Согласные звуки русского языка
Парные | |
звонкие | глухие |
Б (БЬ) | П (ПЬ) |
В (ВЬ) | Ф (ФЬ) |
Г (ГЬ) | К (КЬ) |
Д (ДЬ) | Т (ТЬ) |
ж | ш |
3 (ЗЬ) | С (СЬ) |
Непарные | |
звонкие | глухие |
й,Л (ЛЬ), М (МЬ), Н (НЬ), Р (РЬ) | X (ХЬ), Ц, Ч, Щ |
Парные звонкие согласные оглушаются (произносятся как глухие) на конце слов (сугро[п]) и перед глухими согласными (сла[т]кий). Уже на начальном этапе овладения чтением нужно познакомить ребенка со способами проверки написания слов с оглушаемыми согласными. Здесь не обойтись без темы «Однокоренные слова» (для дошкольников она формулируется как тема «Слова-родственники»). В пособии есть различные варианты игр и заданий на эту тему.
Большинство согласных звуков могут быть как твердыми, так и мягкими: Б, БЬ, В, ВЬ, Г, ГЬ, Д, ДЬ, К, КЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ, П, ПЬ, Р, РЬ, 3, ЗЬ, Т, ТЬ, Ф, ФЬ, X, ХЬ.Согласные Ж, Ш, Ц — всегда твердые; согласные Й, Ч, Щ — всегда мягкие. К сожалению, нет способа проверки твердости или мягкости согласного звука. Ребенок может научиться различать твердые и мягкие согласные только на слух, с помощью тренировки. Для лучшего усвоения этой темы можно использовать материалы из сборника «Веселая грамматика» (сост. В.Волина.— М.: Знание, 1995), например стихотворение «Дружат гласные с согласной».
В период овладения основами письменной речи ребенок сталкивается с множеством условных обозначений. Целесообразно при дошкольном обучении применять те же символы и знаки, которые используются в начальной школе. Взрослый должен в доступной игровой форме объяснить их значение. Тогда малышу не придется в первом классе заново осмысливать и переучивать символы, обозначающие звук, слово, предложение и др. В данном пособии в соответствии с программой первого класса используются следующие графические обозначения:
[2]
Слог-слияние (то же, что открытый, прямой слог из двух звуков) для краткости называем просто слиянием. Ребенку объясняем, что слияние состоит из двух звуков — согласного и гласного. Слияние всегда можно пропеть, так как последним
Игры и задания с использованием условных обозначений помогают предупредить возникновение таких ошибок, как: слитное написание предложений; пропуск и слитное написание слов (особенно предлогов и союзов) в предложении; пропуск и перестановка слогов в слове; неправильный перенос слова; пропуск, замена и перестановка букв в слове.
Для большей наглядности и занимательности занятий советуем изготовить плоскостные пособия по образцу представленных в данных тетрадях на рисунках. Это домики для букв и три неваляшки (красная, зеленая и синяя), а также карточки с разноцветными буквами.
КАК РАБОТАТЬ С ПОСОБИЕМ
Две тетради, составляющие пособие, предусматривают различные виды работ с использованием цветных карандашей (раскрашивание предложенных картинок и рисование своих), разноцветных ручек («печатание» букв, слогов, слов, предложений, рисование схем, выполнение других графических упражнений), неразлинованных листов и листов в клетку.
Играм и заданиям, посвященным непосредственному знакомству детей со звуками и буквами, предшествуют подготовительные игры (I—VI в тетради №1). Они способствуют:
- развитию слухового и зрительного внимания,
- развитию различных видов памяти,
- ознакомлению с функциями различных анализаторов, умению сосредотачиваться на них,
- умению управлять движениями кисти рук (мелкая моторика),
- умению пользоваться карандашом и ручкой,
- тренировке в восприятии устной речи,
- умению ориентироваться на листе бумаги,
- умению различать и использовать цвета и их оттенки.
После подготовительных игр следуют игры и задания, используемые при первом знакомстве со звуком и буквой (в обеих тетрадях).
Знакомить ребенка с буквой можно только после того, как он уже познакомился со звуком: научился выделять изучаемый звук из ряда предложенных звуков и слогов, находить этот звук в слове, определять его место (начало, середина или конец слова), с помощью звукового анализа определять характеристику звука (гласный или согласный; если согласный, то какой: твердый или мягкий, звонкий или глухой). Такой глубокий анализ характеристики звука в дальнейшем поможет ребенку правильно прочитывать и писать букву, обозначающую этот звук, и все слово в целом.
В рабочих тетрадях при знакомстве с каждой буквой (звуком) под цифрой 1 ребенку предлагаются следующие задания:
- Назови предмет, изображенный на картинке;
- Определи место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце слова);
- Закрась соответствующую клетку в схеме под картинкой тем цветом, которым мы обозначаем этот звук (гласный — красная клетка, твердый согласный — синяя, мягкий согласный — зеленая);
- Объясни, почему ты закрасил клетку именно этим цветом;
- Сам нарисуй предметы с заданным звуком (в пустых клетках справа);
- Покажи на схеме под каждой картинкой место звука в слове и его характеристику (начало, середина или конец слова; звук гласный, твердый или мягкий согласный).
В некоторых случаях эта схема используется с написанием в ней (с помощью воспитателя) букв, например:
Только после того как ребенок усвоил звук, рекомендуется переходить к изучению инаписанию буквы. Здесь можно предложить такие задания:
- Определи, на какие окружающие предметы похожа буква;
- Определи форму и количеств элементов в букве;
- Найди, чем эта буква похожа на уже известные тебе и чем от них отличается;
- Изобрази букву с помощью палацев руки, спичек, проволоки, вылепи ее из пластилина, выложи из мозаики;
- «Напиши» букву в воздухе, объясни свои движения;
- Обведи букву по контуру,
- Напиши букву по точкам;
- Самостоятельно напиши букву.
Под цифрой 2 в рабочих тетрадях даютсяследующие задания:
- Обведи букву по контуру;
- Напиши букву по точкам;
- Сам напиши строчку этой буквы.
Под цифрой 3 дается задание Продолжи орнамент. Этот вид упражнений тренирует в различении границ клетки, умении отсчитывать клетки в любом направлении, проводить различные линии, ориентируясь на образец. Такие задания подготавливают ребенка к написанию различных элементов букв и схем, развивают внимание, аккуратность, чувство ритма и симметрии.
Задания под цифрой 4 имеют общее названиеЗакончи рисунок. Здесь ребенок может:
- дорисовать картинку по точкам;
- найти на картинке «спрятавшуюся» букву (в изображении предметов дается изучаемая буква);
- раскрасить картинку;
- найти на картинке предметы, в названиях которых есть изучаемый звук (пишется эта буква).
Игры с наглядными пособиями (обе тетради).Закреплению знаний о новом звуке и новой букве способствуют игры и задания под общим названием Посели букву в домик.
Два вида домиков — для согласных идля гласных — изображены вверху листа. Знакомясь с очередной буквой, ребенок вписывает ее в соответствующую клетку домика — «поселяет в домик». К концу занятий оба домика оказываются заселенными буквами в определенном порядке: в одном подъезде первого домика «живут» гласные первого ряда (А, У, О, Э, Ы), в другом — гласные второго ряда (Я, Ю, Ё, Е, И); во втором домике один подъезд отведен для звонких согласных, другой — для глухих и т.д.
Примечание. Поскольку предполагается определенная система расположения букв в домиках (соседство парных согласных и т.д.), взрослый должен сориентировать ребенка при вписывании первых букв.
В этих играх используются три неваляшки — «хозяйки домиков». Они помогают ребенку запомнить, что согласные бывают твердыми и мягкими, что йотированные гласные смягчают согласные, а также усвоить звуковые схемы, выполнять фонематический анализ и синтез слов. Хорошо, если вы изготовите плоскостные фигурки для этих игр.
Каждая неваляшка имеет определенный цвет, соответствующий характеру звуков: красная обозначает гласные, зеленая — мягкие согласные, синяя — твердые согласные. Неваляшки имеют передний и задний карманы. В них находятся карточки с разноцветными буквами — «ключики». Цвет букв на карточках соответствует цвету неваляшки, в кармане которой они лежат.
В карманах красной неваляшки находятся гласные буквы. В переднем кармане — гласные первого ряда (А, У, О, Э, Ы), в заднем кармане со звездочкой (*) — гласные второго ряда (Я, Ю, Ё, Е, И). Гласные второго ряда представляем ребенку как буквы-волшебницы. Это связано с тем, что они смягчают предшествующие согласные (МЮ, ПЯ и т.д.).
В карманах синей и зеленой неваляшек находятся согласные буквы. На переднем кармане этих неваляшек нарисован колокольчик. Он обозначает звонкость согласных. В заднем кармане (без колокольчика) — глухие согласные. С этими пособиями проводятся следующие игры.
Красная Синяя Зеленая
(гласные) (твердые согласные) (мягкие согласные)
I. «Посели букву в ее квартиру»
Цели.Закрепляем знания об изученных звуке и букве. Учим определять левую и правую сторону предмета (выбор левого и правого «парадного» домика), отсчитывать этажи (счет по порядку, начиная снизу), объяснять выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.
Предварительная работа. Объясняем ребенку, что в карманах у неваляшек лежат ключики от квартир для букв (это карточки с цветными буквами). С помощью неваляшек закрепляются знания детей о твердых и мягких, звонких и глухих согласных, о том, что йотированные гласные смягчают предшествующие согласные.
Ход игры. Ребенку даем карточку с черным изображением изучаемой буквы. Предлагаем ему выбрать необходимый для нее домик и «парадное». Затем объясняем, что в квартиру нельзя попасть без ключа. Ключи находятся у хозяек домиков — неваляшек. Ребенок выбирает неваляшку и карман, в котором находится буква-ключик. Все свои действия он объясняет, отвечая на вопросы: Почему выбран именно этот домик и это парадное? Почему эта неваляшка? Почему передний или задний карман? После нахождения буквы-ключика ребенку называется этаж и квартира в правильно выбранном домике и парадном. Найдя «квартиру» буквы, ребенок вставляет в нее карточку с черной буквой.
После игры с плоскостными пособиями предлагаем ребенку выполнить задания в рабочей тетради:
- Впиши букву в окошко домика;
- Раскрась неваляшку (неваляшек), определи, какой карман — задний или передний — нужен для этой буквы.
Выполняя задания, ребенок объясняет свои действия.
II. «Буква потерялась»
Цели. Закрепляем знания о звуке и букве. Тренируем зрительную память ребенка.
Ход игры. Эта игра является усложненным вариантом предыдущей. Ребенку уже известно место буквы в домике. Незаметно вынув карточку с буквой из домика, просим ребенка найти нужный домик, неваляшку с нужным ключиком, этаж и квартиру для буквы, объясняя по ходу выполнения задания свои действия.
III. «Назови соседей буквы»
Цели.Закрепляем знания о звуке и букве. Учим ребенка понимать и правильно употреблять слова и словосочетания, обозначающие местоположение: над, под, слева от, справа от, между. Учим понимать сходство и различие парных согласных (они одинаковы по артикуляции, но звонкие произносятся с участием голоса, а глухие — без голоса).
Ход игры. Ребенок должен назвать соседей заданной буквы и объяснить, почему именно они будут ее соседями. Варианты заданий могут быть разные, например:
Назови букву, над которой живет буква Я, а слева от которой — буква У. (Ответ: буква Ю);
Какая буква живет между буквой Л и буквой Ж? (Ответ: буква Н).
IV. «Разноцветные слова»
Цели. Тренируем ребенка в звуко-буквенном анализе и синтезе слогов и слов. Закрепляем знания о звонких и глухих, твердых и мягких согласных, о смягчении согласных гласными- « волшебницами ».
Ход игры. В игре используются разноцветные неваляшки и карточки с буквами из их кармашков. Ребенок выкладывает предложенные слова из букв-ключиков, объясняя при этом, почему взята буква такого цвета, почему он искал букву именно в этом кармашке. Начинать эту игру следует с более простого варианта — звуко-буквенного анализа и синтеза слогов.
Усложненным вариантом игры будет написание («печатание») ребенком слов разноцветными ручками о объяснением выбора цвета букв.
V. «Разложи буквы по кармашкам неваляшек»
Цели. Проверяем и закрепляем знания ребенка о звуках.
После знакомства со звуком и буквой следует ряд игр (под номерами 5—7 в обеих тетрадях), целью которых является:
- сделать устойчивыми знания детей о звуке и букве;
- тренировать в различении артикуляционно (по произношению) и акустически (по звучанию) схожих звуков;
- закреплять образ буквы и тренировать в различении букв с похожими элементами;
- обучать элементам грамоты;
- тренировать в правильном употреблении грамматических форм;
- активизировать словарь детей, опираясь на систему лексических тем, которые должны быть изучены в соответствии с программой детского сада по родному языку.
Последовательность лексических тем, предложенная в рабочих тетрадях
1. Ягоды (лесные и садовые)
2. Грибы (съедобные и несъедобные)
3. Осень
4. Овощи и фрукты
5. Труд крестьян осенью
6. Деревья (лиственные и хвойные)
7. Сезонная одежда, обувь, головные уборы
8. Перелетные птицы
9. Дикие звери наших лесов
10. Домашние животные
11. Зима
12. Зимующие птицы
13. Домашние птицы
14. Зимние забавы
15. Новогодний праздник
16. Животные Севера
17. Дом, в котором ты живешь
18. Мебель
19. Электроприборы (правила безопасности)
20. Посуда
21. Магазин
22. Продукты
23. Транспорт
24. 8 Марта
25. Твоя улица. Город, в котором ты живешь
26. Весна
27. Семья
28. Профессии
29. Животные жарких стран
30. Цветы
31. Рыбы
32. Школа
33. Насекомые
Уточнить, какие знания должен получить ребенок 6—7-летнего возраста по перечисленным лексическим темам, можно в Программе детского сада, в разделе «Родной язык и ознакомление с окружающим».
Тетрадь №1
ИГРЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА
I. «Радуга»
Цели. Знакомим ребенка с цветами радуги и последовательностью их расположения. Уточняем и закрепляем знания о цветах, не входящих в радугу. Учим ориентироваться на листе бумаги, понимать словосочетания: вверху листа и внизу листа; снизу вверх и сверху вниз; справа от и слева от; за ним, перед ним и между ними. Развиваем зрительное и слуховое внимание, фонематический слух; учим выделять первый звук в слове. Учим дорисовывать изображение по точкам. Учим обводить карандашом предложенную петляющую линию.
Ход игры. 1. Ребенок вспоминает виденную в природе или нарисованную на картинке радугу. Читаем ему стихотворение или загадку о радуге. Обсуждаем условия возникновения этого явления. Заостряем внимание на том, что радуга разноцветная. Объясняем, как с помощью стишка запомнить последовательность расположения цветов в радуге: первый звук каждого слова стихотворения соответствует первому звуку в названиях цветов радуги.
Каждый охотник
Желает знать,
Где сидит фазан.
(к — красный, о — оранжевый, ж — желтый, а — зеленый, г — голубой, с — синий, ф — фиолетовый).
Ребенок рассматривает рисунок с радугой в рабочей тетради. Он объясняет, как получается радуга и что недорисовал здесь художник (недорисовал солнце и облако, не раскрасил их, не раскрасил радугу и карандаши). Затем ребенок обводит изображения солнца, облака и струи дождя по точкам, раскрашивает радугу, соблюдая последовательность цветов, и карандаши в коробке, которыми была нарисована радуга. Для этого ребенок проводит от каждого цвета радуги линию, отыскивая карандаш такого же цвета, и раскрашивает его. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что еще остались нераскрашенные карандаши. Предлагает раскрасить их в любые цвета, не входящие в радугу (черный, коричневый, розовый, вишневый, малиновый и др.). Раскрашивая, ребенок называет цвет каждого карандаша. Заканчивая работу над рисунком, он раскрашивает все остальные предметы: солнце, облако, коробку для карандашей.
2. После завершения графической работы ребенку можно предложить выполнить ряд заданий, связанных с этой игрой и с ориентировкой на листе бумаги:
- назвать цвета радуги и карандашей в коробке сверху вниз и наоборот;
- определить, какой цвет находится под или над названным, какой находится между двумя заданными цветами;
- сказать, какой цвет радуги не был взрослым назван или какой лишний цвет был назван;
- рассказать, какие карандаши не попали в коробку и почему. (Здесь можно дать ряд заданий на понимание и употребление словосочетаний: слева от, справа от, за, под и над.)
II. «Разноцветные колпачки»
Цели. Знакомим ребенка с названиями пальцев. Учим определять и называть их как на самой руке, так и на ее изображении. Развиваем слуховое и зрительное внимание, координированность и точность мелкой моторики. Учим ориентироваться на листе бумаги, закрепляем понимание и правильное употребление словосочетаний, над которыми работали в игре «Радуга», а также словосочетаний: слева направо, справа налево; в середине (в центре) листа; в левом верхнем (в правом верхнем» в левом нижнем, в правом нижнем) углу листа.
Ход игры. 1. Эту игру лучше начать не с графических работ в тетради, а с игры в разноцветные колпачки (их цвета выбираются на ваше усмотрение), сделанные в виде фунтиков — так, чтобы они могли надеваться на пальчики ребенка.
Знакомим ребенка с названиями пальцев. Предлагаем «нарядить» пальчики в колпачки и рассказать, какой колпачок на каждом пальчике. Даем задание: надеть на определенный палец колпачок определенного цвета. Задания могут варьироваться. Например, хорошо выполнять наклоны пальчиков так, чтобы не уронить колпачок; это тренирует координацию движений. Только после того как вы убедились, что ребенок усвоил названия пальцев, цвета колпачков и правила игры, можно переходить к рабочей тетради.
2. В рабочей тетради (с. II-1) ребенок сам должен обвести кисть своей левой руки с разомкнутыми пальцами. На с. II-2 нужно обвести правую руку так, чтобы центральный колпачок оказался на ладони. После этого ребенок раскрашивает колпачки, изображенные на листе. Здесь можно использовать различные задания:
- ребенок раскрашивает колпачки на свое усмотрение, называя их цвета, или по заданию взрослого;
- называет цвета колпачков, как это делалось с цветами радуги и с карандашами;
- называет колпачки с определенной ориентировкой на листе (в определении координат употребляются словосочетания, заданные в игре: внизу, вверху, под, над, между);
- ребенок сам или по заданию взрослого рисует на пальчиках руки, обведенной на листе, разноцветные колпачки и говорит, какого цвета колпачки на каждом пальчике.
III. «Разноцветные кружки»
Цели. Повторяем названия цветов радуги. Учим рисовать круг непрерывной линией, ориентироваться на листе бумаги и описывать расположение картинки. Учим правильно подбирать относительные прилагательные, согласовывать их с существительными.
Ход игры. Ребенок обводит кружки разноцветными карандашами (используются цвета радуги); внутри каждого кружка рисует и раскрашивает различные предметы. Цвет предмета должен быть таким же, как и цвет кружка. После этого ребенок рассказывает, где находится каждый предмет. Например: В верхнем правом углу в красном Кружке нарисован красный помидор. В центре (посередине) в зеленом кружке нарисована зеленая трава. Слева от зеленого кружка в синем кружке — синяя чашка... Взрослый внимательно следит, чтобы описания координат и предмета были выполнены верно. При неправильном ответе нужно поправить ребенка и попросить повторить правильный ответ.
IV. «Веселые человечки.
Цели. Развиваем зрительное и слуховое внимание ребенка. Закрепляем правильное называние частей лица человека: ухо — уши, глаз — глаза, щека — щеки и т.д. и знание их предназначения. Продолжаем учить ориентироваться на листе бумаги. Закрепляем знания цветов и их оттенков.
Ход игры. 1. Ребенок рассматривает первый рисунок, называет его детали: рассказывает, что у человечка есть глаза, брови, уши и т.д., на голове — волосы; у человечка есть воротник, пуговицы. Рассматривая остальные рисунки, ребенок называет, что недорисовано, объясняет, зачем человечку нужны глаза, уши и т.д. Заканчивает рисунок. Последний рисунок ребенок выполняет самостоятельно.
2. Ребенок раскрашивает человечков по словесной инструкции взрослого: В левом верхнем углу — человечек с черными волосами и с голубым воротником и т.д. Игру можно завершить объяснением ребенка, где какой человечек находится (используются названия координат: в верхнем правом углу, в середине и т.д.).
V. «Наша речь»
Цели. Учим понимать, что такое устная и письменная речь. Учим рассказывать, что ребенок увидел (нарисовал) на картинке. Развиваем зрительное внимание.
Ход игры. Объясняем ребенку, что такое устная и письменная речь, какие части тела участвуют в каждом виде речи. Рассматриваются значки-символы, обозначающие устную (рот и ухо) и письменную (глаз и ручка) речь. Ребенок рассматривает картинки в левом столбике (письменная речь); рассказывает, что на них нарисовано, к какому виду речи относится изображение; среди этих картинок находит лишнюю (радиоприемник), объясняет свой выбор; зачеркивает эту картинку и раскрашивает только относящиеся к письменной речи. Такие же задания выполняются с картинками правого столбика (устная речь). На рисунках среднего столбика ребенок сам определяет вид речи. Он указывает символы этого вида речи, раскрашивает картинку и соединяет ее стрелками с соответствующими символами. Затем объясняет, почему он выполнил задание именно так. В конце игры предлагаем ребенку самому привести примеры письменной и устной речи.
V. «Слово, предложение, рассказ»
Цели. Знакомим ребенка с тем, что речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов. Знакомим со схемой предложения; учим по этой схеме определять начало и конец предложения, количество слов в предложении. Учим составлять предложения по заданной схеме. Развиваем зрительное внимание. Учим дорисовывать картинку по точкам и аккуратно ее раскрашивать.
Ход игры. 1. Знакомим ребенка с тем, что речь состоит из предложений, а предложения — из слов. Объясняем схематическое изображение предложения. Ребенок по точкам заканчивает рисунок в рабочей тетради, раскрашивает его, объясняет, что он видит на картинке. После этого составляет предложения по схемам под картинкой. (Пример. Дети.— Дети играют. — Дети весело играют. — Дети весело играют в мяч.) В заключение ребенку предлагается составить небольшой рассказ по этой картинке.
2. Во втором варианте игры (с. VI-2) ребенку самому нужно нарисовать картинку, связанную с его летними впечатлениями. Все остальные этапы игры проводятся аналогично первому варианту.