Транспортные средства специального назначения

Лекция № 3

Классификация АТС

Автомобильные транспортные средства (АТС) подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные.

К пассажирскому транспорту относятся легковые автомобили и автобусы. К грузовому – грузовые бортовые автомобили, фургоны, самосвалы, тягачи, прицепы и полуприцепы, включая специализированные АТС, предназначенные для перевозки конкретного вида грузов. К специальным АТС относится подвижной состав, оборудованный и предназначенный для выполнения определенных преимущественно нетранспортных работ, не связанных с перевозкой грузов (в т.ч. пожарные, коммунальные, мастерские, краны и т.п.).

В нашей стране классификация и система обозначения АТС регламентируются отраслевой нормалью ОН 025 270-66. Подвижному составу присваиваются обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава.

Кроме этой в настоящее время для автотранспорта введена классификация и обозначения, принятые в международных требованиях, разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (Сводная резолюция о конструкции транспортных средств, Правила ЕЭК ООН № 36, № 52 и др.). Эта классификация регламентируется ГОСТ Р 52051–2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» (введен в действие с 01.01.2004).

Согласно ГОСТ Р 52051–2003 все механические транспортные средства и прицепы делятся на 7 категорий.

1 – 4. Первые четыре категории L, M, N, O представлены в таблице.

Транспортные средства категорий М2 и М3 относят:

– к одному или более из трех классов (I, II, III) по ГОСТ Р 41.36 и ГОСТ Р 41.107;

– к одному из двух классов (А, В) по ГОСТ Р 41.52.

Класс I (городские автобусы). Транспортные средства, конструкцией которых предусмотрены зоны для стоящих пассажиров, обеспечивающие возможность пассажирообмена.

Класс II (междугородные автобусы). Транспортные средства, сконструированные для перевозки главным образом сидящих пассажиров, в которых может предусматриваться перевозка стоящих пассажиров, находящихся в проходах и/или в зонах, не превосходящих по своей площади пространства, необходимого для размещения двух двойных сидений.

Класс III (туристические автобусы). Транспортные средства, сконструированные исключительно для перевозки сидящих пассажиров.

Класс А. Транспортные средства, конструкцией которых предусмотрена перевозка (не более 22, кроме места водителя) стоящих пассажиров. Транспортное средство этого класса имеет сиденья, но может также предусматривать перевозку стоящих пассажиров.

Класс В. Транспортные средства, не предназначенные для перевозки стоящих пассажиров (не более 22, кроме места водителя). Транспортное средство этого класса не имеет оборудования, предназначенного для стоящих пассажиров.

Таблица

Классификация транспортных средств категорий L – O

1. Категория L – механические транспортные средства, имеющие менее четырех колес (мотоциклы, мопеды и т.п.), и квадрициклы
Обозначение категории Число колес Рабочий объем двигателя, см3 Максимальная скорость, км/ч
L1 (мопед)     Не более 50   Не более 50  
L2 (мопед)     То же   То же  
L3 (мотоцикл)     Более 50   Более 50  
L4 (мотоцикл с коляской)   3 (асимметричные)   То же   То же  
L5рицикл)   3 (симметричные)   »   »  
L6 (легкий квадрицикл)   Не более 50   Не более 50  
L7 (квадрицикл)*     –   –  
2. Категория М – механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес для перевозки пассажиров (легковые автомобили, автобусы, троллейбусы)  
Обозначение категории   Число мест для сидения (кроме места водителя) Максимальная масса, т
М1   Не более 8   –  
М2   Более 8   Не более 5  
М3   Тоже   Более 5  
3. Категория N – механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес для перевозки грузов (грузовые автомобили)  
Обозначение категории Максимальная масса, т
N1   Не более 3,5  
N2   Более 3,5, но не более 12  
N3   Более 12  
4. Категория О– прицепы/полуприцепы для перевозки грузов
Обозначение категории Максимальная масса, т  
O1 Не более 0,75  
O2   Не более 3,5 (кроме О1)  
O3 Более 3,5, но не более 10  
O4   Более 10  

*) Категория L7. Квадрицикл. Четырехколесное транспортное средство иное, чем транспортное средство категории L6, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.

Кроме того, прицепы категорий О2 – О4 относят к одному из следующих трех типов:

полуприцеп – буксируемое транспортное средство, ось(и) которого расположена(ы) позади центра масс транспортного средства (при равномерной загрузке) и которое оборудовано сцепным устройством, позволяющим передавать горизонтальную и вертикальную нагрузки на буксирующее транспортное средство.

Одна или более осей могут иметь привод от буксирующего транспортного средства;

полный прицеп – буксируемое транспортное средство, имеющее не менее двух осей и оборудованное буксирным устройством, которое может перемещаться вертикально (по отношению к прицепу) и служит для поворота передней оси(ей), но не передает какой-либо значительной статической нагрузки на буксирующее транспортное средство.

Одна или более осей могут иметь привод от буксирующего транспортного средства;

прицеп с центральной осью – буксируемое транспортное средство, оборудованное буксирным устройством, которое не может перемещаться вертикально (по отношению к прицепу), и ось(и) которого расположена(ы) вблизи центра масс транспортного средства (при равномерной загрузке) так, что на буксирующее транспортное средство передается только незначительная статическая вертикальная нагрузка, не превышающая либо 10% величины, соответствующей максимальной массе прицепа, либо 10 кН (в зависимости от того, какая из этих величин меньше).

Транспортные средства специального назначения

К транспортным средствам специального назначения относятся транспортные средства категорий М, N и О, предназначенные для пассажирских и грузовых перевозок, связанных с выполнением специальных функций, для которых требуется наличие специального кузова и (или) специального оборудования:

автомобиль-дом – транспортное средство специального назначения категории М1, сконструированное так, что оно включает жилой отсек, в котором имеется по меньшей мере следующее оборудование: сиденья и стол; спальные места, которые могут быть устроены из сидений; кухонное оборудование; оборудование и приспособления для хранения имущества.

Это оборудование должно быть жестко закреплено в жилом отсеке; при этом стол может быть легкосъемным;

бронированное транспортное средство – транспортное средство, оснащенное пуленепробиваемой броневой обшивкой, предназначенной для защиты перевозимых пассажиров и/или грузов;

транспортное средство медицинской помощи – автотранспортное средство категории М, предназначенное для перевозки больных или раненых и оснащенное специальным оборудованием;

автомобиль для ритуальных услуг (катафалк) – автотранспортное средство, предназначенное для перевозки умерших и оснащенное специальным оборудованием.

Обозначение категории транспортного средства специального назначения должно дополняться символом «С». Например, транспортное средство медицинской помощи категории М2 должно иметь обозначение «М2С».

Наши рекомендации