Методы продажи авиабилетов
При обслуживании пассажиров воздушного транспорта применяются два метода продажи билетов: метод рейсовых листов и метод централизованного управления продажей.
Метод рейсовых листов применяется как правило в агентствах с небольшим объемом продажи. (Однако используется даже в Московском городском аэровокзале !!!) Рейсовые листы распределяются по кассам, за которыми закреплены направления, например: Восток Запад или Москва, и т.д.
В рейсовых листах указываются номер рейса, маршрут, дата и время отправления, а также тип самолета, количество мест, разрешенных к продаже,промежуточная броня и другие сведения о рейсе, необходимые для продажи билетов.
Пассажир, прибыв в агентство, обращается внужную ему кассу. Кассир выбирает необходимый рейсовый лист и при наличии свободных мест проставляет в нем дату продажи, пункт назначения пассажира. Если с пассажиром следуют дети, то в рейсовом листе делается об этом запись.
Рейсовые листы распределяются по кассам, при этом каждому рейсу соответствует один рейсовый лист. При продаже билета сведения о пассажире вносятся кассиром в рейсовый лист. (количество и номера мест, пункт назначения, дети и пр.). По окончании продажи билетов сведения о загрузке на рейс (общее количество проданных мест и отдельно по пунктам промежуточных посадок, количество детей, багаж и пр.) передаются в аэропорт.
Недостатки метода:
- неравномерная загруженность касс,
- невозможность вести контроль за загрузкой всех рейсов,
- очереди у касс.
В настоящее время в большинстве агентств применяется метод централизованного управления продажей билетов. Все кассы, ведущие продажу билетов в обслуживаемом населенном пункте, продают билеты на все рейсы, т. е. специализация касс по направлениям отсутствует. Информация о всех местах, подлежащих реализации, сосредоточивается в группе регулирования продажи и комплектования коммерческой загрузки (см.только что нарисованный рисунок).
Группа комплектования загрузки оборудуется пультами централизованного управления продажей билетов или компьютерами, имеющими картотеку рейсовых листов (или компьютерную базу данных), переговорное устройство для связи с кассами агентства, телефоны для связи с периферийными кассами. Группа комплектования располагает информацией о забронированных транзитными пассажирами, об отказах от полета, о возврате мест при задержках и отменах рейсов.
Рабочие места кассиров агентства оборудуются переговорным устройством для связи с группами комплектования, телефоном,специальным справочником, в котором указывается расписание всех рейсов, закрепленных за каждой группой, а также все данные, необходимые для выписки билетов; номер рейса, тип самолета, время и дни вылета; время прибытия в промежуточные аэропорты и в пункт назначения; тарифы до этих пунктов и расстояние до них; время стыковки с рейсами местных воздушных линий с указанием их расписания и время отправления автобуса от городского вокзала в аэропорт к данному рейсу.
При продаже билетов, кассир, помогает пассажиру в выборе рейса. В настоящее время многие а/к широко применяют систему скидок (кроме льгот федерального значения): пенсионерам, учителям, артистам, молодым супружеским парам и т.д. Кассир должен рассказать пассажиру о льготах и помочь приобрести билет на рейс той авиакомпании, где он обойдется дешевле.
Согласовав все вопросы с пассажиром, кассир вызывает по пере-говорному устройству группу комплектования, и выясняет есть ли места на нужный пассажиру рейс. Дежурный по комплектованию с помощью имеющихся документов, рейсовых листов, справочников, компьютера и пр.выясняет это и, если места имеются, сообщает кассиру номер выдаваемых мест, при этом он фиксирует информацию о пассажире.
Кассир выписывает билет и выдает его пассажиру.
При любом методе по окончании продажи билетов в аэропорт передаются сведения о пассажирской загрузке каждого рейса (количество и номера мест проданных и забронированных трансферным пассажирам до каждого пункта посадки, количество детей, фамилии ожидаемых трансферных пассажиров с указанием номеров их мест, номеров рейсов и дат прибытия и др).
С момента поступления в аэропорт итоговых данных о пассажир ской загрузке управление продажей оставшихся мест возлагается на диспетчера по трансферу аэропорта.