Элементы государственной системы физической защиты

Основные положения по физической защите ядерных материалов и ядерных установок

Значение физической защиты

Физическая защита ядерных материалов, ядерных установок, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения направлена на защиту интересов национальной безопасности, предупреждение и пресечение актов ядерного терроризма, хищения или любого другого незаконного изъятия ядерного материала, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения, а также усиления режима нераспространения ядерного оружия.

Основные определения

акт ядерного терроризма- любые умышленные действия отдельного лица или группы лиц относительно ядерной установки, ядерного материала, других источников ионизирующего излучения (при их использовании, хранении или транспортировке) и радиоактивных отходов (при обращении с ними), которые прямо или опосредованно могут создать угрозу для здоровья и безопасности персонала, населения и окружающей среды вследствие негативного влияния ионизирующего излучения или выброса радиоактивных веществ;

жизненно важные места- определенные в проектной документации места, где непосредственно находятся особо важные технические элементы и основное оборудование ядерной установки, ядерные материалы, радиоактивные отходы, другие источники ионизирующего излучения;

зоны ограничения доступа- определенные в проектной документации на объект земельные участки и полосы, дома, здания, сооружения, их части, свободное передвижение по которым ограничивается и контролируется соответствующими подразделениями охраны;

категория ядерной установки, ядерного материала, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения- фактор определения уровня физической защиты в зависимости от потенциальной опасности ядерной установки, ядерного материала, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения;

границы ядерной установки, объекта по обращению с радиоактивными отходами, других источников ионизирующего излучения- физические барьеры и внешние поверхности домов, зданий, сооружений, которые находятся по периметру ядерной установки, объекта по обращению с радиоактивными отходами, других источников ионизирующего излучения;

основное оборудование ядерной установки - определенное в проектной документации на ядер ную установку оборудование, которое используется в основном технологическом цикле ядерной установки;

особо важные технические элементы ядерной установки - определенные в проектной документации на ядерную установку важные для безопасности приборы, устройства, оборудование, технические системы, повреждение которых (нескольких из них одновременно} может привести прямо или опосредованно к созданию радиационной опасности;

особые работы- все работы в сфере использования ядерной энергии и радиационной безопасности, допуск к выполнению которых предоставляется при условии проведения специальной проверки сведений относительно физических лиц - исполнителей этих работ;

подразделение охраны- воинское подразделение Министерства внутренних дел Украины или субъект охранной деятельности, который выполняет задание по охране ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения;

специальная проверка - проверка достоверности всех сведений, которые предоставляют о себе физические лица, которые желают выполнять особые работы, и выяснение обстоятельств, на основании которых в соответствии с законодательством принимается решение о предоставлении допуска к этим работам;

система физической защиты - совокупность организационно-правовых, оперативно-розыскных и инженерно-техническихмероприятий, предназначенных для создания условий, которые делали бы невозможными акты ядерного терроризма, хищение или любое другое незаконное изъятие ядерного материала, радиоактивных отходов и других источников ионизирующего излучения, а также усиливалибы режим нераспространения ядерного оружия;

физический барьер - инженерные сооружения, предназначенные для препятствия перемещению правонарушителя.

Элементы государственной системы физической защиты

ЗАКОНЫ И ПРАВИЛА

Законы государства должны обеспечивать регулирование физической защиты и включать требование лицензирования. Государство должно издавать и регулярно пересматривать свои всеобъемлющие правила физической зашиты ядерного материала и ядерных установок независимо от того, находятся ли они в государственном или в частном владении.

Государство должно определять требования к физической защите ядерного материала при его использовании и хранении и при транспортировке, а также к ядерным установкам в зависимости от возможных последствий, связанных с любым несанкционированным изъятием ядерного материала или совершением диверсии. Для защиты от несанкционированного изъятия ядерного материала государство должно осуществлять регулирование категорий ядерного материала, с тем чтобы обеспечить надлежащее соответствие между конкретным ядерным материалом и мерами по его защите. В отношении обеспечения защиты от диверсий государство должно определить в проекте цели, касающиеся возможных радиационных последствий за пределами площадки, с тем чтобы установить соответствующий уровень мер физической защиты (например, путем использования существующих норм ядерной безопасности или радиационной защиты). На основе результатов такого анализа государство должно предъявить более строгие требования к физической защите как от несанкционированного изъятия ядерного материала, так и от диверсий.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПОЛНОМОЧИЯ И САНКЦИИ

Государство должно принимать соответствующие меры в рамках своего национального законодательства с целью создания и обеспечения надлежащего осуществления Государственной системы физической защиты. Государство должно нести ответственность за проверку постоянного соблюдения правил физической защиты и определенных лицензиями условии путем проведения периодических инспекций и обеспечения принятия при необходимости корректирующих мер.

В соответствии со своим законодательством государство должно назначить компетентный орган, которому должны быть предоставлены полномочия по созданию и обеспечению правильной реализации Государственной системы физической зашиты. Если элементы государственной системы физической защиты распределены между двумя или более компетентными органами, то следует принять меры по общей координации их деятельности. Следует установить и зафиксировать четкие сферы разделения ответственности между соответствующими организациями.

Компетентный орган государства должен иметь четко определенный правовом статус и быть независимым от заявителя(ей)/оператора(ов), а также наделен правовыми полномочиями, позволяющими ему эффективно осуществлять свои обязанности к функции.

Компетентный орган государства должен иметь доступ к информации относительно существующих и предполагаемых угроз для ядерной деятельности, имеющейся в других государственных органах.

Компетентный орган государства должен иметь доступ к информации, имеющейся в Государственной системе учета и контроля ядерного материала.

Меры принуждения при регулировании физической защиты являются необходимой частью Государственной системы физической зашиты. Наказания за несанкционированное изъятие ядерного материала и за совершение диверсии играют важную роль и обеспечении эффективности Государственной системы физической защиты.

Государство должно определить проектную угрозу в качестве общей основы для планирования физической защиты оператором и его утверждения компетентным органом. В случае любого изменения проектной угрозы компетентный орган государства должен обеспечить надлежащее отражение этого изменения в правилах и защитных мерах, принимаемых оператором.

Меры физической защиту могут осуществляться самим государством, оператором или любым другим субъектом нрава, которому государство предоставило надлежащие полномочия.

Государство должно предоставлять лицензии на конкретную деятельность только в том случае, если она соответствует его правилам физической зашиты. В рамках государственной системы физической зашиты должно быть предусмотрено проведение проверки состояния защиты в отношении этой деятельности до того, как будет предоставлена лицензия, а в случае внесения значительного изменения должна быть обеспечена непрерывность соблюдения правил физической зашиты. Следует отметить, что могут также применяться и другие правила, например то, которые относятся к обеспечению радиационной зашиты и ядерной безопасности.

Требования государства к обеспечению физической защиты ядерного материала должны учитывать категорию ядерного материала, его местонахождение (использование, хранение, процесс транспортировки), а также конкретные условия, существующие либо в данном государстве, либо но маршруту транспортировки. При рассмотрении мер, требуемых для обеспечения физической защиты ядерного материала от несанкционированного изъятия или диверсий, государство должно учитывать его привлекательность для нарушителя и самозащитные свойства, радиологические последствия, а также меры по сохранению, принимаемые по соображениям безопасности.

Требования государства к физической защите при принятии предупредительных и защитных мер должны основываться на концепции глубокоэшелонированной защиты. Концепция физической защиты требует сочетания предусмотренных в проекте аппаратного обеспечения (охранное оборудование), процедур (включая организацию охраны и выполнение ее сотрудниками своих обязанностей) и элементов конструкции установки (включая план расположения). Система физической защиты разрабатывается конкретно для каждой установки с учетом определенной государством и проектной угрозы.

Компетентный орган государства должен обеспечивать подготовку оператором планов аварийных мероприятий с целью эффективного противодействия проектной угрозе, в том числе попыткам несанкционированного изъятия ядерного материала или совершения диверсий, с учетом действий, предпринимаемых силами реагирования.

Некоторые типы ядерных установок создают в случае совершения диверсий опасность для окружающей среды и связи с возможностью радиоактивного выброса. Важно поэтому, чтобы при определении уровня защиты учитывались радиологические последствия.

Государство должно определять требовании к физической защите ядерных установок от диверсий. Они должны учитывать возможные выбросы радиоактивности, местонахождение ядерной установки и конкретные условия, существующие в данном государстве. В отношении ядерных установок, которые могут стать объектом диверсии, должны быть осуществлены соответствующие меры физической зашиты независимо от категории содержащихся в них ядерных материалов.

При проведении государством оценки угрозы должно быть определено, существует ли вероятная угроза злоумышленного рассеивания ядерного материала. В этом случае государство должно установить уровень мер физической защиты, достаточный для обеспечении защиты против действии, способных привести к радиологическим последствиям, вне зависимости от категории материала.

При международной транспортировке ядерного материала ответственность за осуществление мер физической защиты должна быть предметом соглашения между заинтересованными государствами. Прежде чем разрешить международную транспортировку, государство-грузоотправитель должно рассмотреть вопрос в отношении участвующих в транспортировке государств, включая государства, через которые осуществляется транзит:

· являются ли они участниками Конвенции о физической защите ядерного материала;

· заключили ли они с ним официальное соглашение, обеспечивающее осуществление мер физической защиты;

· заявляют ли они официально, что принимаемые ими меры физической защиты осуществляются в соответствии с руководящими принципами, принятыми на международном уровне;

· выдали ли они лицензии, содержащие соответствующие положения о физической защите при транспортировке ядерного материала.

При международной транспортировке между двумя государствами, имеющими общую границу, ответственность этих государств за физическую защиту и пункт, в котором ответственность за физическую защиту переходит от одного государства к другому, должны быть оговорены в соглашении между этими государствами. Однако, что касается поддержании связи относительно постоянной целостности груза, а также ответственности за осуществление мер физической зашиты и мер по возвращению материала в случае утери груза, то в соглашении между государствами должно предусматриваться, что такая ответственность возлагается на государство-грузоотправитель до границы и что затем она переходит на государство-грузополучатель.

Если маршрут международных грузов проходит транзитом через территорию государств, не являющихся государством-грузоотправителем или государством-грузополучателем, то в договоренностях между государством-грузоотправителем и государством-грузополучателем должны быть определены другие государства, связанные с таким транзитом, с тем чтобы заранее заручиться их поддержкой и помощью в принятии надлежащих мер физической защиты и мер по возвращению ядерного материала на территории таких государств в случае утери груза в процессе международного транзита на этой территории.

В случае международного транзита ядерного материала I категории через международные воды или международное воздушное пространство государство-грузоотправитель и государство-грузополучатель должны принять конкретные меры, обеспечивающие поддержание связи относительно постоянной целостности груза и гарантирующие, что ответственность за планирование и возможность осуществления ответных мер установлена и выполняется.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЁТНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Государственная система физической защиты должна предусматривать представление сообщений о событиях и информации, что позволит компетентному органу государства быть осведомленным о любых изменениях на ядерных установках или при транспортировке ядерного материала, которые могут оказать воздействие на осуществление мер физической защиты.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

Государство должно принимать меры но обеспечению надлежащей защиты конкретной или детальной информации, несанкционированное раскрытие которой может, поставить под угрозу физическую защитуядерных материалов и ядерных установок. Онодолжно определить требования конфиденциальности в отношении систем физическойзашиты и связанной с ними документации.

Руководители систем физической защиты должны ограничивать доступ к чувствительной информации и предоставлять ее только тем лицам, которым она необходима для выполнения своих служебных обязанностей. Информация о возможных уязвимых местах в системах физической зашиты должна быть надёжно защищена, поскольку она может подсказать способы успешного изъятия ядерного материала или совершения диверсии.

ОЦЕНКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕР ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

Для поддержания мер физической защиты в таком состоянии, которое соответствует установленным государством нормам и позволяет эффективно реагировать на проектную угрозу, компетентный орган государства должен убедиться в, том, что оценки на ядерных установках проводятся операторами и в отношении транспортировки. Такие оценки, подлежащие рассмотрению компетентным органом государства, должны включать административные и технические меры, такие, как испытание систем обнаружения, систем оценки и связи, а также рассмотрения осуществления процедур физической защиты. Такие оценки должны включать также мероприятия по проверке уровня подготовки и готовности сотрудников охраны и/или сил реагирования. В случае выявления недостатков государство должно обеспечить принятие оператором корректирующих мер.

Наши рекомендации