме того, обязаны обеспечивать присутствие на искусственных островах, установках и сооружениях представителей Российской Федерации, специально уполномоченных на то федеральными органами исполнительной власти, выдавшими разрешения на создание искусственных островов, установок и сооружений, включая размещение и полное обеспечение наравне с собственным командным (руководящим) составом, а также обеспечивать доступ указанным представителям во все помещения, на все объекты искусственных островов, установок и сооружений. Иностранные заявители, получившие разрешение на создание искусственных островов, установок и сооружений, могут начинать работы по их созданию и эксплуатации только в присутствии и под контролем указанных представителем Статья 21. Приостановление или прекращение деятельности на искусственном острове, установке и сооружении Деятельность на искусственном острове, установке и сооружении, осуществляемая с нарушениями настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, может быть приостановлена или прекращена по решению федеральных органов исполнительной власти, выдавших разрешение, или по решению должностных лиц органов охраны и возобновлена только после устранения в установленные сроки допущенных нарушений ' Статья 22. Прокладка подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе Прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе (далее — прокладка подводных кабелей и трубопроводов) могут российские и иностранные заявители. Прокладка подводных кабелей и трубопроводов осуществляется в соответствии с нормами международного права при условии, что этим не создаются помехи региональному геологическому изучению континентального шельфа, поиску, разведке и разработке минеральных ресурсов или промыслу живых ресурсов, эксплуатации и ремонту ранее проложенных кабелей и трубопроводов и обеспечиваются меры по защите и сохранению минеральных и живых ресурсов. Специально уполномоченный на то федеральный орган по геологии и использованию недр рассматривает поступившие заявки на прокладку подводных кабелей и трубопроводов, согласовывает предлагаемую трассу прокладки подводных кабелей и трубопроводов со специально уполномоченными на то федеральным органом по обороне, федеральным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов, федеральным органом по связи, федеральным органом по транспорту, федеральным органом по рыболовству, федеральным органом по науке и технической политике, федеральным органом по топливу и энергетике, федеральным органом по пограничной службе и представляет Правительству Российской Федерации заключение о возможном прохождении трасс подводных кабелей и трубопроводов. В случаях, если подводные кабели и трубопроводы используются для разведки и разработки минеральных ресурсов или для эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений либо выводятся на территорию Российской Федерации, специально уполномоченный на то федеральный орган по геологии и использованию недр рассматривает поступившие заявки на прокладку подводных кабелей и трубопроводов, согласовывает условия и предлагаемую трассу их прокладки с федеральными органами исполнительной власти, указанными в части третьей настоящей статьи, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представляет Правительству Российской Федерации заключение о возможности и об условиях выдачи разрешения на прокладку таких подводных кабелей и трубопроводов или уведомление об отказе в выдаче разрешения. О проложенных подводных кабелях и трубопроводах сообщается специально уполномоченному на то федеральному органу по обороне для опубликования в «Извещениях мореплавателям». На такие подводные кабели и трубопроводы распространяется международная защита в соответствии с нормами международного права.
Пассажирские перевозки - перемещение людей и багажа средствами транспорта. Современный пассажирский транспорт обеспечивает перевозки людей, их ручной клади и багажа в различных видах сообщения. Перевозки людей могут выполняться как на профессиональной основе, так и самостоятельно в личных целях.
Профессиональные перевозки могут быть коммерческими и некоммерческими. Первые выполняются с целью получения экономического результата и классифицируются на перевозки транспортом общего пользования и технологические перевозки. Некоммерческие пассажирские перевозки выполняются лицами с целью удовлетворения личных, как правило бытовых, потребителей. К данной группе также относят перевозки военнослужащих, милиционеров и представителей других категорий и организаций, выполняемые в интересах гос. службы.
Пассажирские перевозки имеют большое социальное значение, т.к. удовлетворяют важнейшую человеческую потребность- потребность в перемещении. Транспортный рынок представляет пассажирам услуги различных видов транспорта, которые, как правило, неравноценны не только по стоимости, но и по скорости и комфорту. На выбор пассажиром вида транспорта оказывают влияние не только экономические, но и качественные характеристики. Поэтому при анализе пассажирских перевозок надо учитывать не только экономику перевозок, но и качество транспортного обслуживания, социальные, бытовые, демографические, производственные и др. факторы.
Пассажирские перевозки ярко характеризуют каждый вид транспорта, так как пассажиры исходя из своих соображений по-разному оценивают как достоинства, так и недостатки каждого его вида. Рынок пассажирских перевозок характеризуется более сильной конкуренцией между видами транспорта, чем рынок грузовых перевозок. Перевозки пассажиров осуществляются в международном, междугородном, пригородном и внутригородском сообщениях. Все пассажирские перевозки можно также укрупненно поделить на внегородские и городские. Поток пассажиров в городах примерно в 15 раз превышает поток пассажиров на магистральных видах транспорта. Городские пассажирские перевозки выполняются в РФ всеми видами современный транспорта: автобусный, троллейбусный, трамвайный, метро, такси, ж.-д., водный.
В последние годы возросли перевозки частным транспортом. Ухудшение материального положения настоящее и.в последнее десятилетие привело к тому, что объем пассажирских перевозок в нашей стране снижался на всех видах транспорта за исключением воздушного. Произошли определенные изменения в распределении объемов перевозок пассажиров и пассажирооборота между видами транспорта. По числу перевезенных пассажиров первое место в стране занимает автомобильный транспорт. Однако абсолютные размеры перевозок автомобильным транспортом также снизились.
Важное место в пассажирских перевозках занимает воздушный транспорт. Его доля в структуре перевозок пассажиров невелика, однако, в перспективе, на огромных пространствах РФ, объемы перевозок пассажиров на дальние расстояния воздушным транспортом должны значительно возрасти. На пассажирские перевозки речным и морским приходится относительно небольшая доля- 1%. Суда морского флота в большей мере используются для туристических путешествий, для отдыха и экскурсий. Речные суда, в частности на подводных крыльях, широко используются для перевозок пассажиров в Поволжском, Северо-Западном и других р-онах страны. Можно надеяться, что в перспективе утраченные позиции по перевозкам пассажиров этими видами транспорта будут восстановлены, так как наша страна располагает водными магистралями большой протяженности, пригодными для судоходства. Количество пассажиров следующих на транспорте в определенном направлении принято называть пассажиропотоком.
Пассажиропотоки характеризуются размерами, пунктами зарождения и погашения. Пассажиропотоки могут быть постоянными или переменными, одно- и двусторонними, равномерными и неравномерными, периодически возникающими и прекращающимися. Изучение характера колебания пассажиропотоков в пространстве и времени дает возможность установить их количественное изменение по часам суток, дням недели, месяцам года и протяженности маршрутов, вскрыть основные факторы, влияющие на формирование пассажиропотоков как по всей транспортной сети, так и по каждому маршруту в отдельности.
Систематическое изучение пассажиропотоков позволяет выявить осн. закономерности их колебания для последующего использования результатов изучения при организации пассажирских перевозок Для получения фактических данных о колебаниях пассажиропотоков периодически проводятся их обследования. Наиболее распространенные методы обследования пассажиропотоков — анкетный, талонный, счетно-натурный (табличный), визуальный и автоматический с использованием ЭВМ. В пассажиропотоках европейской части страны значительна доля ж.-д. перевозок. Степень развития этих перевозок обусловлена плотностью нас.и густотой путей сообщений. Наиболее высоки эти показатели в центральных и южных р-онах РФ и минимальны в северных и восточных. Осн. роль во внегородских перевозках пассажиров играют южное меридиональное (от Санкт-Петербурга через Москву на Северный Кавказ) и восточное широтное (от Москвы через Поволжье, Урал, Сибирь на Дальний Восток) направления. В первом много пассажиров, едущих от начального до конечного пункта (напр. от Москвы до Ростова-на-Дону далее к Сочи), во втором преобладают пассажиры, едущие на сравнительно короткие расстояния (напр. от Москвы до Казани, от Казани до Перми и Екатеринбурга, от Екатеринбурга до Кургана и т.д.). Существенны пассажиропотоки на направлениях Москва–Среднее Поволжье–Казахстан– Средняя Азия, Москва–Киев–Одесса и Москва–Минск–Брест. Наиболее крупные ж.-д. узлы, отправляющие и принимающие большое количество пассажиров- узлы в г. Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Самара, Нижний Новгород. На их долю приходится более 2/3 отправления пассажиров ж.-д. транспортом.
Пассажирские потоки внутреннего водного транспорта распределяются по осн. речным магистралям России–Волго-Камскому бассейну, включая Москву-реку, Оку, Дон и каналы Волго-Донской и им. Москвы, Северо-Западному речному пароходству с использованием Ладожского и Онежского озер, Мариинской водной системы, Волго-Балтийского и Беломорско-Балтийского каналов, рек Нева, Свирь, Северная Двина, Печора и др.; а также по сибирским рекам-Оби с Иртышом, Енисею, Лене, Амуру и многочисленным притокам этих рек. На морском транспорте осн. пассажиропотоки сосредоточены в Черноморском пароходстве (порты Новороссийск, Туапсе, Сочи), на Балтийском море (порты Санкт-Петербург и Калининград) и в Дальневосточном пароходстве (Владивосток, Находка, и др.). Относительно небольшие объемы пассажирских перевозок выполняют суда портов Северного морского пути (порты Мурманск, Архангельск и др.).
Пассажирские связи Центрального и Северо-Западного р-онов с такими крупными адм.-хоз. и культурными центрами, как Москва и Санкт-Петербург, распространяются почти на всю терр. РФ. Для Урала и Поволжья, имеющих густую сеть городов, также характерна повышенная интенсивность пассажирских перевозок Менее интенсивные межрайонные пассажирские перевозки характерны для Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока и северных регионов европейской части РФ. Пригородные перевозки- самая значительная категория пассажирских сообщений, обслуживаемых ж.-д. и автомобильным транспортом.
Распределение пригородных перевозок пассажиров по терр. РФ определяется расположением крупных городов. Осн. объем таких перевозок приходится на пригородные зоны Москвы, Санкт- Петербурга, Самары, Екатеринбурга и др. Значительно большие объемы пригородных перевозок пассажиров обслуживает автомобильный транспорт, в т.ч. и на параллельных с ж.д. маршрутах. В вост. р- онах РФ пригородные ж.-д. перевозки сравнительно невелики. Осн. их часть осуществляет автомобильный транспорт. Один из показателей, характеризующий уровень развития пассажирских перевозок- подвижность нас.
Транспортная подвижность нас. страны (города, р-она, обл.) определяется отношением общего годового объема перевозок пассажиров ∑А (статическая подвижность ВН) или пассажиро-км ∑Аl (динамическая подвижность ВНl) к численности нас. N страны (города, р-она, обл.): ВН = ∑А/ N или ВА1 = ∑Аl/ N. Анализ отчетных данных объема перевозок пассажиров за несколько лет дает возможность судить об уровне транспортной подвижности нас.по годам. До 1991 транспортная подвижность нас.из года в год увеличивалась. В последние годы подвижность нас.как по числу отправлений, так и по количеству пассажиро-км на одного жителя имеет тенденцию к снижению.
Пассажиры осуществляют поездки с разнообразными целями, которые следует учитывать при анализе размеров и структуры пассажиропотоков. По целям поездок обычно выделяют трудовые и культурно-бытовые передвижения пассажиров. В последние годы произошли значительные изменения географии пассажиропотоков, их размеров и распределения по видам транспорта. Отправление пассажиров в междугородном сообщении снизилось. Часть пассажиропотоков в связи с резким повышением тарифов переключилась с воздушного на ж.-д. транспорт, что привело к росту средней дальности пассажирских перевозок на ж.д.
Организация пассажирских перевозок осуществляется на основе прогнозирования и статистических законов изменения пассажиропотоков во времени. В эксплуатационной работе руководствуются перспективами, годовыми и оперативными планами пассажирских перевозок, в которых устанавливаются объемы пассажирских перевозок по числу отправленных пассажиров, по видам сообщений, по числу перевезенных пассажиров, пассажирообороту и средней дальности поездки одного пассажира. Существенную роль в организации пассажирских перевозок играют специализированные обследования потоков пассажиров по отдельным узлам и направлениям.