Классификация пассажирских сообщений и тарифные расстояния

Виды сообщений классифицируют по пассажиропотокам. В зависимости от видов пассажирских сообщений меняются правила и условия проезда, отличаются технология и порядок оформления проездных документов.

Большинство из пассажиров (90%) пользуются железной дорогой в пригородном сообщении. Это поездки в пределах обращения пригородных поездов, как правило, на расстоянии до 200 км. В пригородном сообщении тарифы устанавливаются по согласованию с местными администрациями.

Значительные потери железных дорог от пригородных перевозок компенсируются местными властями лишь отчасти, поэтому для взаимодействия с региональными администрациями создаются отдельные структуры, занимающиеся пригородными перевозками. На Октябрьской железной дороге это Северо-Западная и Московско-Тверская пригородные пассажирские компании.

Поездки пассажиров с пересечением границ России в страны ближнего зарубежья (бывшего СССР) имеют существенные особенности. Правила проезда, оформление проездных документов, расчет стоимости проезда определяются на основании межгосударственного тарифа, который действует на основании соглашений железнодорожных администраций стран СНГ и Балтии. Это соглашение было достигнуто в 1995 г. Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества Независимых Государств (СНГ). Впоследствии были внесены дополнения и изменения.

Пассажирские перевозки в страны дальнего зарубежья определяются Соглашением о международном пассажирском сообщении (СМПС).

Итак, условия пассажирских перевозок различаются по видам сообщений:

  • пригородное
  • дальнее
  • международное.

Стоимость проезда во всех видах пассажирских сообщений зависит от дальности поездки, которая определяется по тарифному расстоянию, а также от условий поездки. Тарифное расстояние, как правило, соответствует фактическому. Это отличает пассажирские тарифы от грузовых.

Пригородные тарифы построены так, что с увеличением дальности поездки возрастает стоимость пассажиро-километра. В дальнем следовании с увеличением тарифного расстояния происходит уменьшение стоимости одного пассажиро-километра.

При следовании пассажиров в дальних поездах рассчитывается расстояние фактической поездки по маршруту следования конкретного поезда. При увеличении дальности поездки увеличиваются границы тарифных поясов. Установлены такие интервалы: до 200 км по 10 км; от 201 до 700 км по 50 км.; от 701 до 2100 км по 100 км; от 2101 до 3700 км по 200 км; от 3701 до 6700 км по 300 км; от 6701 до 12300 км по 400 км.

Тарифы, сборы и платы на работы (услуги) определяются по ставкам приложений к Тарифному руководству в соответствии с действительным (фактическим) расстоянием перевозки, определяемому по маршруту следования поезда (беспересадочного вагона). Действительное (фактическое) расстояние перевозки по маршруту следования поезда определяется в соответствии с Тарифным руководством N 4. При перевозках пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования (во внутригосударственном сообщении в составе дальних поездов), плата за перевозку определяется за суммарное расстояние перевозки (по маршруту следования поезда) по российским железным дорогам.

В качестве справочника может быть использована книжка служебного расписания. Официальным документом, по которому рассчитывают тарифные расстояния, является тарифное руководство № 4, изданное в виде трех книг. В них приведены тарифные расстояния между транзитными пунктами, между станциями одного участка железной дороги и др.

Правилами межгосударственного тарифа предусмотрен расчет тарифного расстояния проезда по каждому государству «от нуля». Такой принцип расчета тарифных расстояний называют «перелом тарифа» по границам.


Наши рекомендации