Вопрос № 3. Тактика отдельных следственных действий, назначения и производства судебных экспертиз
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра криминалистики
Дисциплина Криминалистика
ЛЕКЦИЯ
по теме № 40: Криминалистическая характеристика и методика расследования отдельных видов и групп преступлений (Методика расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта)
(для студентов, курсантов, слушателей) по специальности 030501.65 – юриспруденция, 030505.61 – правоохранительная деятельность
Время: - 2 часа
Подготовил: начальник кафедры криминалистики полковник полиции Н.А. Моисеев
Обсуждена и одобрена
на заседании предметно-методической секции кафедры
«_____»__________ 2011 г
Протокол №____
Белгород-2011
Цели занятия:
Учебная: раскрыть содержание методики расследования дорожно-транспортных преступлений, а также сформировать у курсантов, слушателей, студентов, четкое представление о криминалистической характеристике, обстоятельствах, подлежащих установлению, типичных следственных ситуациях и связанных с ними особенностей возбуждения уголовного дела, тактике первоначальных и последующих следственных действий по делам данной категории.
Воспитательная:Укрепить убежденность обучаемых в значимости для практической деятельности сотрудника правоохранительных органов методики расследования дорожно-транспортных преступлений.
Развивающая:развивать у обучаемых способность анализировать типичные следственные ситуации различных этапов расследования дорожно-транспортных преступлений и находить способы их разрешения.
Методы проведения занятия:изложение учебного материала, с объяснением ключевых вопросов и иллюстрацией их при помощи ТСО.
Примерное распределение учебного времени:
План лекции | Страницы |
Вступительная часть до 5 мин. | |
Учебные вопросы: | |
1. Криминалистическая характеристика преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта до 20 мин. | |
2. Организация первоначального этапа расследования до 25 мин. | |
3. Тактика отдельных следственных действий, назначения и производства судебных экспертиз до 25 мин. | |
Заключительная часть 5 мин. |
Литература:
I. Основная:
1. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. А.Ф. Волынского, В.П. Лаврова. – 2-е изд., – М.: ЮНИТИ ДАНА: Закон и право, 2008.
2. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов – 2-е изд., – М.: Норма, 2007.
3. Криминалистика. Учебник / Под ред. А.Г. Филиппова. – М.: Высшее образование, 2009.
4. УПК РФ. - М.: Юрид. лит., 2007.
5. Руководство для следователей / под общ. ред. В.В. Мозякова. - М.: Экзамен, 2005.
II. Дополнительная:
1. Крикунов, Ю.И. Проблемы осмотра места происшествия и назначения судебных экспертиз по уголовным делам о дорожно-транспортных происшествиях: автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.09 / Ю.И. Крикунов. - Иркутск, 2006.
2. Использование автомобильного «черного ящика» в раскрытии и расследовании преступлений: методические рекомендации / авт. кол.: Л.М. Исаева, Ю.Б. Зонов, А.С. Белицкий, А.В. Чайковский. - М.: ВНИИ МВД России, 2005.
3. Селиванов Н.А., Дворкин А.И., Завидов Б.Д. и др. Расследование дорожно-транспортных происшествий. Справочно-методическое пособие. – М.: Лига Разум, 1998.
4. Зуев, П.М. Методика расследования дорожно-транспортных происшествий: учебное пособие / П. М. Зуев. - М.: МССШМ МВД СССР, 1990.
5. Поль, К.Д. Естественнонаучная криминалистика: опыт применения научно-технических средств при расследовании отдельных видов преступлений: пер. с нем. / К. Д. Поль; под общ. ред. В.Я. Колдина. - М.: Юрид. лит., 1985.
Введение
Количество преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств постоянно растет не только в нашей стране, но и во всем мире. Нередко последствиями таких преступлений является смерть человека, при этом причиняется огромный материальный, моральный и физический вред гражданам, организациям, предприятиям и т.п. Поэтому борьба с преступлениями рассматриваемой категории составляет одну из наиболее важных и актуальных задач органов внутренних дел.
Вопрос № 1. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений. Обстоятельства, подлежащие установлению
Криминалистическая характеристика ДТПво многом определяется тем, что они относятся к разрядунеумышленных, неосторожных
преступлений. В качестве ее элементов можно выделить следующие:
- обстановка совершения ДТП;
- механизм совершения ДТП;
- характер типичных материальных следов на месте ДТП;
- сведения о личности нарушившего правила безопасности движения водителя;
- основные причины ДТП.
Обстановкасовершения ДТПопределяется тем, что большинство их происходит в городах, где развита транспортная система, интенсивное пешеходное движение. В сельской местности происшествий совершается в 5 раз меньше, чем в городах. Причем, в городах значительное большинство происшествий совершается на перегонах улиц и около четверти - на перекрестках и площадях, подавляющее большинство ДТП связано с нарушением правил безопасности, дорожного движения водителями.
Правовая оценка действий водителя, связана с оценкой дорожной обстановки, которая включает в себя комплекс сведений о дорожных условиях, типе и состоянии, дорожного покрытия, ширине проезжей части, ее освещенности и состоянии средств регулирования дорожного движения.
Механизм совершения ДТПподразделяют на следующие виды; столкновение двух и более движущихся транспортных средств; наезды на пешеходов, стоящие транспортные средства, велосипедистов, т.е. на любое препятствие; опрокидывание; выпадение пассажиров и т.д.
Наезды на пешеходов и столкновения транспортных средств в большей степени присущи городам, в то время как в сельской местности чаще происходят опрокидывания и наезды на препятствия. Последние часто обусловлены слабым контролем за техническим состоянием транспортных средств и: обусловленными им неисправностями.
По характеру типичных материальных следов на месте происшествия можно предположительно определить вид ДТП, установить участвовавшие транспортные средства и водителя, по вине которого оно произошло. Так для: наезда на пешеходовхарактерны следы: крови на проезжей части и деталях транспортного средства, неглубокие повреждения частей кузова (крыльев, капота).
При столкновении, транспортных средств наблюдаются обширные и глубокие деформации металлических и разломы деревянных частей, множество осколков стекла, частиц краски, грязи и снега, отделяющихся от нижних частей транспортных средств. Находящиеся в транспортных средствах люди получают характерные телесные повреждения, по которым можно судить, кто из них находился за рулем, а кто на месте пассажира.
Для опрокидыванияхарактерны большой протяженности следы торможения или заноса, повреждения боковых частей и крыши кузова, для:наезда на препятствиязначительные разрушения передней части
транспортного средства.
При изучении личностинарушившего правила безопасности движения, водителя, важно установить его профессиональные качества (стаж работы водителем, уровень подготовки, опыт вождения), а также наличие заболевании, оказывающих влияние на безопасное вождение, степень утомления к моменту ДТП, наличие алкогольного опьянения.
Дорожно-транспортные происшествия совершаются вследствие как объективных, так и субъективных причин. К основным причинам ДТП следует отнести: недисциплинированность водителей и пешеходов, пренебрегающих правилами дорожного движения - переоценка своих способностей, неучет конкретных дорожных условии и т.д.; несоблюдениеводителями безопасной дистанции или: очередности проезда; переход пешеходами проезжей части в неустановленномместе, передблизко идущим транспортным средством, неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящих транспортных средств, сооружений, переходпроезжей части при запрещающем сигнале светофора
В зависимости от наступивших вредных последствий лица, виновные вДТП, могут быть привлечены к уголовной, административной илидисциплинарной ответственности, В УК РФ данный состав преступления, как уже отмечалось выше, охватывается ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатациитранспортных, средств».
Чтобы признать дорожно-транспортное происшествие преступлением,преждевсего должны быть выявлены и доказаны следующие обстоятельства:
- нарушение правил безопасности дорожного движения и эксплуатациимеханического транспортногосредства водителем,
- наступление общественно опасных последствий, предусмотренных уголовным законодательством:
наличие причинно-следственнойсвязи междунарушением безопасности дорожного движения и эксплуатации механического транспортного средства водителем и наступившимипоследствиями.
В процессе расследования ДТП следователю необходимо также установить:
- факт и характер совершения ДТП (преступление, несчастный случай, стихийное бедствие) и его последствия;
- место, время идругие обстоятельства ДТП;
- виновность водителя в нарушении правилдорожного движения;
- причинная связь между нарушением правилдорожного движения и наступившими последствиями;
- механизм ДТП;
- наличие отягчающих либо смягчающихвину водителя обстоятельств
- характер и размер ущерба (в том числе количество пострадавших и степень тяжести вреда, здоровью);
- обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
При расследовании ДТП необходимо учитывать,что они являются неожиданными для их участников, очевидцев, и очень быстротечными, а это отрицательно отражается, на полноте и точности восприятиянаблюдаемого события.
Усложняетрасследование и то обстоятельство, что в связи с необходимостью быстро восстановить прерванное в результате ДТП движение сотрудники дорожно-патрульнойслужбы (первыми прибывшие на место происшествия, иногда еще до приезда следственно-оперативной группы изменяют обстановку на проезжей части, передвигая поврежденные транспортные средства, и т.п.)
Таким образом, нами рассмотрены основные элементы криминалистической характеристики дорожно-транспортных преступлений, а также обстоятельства, подлежащие установлению, т. е. составляющие предмет доказывания по делам данной категории.
Вопрос №2. Организация первоначального этапа расследования
Период, именуемый стадией возбуждения уголовного дела, имеет, как правило, определяющее значение для качественной работы по факту дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Этот период начинается с получения сообщения о ДТП и завершается решением о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.
Основные действия, которые должны быть осуществлены в этот период, направляются на то, чтобы:
убедиться в том, что дорожно-транспортное происшествие действительно имело место, имеются потерпевшие либо причинен крупный ущерб;
- выяснить, где находятся участвовавшие в ДТП транспортные средства, я принять меры, исключающие их перемещение;
- получить сведения о водителях и обеспечить их нахождение на месте ДТП до прибытия следственно-оперативной группы;
- в случае если транспортное средство или водитель - участник ДТП скрылись, принять меры к их розыску по горячим, следам.
После сообщения о ДТП необходимо обеспечить сохранение обстановки на месте происшествия, сложившейся после ДТП (транспортных средств, следов торможения, отделившихся деталей транспортных средств и выпавшего груза, принадлежащих потерпевшим предметов и т. д.), принять меры к выявлению очевидцев и других, лиц, показания которых позволяют установить обстоятельства ДТП; провести освидетельствование водителей, участвовавших в ДТП, чтобы установить, употребляли ли они алкогольные напитки или наркотические средства.
Наконец, нужно обеспечить максимально быстрый выезд на место ДТП следственно-оперативной группы.
Следует помнить, что успех розыска, водителя, скрывшегося: с места дорожно-транспортного происшествия, зависит от полноты и правильности полученной от очевидцев происшествия информации и осмотра места происшествия, определить приметы скрывшегося, водителя, по возможности точно зафиксировать парку, модель, номерной знак транспортного средства, особо выделив наличие характерных, примет (вмятины, дополнительные фары, отделка кузова и салона, украшения и т.д.), тип и цвет кузова, наличие груза и его характер. После этого требуется оценить полученную информацию последующим позициям:
1. Время, прошедшее с момента совершения преступления до поступления сообщения в дежурную часть, - вводить или не вводить мероприятия по плану «Перехват»
2. Место совершения преступления и возможные пути движения: разыскиваемого транспортного средства;
3. Возможные действия водителя, находящегося за рулем.
4. Наличие сил и средств органа внутренних дел, имеющихся в направлении вероятного движения разыскиваемого транспортного средства, их способность немедленно включиться в проведение поисковых и заградительных мероприятий по «горячим следам».
Это необходимо для того, чтобы четко определить расстояние, на которое могло удалиться транспортное средство от места происшествия, а также какими силами и средствами располагает орган внутренних дел для немедленного розыска по горячим следам, обнаружения, преследования и задержания разыскиваемого транспортного средства.
Приведенный перечень не является исчерпывающим и не устанавливает последовательность первоочередных мер, а тем более всех оперативных и следственных действий в период проверки, по результатам которой будет решен вопрос о возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении уголовного дела. Здесь кратко остановимся на некоторых принципиальных положениях, связанных именно с рассматриваемой процессуальной стадией.
Кто должен руководить проведением перечисленных неотложных мер и непосредственно осуществлять их? Разумеется, самым оптимальным было бы возложить все на следователя, однако это далеко не всегда реальный вариант. Кроме того, усилий одного только следователя даже при надлежащей помощи со стороны сотрудников ГИБДД и других органов дознания может оказаться недостаточно.
Начальным звеном в цепочке лиц, которые будут вовлечены в проведение необходимых действий по факту ДТП, как правило, оказывается сотрудник, к которому поступает сообщение. Он извещает о случившемся дежурного по органу, первым прибывает на место ДТП и организует охрану места происшествия, выявление свидетелей, оказание помощи потерпевшим и т. д. Объем осуществляемой им работы будет напрямую зависеть от оперативности и слаженных действий дежурного, руководителя, органа дознания, следователя. На полноту собранных по делу фактических данных решающее влияние будет также оказывать фактор времени,
От того, насколько быстро и в достаточном объеме будут собраны фактические данные, будет в свою очередь зависеть обоснованность принимаемого решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении.
Но ДТП с особо тяжкими последствиями (причинение смерти одному или нескольким лицам) нужно безотлагательно возбуждать уголовные дела и проводить расследование. В конце концов, речь идет о насильственной смерти и о гарантиях органов, государственной власти по объективному и всестороннему исследованию причин, ее наступления. Проводить расследование в данных случаях следует всегда, даже если на первый взгляд предварительные данные свидетельствуют об отсутствии признаков преступления.
Одним из обстоятельств, влекущих в условиях ДТП возбуждение уголовного дела, следует считать нахождение водителя – участника ДТП в состоянии, опьянения. Сам по себе этот факт не предполагает однозначно наличие причинной связи данного нарушения, с наступившими последствиями. Возможно, что в дальнейшем, уголовное дело будет прекращено. Вместе с тем проведение расследования и получение доказательств позволит обосновать виновность или невиновность такого водителя и предупредить возможные жалобы со стороны потерпевшего или его родственников.
Немаловажным является и то обстоятельство, что затягивание вопроса о возбуждении уголовного дела неизбежно влечет проведение повторных действий, например, вызовы для допроса в качестве свидетелей лиц, у которых ранее брали объяснения. К тому же запоздалое проведение некоторых процессуальных действий, например, допросы свидетелей по фактам, которые стерлись в их памяти, не дает возможности получить объективную картину происшествия.
На первоначальном этапе расследования ДТП складываются такие типичные следственные ситуации:
1. К моменту прибытия следственно-оперативной группы на месте происшествия находятся все участники события, транспортные средства, свидетели-очевидцы, либо если их по каким-то причинам на месте происшествия не оказалось (например, в связи с доставлением в лечебное учреждение), имеются достоверные сведения о них.
2. Водитель, участвовавший в происшествии, скрылся, оставив на месте события транспортное средство, и личность его неизвестна.
3. Водитель скрылся с места дорожно-транспортного происшествия вместе с транспортным средством.
Первая ситуация является самой распространенной и возникает в основном при столкновении транспортных средств. Она позволяет получить обширную информацию об обстоятельствах происшествия. От ее участников, осмотра места, происшествия и транспортного средства. Характер имеющейся информации в значительной мере определяет вид и последовательность следственных действий по разрешению ситуации: осмотр места происшествия; допрос свидетелей-очевидцев, потерпевшего, водителя; освидетельствование водителя и потерпевшего, назначение судебно-медицинской экспертизы.
Во второй и третьей следственных ситуациях информацию о скрывшемся с места происшествия транспортномсредстве и его водителе получают как при осмотре места происшествия,так и впроцессе допросов свидетелей и. потерпевших.
Если в ходе осмотра места происшествия установлено, что транспортное средство получило повреждение, которое не позволит ему далеко уехать, то в целях его розыска должна быть осмотрена прилегающая к месту происшествия территория. В тех случаях,когда на месте происшествия обнаружен рассыпанный груз, иногда можно предположить, где он был погружен на транспортное средство. Установив место погрузки,следует выяснить, кто в день происшествия, получал такой груз, на какихтранспортных средствах он перевозился.
Если на месте происшествия обнаружены следы колес скрывшегося транспортного средства, по ним определяют его тип и модель. Затем с помощьюучетов устанавливают, в каких организациях имеютсятакие транспортные средства, ипроверяют, где находилось каждое из них в день происшествия, Если возникло предположение, что транспортное средство причастно к ДТП, тооно должно быть осмотрено.
При наличии у следователя сведений о номерном знаке или его части, а также о типе транспортногосредства по учетам ГИБДД (система «Автопоиск») устанавливают, кому оно принадлежит иадрес стоянки. После выяснения, этих данных необходимо выехатькместу стоянки для осмотра транспортного средства.
В целях розыска транспортного средства, скрывшегося с места происшествия, сразу же после обнаружения последствий ДТП об этом, случае информируют все посты ДОС, сообщают выявленные приметы транспортного средства и указывают предполагаемые повреждения. Обнаруженное по указанным приметам, транспортное средство должно быть немедленно осмотрено.
В тех случаях, когда имеются сведения о транспортномсредстве, через ГИБДЦ можноустановить, кому оно принадлежит. Если, транспортное средство принадлежит конкретной государственной организации, выясняют, кто в день происшествия работал на этом транспортном средстве в качестве водителя.
Если же транспортное средство принадлежит: гражданам на правах личной собственности, то следователь вправе предположить, что управлял им его владелец. Однако доказать, что в момент происшествия управлял: транспортным средством именно этот водитель, не всегда просто. Иногда скрывшийсяоставляет где-либо свое транспортное средство, а затем заявляет в милицию об угоне. Доказать причастность данного водителя к ДТП можно либо путем предъявления его для опознания свидетелям, либо используя результаты, дактилоскопической экспертизы, если она дала заключение, что следы рук на рулевом колесе или рычагах оставлены, одним человеком, а именно водителем, образцы отпечатков пальцев рук которого представлены на экспертизу.
Таким образом, нами рассмотрены основные действия, которые должны быть осуществлены на стадии возбуждения уголовного дела по делам о ДТП, а также типичные следственные ситуации, на первоначальном этапе расследования от которых зависит последовательность проведения следственных действий.
Вопрос № 3. Тактика отдельных следственных действий, назначения и производства судебных экспертиз
Осмотр места происшествия. По прибытии на место происшествия следователю нужно визуально ознакомиться с обстановкой места происшествия, составить общее представление о случившемся, определить методы проведения осмотра места происшествия и места вероятного нахождения различных; следов преступного деяния, наметить примерные границы осмотра.
Перед началом осмотра следует провести ряд организационных и подготовительных мероприятий:
1) обеспечить безопасность лиц, участвующих в осмотре;
2) принять необходимые меры по сохранению имеющихся следов
преступления, в первую очередь – при плохих погодных условиях (осадки, туман, ветер и т. д.);
3) удалить с места происшествия посторонних, предварительно установив среди них лиц, которые могут своими свидетельскими показаниями оказать помощь в раскрытии и расследовании дорожно-транспортного преступления;
4) провести краткий опрос потерпевшего, свидетелей, а также тех работников полиции, которые прибыли на место происшествия раньше следственно-оперативной группы;
5) обеспечить сохранность расположения предметов до начала осмотра;
6) на основании результатов, полученных, при опросе потерпевших, свидетелей, в ходе визуального осмотра места происшествия: следователь при необходимости должен дать задания членам следственно-оперативной группы о проведении ими определенных действий или розыскных мероприятий.
В случаях, не терпящих отлагательства, когда следы могут быть утеряны из-за погодных или иных условии, осмотр проводится, но возможности, одновременно с вышеназванными мероприятиями.
Изучение обстановки на месте совершения дорожного события позволяет понять следователю сущность происшедшего, получить необходимую доказательственную информацию о виде, характере и обстоятельствах совершения конкретного ДТП, значительно облегчает реконструкцию всего события от момента возникновения опасной обстановки до конечного расположения транспортных средств и людей.
Рассмотрим более подробно первоначальный этап расследования, в типичной следственной ситуации, когда водитель и транспортное средство кмоменту прибытия следственно-оперативной группы находятся на месте происшествия.
Первоначальная информация нередко бывает краткой и неконкретной, Из сообщения о ДТП обычно узнают лишь о времени и месте совершения происшествия. По этому вопрос о возбуждении уголовного дела, решается, как правило, после осмотра места происшествия. При осмотре места ДТП. в состав следственно-оперативной группы, кроме следователя, также должны входить: специалист-криминалист, специалист-автотехник (им может быть госавтоинспектор), участковый инспектор, судебно-медицинский эксперт (при наличии трупа).
Необходимо тщательно зафиксировать расположение машин, следы их движения и торможения, а также волочения, траекторию и характер этих, следов, предметы, находящиеся на участке местности, где произошло ДТП (отделившиеся, детали машин, осколки стекол, пятна, различной, жидкости, осыпавшееся частицы грунта, следы ног человека, повреждения: и различные следы на транспортных средствах), так как по этим данным можно восстановить многие обстоятельства дорожного события.
Фиксация обстановки на месте происшествия должна, производиться как можно быстрее. Всякая остановка движения нарушает его порядок, способствует образованию заторов и задержек. Иногда автомобиль, участвующий в дорожном событии, и оставшийся на месте происшествия, затрудняет движение, создает дополнительную аварийную обстановку.
Для оказания помощи лицам, находящимся в машине, ее нередко приходится переворачивать, выламывать двери, разбивать стекла и т. п. Все это приводит к тому, что к моменту прибытия следственно-оперативной группы обстановка места дорожного события претерпевает серьезные изменения, а это серьезно осложняет реконструкцию дорожного события.
Кроме того, срочность проведения осмотра, места, происшествия обусловлена, тем, что заинтересованные лица умышленно могут изменить обстановку на месте ДТП, а очевидцы происшествия, не дождавшись работников полиции, покинуть его. Да и виновный' водитель может покинуть место ДТП.
Практикой выработана определенная последовательность осмотра места ДТП. Осмотр начинают с выявления и фиксации быстро исчезающих следов на автомобилях, на покрытии дороги после дождя или на подтаивающем снегу. Необходимо описать размеры следов и характер их образования, замерить расстояние от следов до бордюра тротуара или обочины дороги и сфотографировать их. Затем производят ориентирующую и обзорную фотосъемку, при необходимости – узловую и детальную.
В ходе осмотра, знакомясь с местностью, следователь получает представление о характере дороги, профиле, типе и состоянии покрытия проезжей части.
Устанавливается также наличие обочин, кюветов, тротуаров, кустарников, деревьев, дорожных знаков, светофоров, остановок общественного транспорта, разметки проезжей части и т. д. Необходимо зафиксировать расположение причастных к происшествию транспортных средств, иных объектов, потерпевших относительно друг друга и каких-то постоянных ориентиров (перекресток, угол дома, дорожный знак и т. д.).
Первостепенное значение для раскрытия ДТП имеет установление места столкновения транспортных средств или наезда на пешехода. Это удается сделать путем опроса водителей, потерпевших (если они в состоянии дать показания), очевидцев происшествия, а также при анализе различных выявленных следов совершенного ДТП.
Осмотр места происшествия не следует ограничивать только площадью, на которой произошло ДТП и расположены основные объекты дорожной обстановки. Необходимо расширить границы осмотра и охватить те участки дороги, где находился транспорт во время, предшествующее появлению в обстановке дорожного движения факторов, повлиявших на конечный результат.
Так как границы осмотра сразу установить трудно, вначале рекомендуется осмотреть те места, где находятся основные объекты происшествия: автомобиль, потерпевшие, наиболее выраженные их следы. Затем, двигаясь в направлении, обратном движению автомобиля (или в направлении, соответствующем движению скрывшейся с места происшествия: автомашины), следует осмотреть обочины, тротуары и прилегающие участка.
Если виновник происшествия скрылся на своей автомашине, расследование надо начинать с допросов потерпевших и. свидетелей-очевидцев, а когда из их показаний установлено место, где произошло
данное событие, проводится осмотр места происшествия. При этом наряду со следственным действием проводят оперативно-розыскные мероприятия, направленные на розыск водителя. Предварительное исследование следов на месте происшествия носит розыскной характер. Во время осмотра места происшествия принимают меры к обнаружению следов, по которым можно определить марку и вид транспортного средства (следы протекторов шин, частицы краски и осколки стекол, отделившиеся яри ударе о препятствие, и т.д.). Необходимо также осмотреть участок дороги по ходу движения скрывшегося автомобиля, так как следы масел, различных жидкостей указывают на то, что машина имеет повреждения и может проследовать ограниченное расстояние.
В тех случаях, когда с места происшествия скрылось лицо, управлявшее транспортным средством, нужно установить и зафиксировать следы, которые позже могут быть использованы для установления и идентификации личности. Так, следы пальцев остаются на рулевом колесе, органах управления, дверных ручках; на полу кабины могут быть обнаружены грунт (от обуви), окурки, коробки спичек, пачки из-под папирос и т. д. Кроме того, на сиденье, особенно на ковре, могут быть обнаружены микроследы.
Если ДТП произошло со смертельным исходом, то на месте происшествия осматривается труп (по общим тактическим правилам осмотра трупов на месте происшествия). Однако при расследовании ДТП имеются свои особенности. На трупе могут быть выявлены повреждения, характерные для такого рода происшествий: обширные ссадины, скальпированные раны, большое количество кровоподтеков, многочисленные переломы костей. На одежде и теле могут быть обнаружены следы транспортного средства: отпечатки шип, частицы краски, пятна масел, осколки разбитых фар и пр.
Несоответствие характера наблюдаемых ран на теле человека количеству крови на месте его обнаружения, различия в образцах, грунта, изъятых с обуви пострадавшего, и грунта окружающей местности могут служить основанием для выдвижения и иных версий, в том числе об инсценировке происшествия.
В процессе осмотра места происшествия, необходимо осматривать и транспортные средства (если они остались на месте ДТП).
Осмотр автомашины начинают с передней части, где могут быть обнаружены следы наезда (например, вмятины, царапины, следы крови, волосы, следы руле потерпевшего, микроследы с его одежды, разбитые и поврежденные стекла фар и других сигнальных приборов). Затем осматривают правую и левую стороны, при этом особое внимание обращают на выступающие части автомашины. Если произошел переезд потерпевшего, то следы наезда надо искать снизу автомашины (на протекторах колес, карданном вале, тягах управления и: других выступах нижней части автомашины).
Кроме этого, проверяют техническое состояние автомобиля: положение рычагов управления, состояние счетчика пройденного пути, количество топлива в баке, наличие и способ закрепления груза и т. д.
Допрос свидетелей.В некоторых случаях свидетельские показания являются единственным источником сведений, об обстоятельствах ДТП Определяющее значение имеет своевременность проведения этого следственного действия. Практика показывает, что зрительная информация механизма ДТП, воспринятая допрашиваемыми, нередко искажается как по объективным, так и по субъективным причинам. В числе объективных причин основное значение имеет быстротечность события ДТП Субъективные же причины связаны с разными обстоятельствами личного характера: воздействие родственников виновного, общих с ним знакомых на допрашиваемого и др.
В процессе допроса должна быть получена исчерпывающая информация об обстоятельствах, динамике и механизме ДТП, Одной из наиболее распространенных ошибок является пассивная форма допроса, когда следователь просит очевидцев происшествия рассказать все, что им известно, контролируя его уже имеющимися сведениями и не разделяя увиденное лично и услышанное, а нередко додуманное свидетелем. В результате на заключительном этапе допроса выясняется, что свидетель находился в момент происшествия в месте, откуда он не имел возможности наблюдать движение участников ДТП и сам момент столкновения или наезда, а излагал то, что услышал от других, лиц, или же сложившуюся, у него версию.
Выяснению подлежит обстановка, предшествовавшая ДТП, в момент ДТП и после него, в том числе следующие обстоятельства, которые характеризуют механизм преступления:
- движение транспортного средства при его приближении к месту ДТП. Характер движения пострадавшего: направление, темп, делал ли он остановки; место наезда, столкновения; частями столкнулись транспортные средства; какой частью был сбит пешеход, в каком положении находилось его тело в момент первоначального контакта с автомобилем;
-поведение водителя до происшествия: ли торможение, каким оно было по характеру, подавал ли звуковые, световые сигналы; принимал ли меры к избежанию ДТП и какие, по какой стороне дороги вел автомобиль, с какой скоростью и т.д.;
- поведение водителя после происшествия: останавливался, выходил из автомобиля, оказывал ли помощь потерпевшему, осматривал ли автомобиль, что говорил о происшедшем, под каким предлогом уехал с места происшествия;
-состояние водителя: трезв ли, имел ли телесные повреждения, его приметы. Уточняются также обстоятельства, относящиеся к условиям восприятия события преступления свидетелем:
- освещение транспортного средства и проезжей: части;
- видимость и обзор в направлении движения;
- атмосферные условия.
При допросе свидетелей, не являвшихся очевидцами происшествия, выясняются обстоятельства, которые, по предположению допрашивающего, могут быть им известны и иметь значение для раскрытия преступления. Такими свидетелями могут быть работники лечебных учреждений, автохозяйств, дорожных служб. Содержание их допросов зависит от обстоятельств, подлежащих выяснению по конкретному делу.
При допросе свидетелей необходимо учитывать, что автотранспортные происшествия происходят неожиданно и скоротечно. Кроме того, внимание очевидцев, как правило, акцентировано не на обстоятельствах, приведших к последствиям, а на последствиях: потерпевшем, поврежденном транспортном средстве. К тому же свидетели могут не обладать достаточными специальными познаниями, необходимыми для того, чтобы исчерпывающе ответить на задаваемые вопросы. Целесообразно, чтобы при допросе свидетель сам составил схему места происшествия и воспроизвел на ней дорожную обстановку. Схема должна быть удостоверена подписью допрашиваемого и приобщена к делу в качестве приложения к протоколу допроса, о чем делается отметка.
Учитывая заинтересованность водителя в исходе расследования, к его допросу необходимо готовиться особенно тщательно: знать содержание документов, относящихся к техническому состоянию автомобиля, обстоятельства выезда автомобиля в рейс, а также график работы водителя, иметь сведения о квалификации, стаже работы и т.д. При допросе водителя выясняются его личность, состояние транспортного средства, обстоятельства происшествия, его действия после происшествия подлежат установлению время выезда из гаража, время происшествия, состояние здоровья водителя, в частности, не страдает ли он дальтонизмом, близорукость», не заснул ли за, рулем, употреблял ли алкоголь 'или наркотики и в каком количестве. Необходимо также выяснить техническое состояние автомобиля: если был неисправен, то уточнить время возникновения неисправности и: мнение водителя о причинной связи неисправности с происшествием. В процессе допроса следует определить, что делал водитель для избежания наступления опасных, последствий; оказывал ли помощь потерпевшим, если нет, то почему; по какой причине он скрылся с места происшествия; принимал ли меры к сокрытию следов технических повреждений, и какие.
Следственныйэксперимент. При расследовании ДТП - важное значение имеет установление фактических обстоятельств события: скорости и траектории движения транспортных средств и других объектов, расстояний между транспортным средством и препятствием в момент возникновения опасности для движения, расположения транспортных средств на проезжей части в момент столкновения или видимости с места водителя: и т.д.
Сведения о механизме ДТП метут быть получены при допросах участников и очевидцев происшествия. Однако в большинстве случаев вследствие особенностей зрительных анализаторов человека и скоротечности события люди, его наблюдавшие, не могут дать количественную характеристику механизму ДТП (точно указать скорость и расстояния), а если и называют какие-либо величины на основе собственной визуальной их оценки, то допускают значительные ошибки.
Нельзя не учитывать и возможность умышленного искажения: картины события участниками происшествия, заинтересованными в исходе дела. Некоторые водители, чтобы избежать уголовной ответственности, например, значительно занижают расстояние, на котором находилось транспортное средство от пешехода в момент появления его на проезжей части.
В ходе подготовки к следственному эксперименту должны быть решены следующие вопросы:
1. Возможна ли безопасная реконструкция условий, близких тем, в которых произошло ДТП?
2. Какие мероприятия требуется осуществить для подготовки эксперимента?
3. Возможно ли в результате эксперимента получить необходимые следствию данные?
Любой следственный эксперимент должен проводиться в условиях, максимально приближенных к условиям ДТП, по возможности непосредственно на месте происшествия. Если обстановка изменилась, можно провести эксперимент на другом участке дорога, который по своим характеристикам не отличается существенно от участка, где (произошло ДТП).
Количество и состав участников эксперимента определяются следователем исходя из условий его проведения. Это лица, предусмотренные УПК, а также лица, обеспечивающие безопасность проведения эксперимента.
Транспортное средство, участвовавшее в. ДТП, нередко получает значительные повреждения. В этих случаях его необходимо заменить однотипным.
При реконструкции дорожной обстановки в случаях наезда на лежащего на дороге человека, на манекене должна быть одежда, аналогичная по виду и цвету той, в которую был одет пострадавший.
Наиболее типичными ситуациями, уяснение которых возможно посредством проведения эксперимента, являются:
- обзорность и видимость с места водителя окружающей обстановки и, в частности, наличие у водителя возможности видеть появление пешехода, препятствия, или иной опасности в реальных, условиях движения, определение расстояния, на котором
- определение скорости транспортного средства или пешехода и времени, отведенного им фактическими условиями дня предупреждения столкновения или наезда;
- выявление возможности «ослепления» водителя светом фар встречного транспортного средства или иным Источником света;
- определение возможности самопроизвольного движения транспортного средства под уклон, оставленного водителем на стояночном тормозе, на включенной передаче или без принятых мер предосторожности;
- установление видимости или распознания, дорожных знаков либо других средств, предупреждающих о приближении к опасному месту, в условиях, аналогичных тал, которые были в момент происшествия;
- выявление зовы и возможности опасности при движении
транспортного средства задним ходом.
Возможны и другие ситуации, когда проведение следственного эксперимента позволит получить, объективные данные о действиях водителя перед ДТП и о механизме происшествия.
При проведении эксперимента и фиксации его результатов следует применять современные технические средства, например, портативный скоростемер, фото- и видеоаппаратуру, приборы ночного видения и др.
Уголовно-процессуальное законодательство позволяет следователю привлекать к производству отдельных следственных действий лиц, обладающих специальными познаниями и не заинтересованных в исходе дела.
Но делам о ДТП специалисты обычно участвуют в осмотрах, места происшествия, транспортных средств и одежды потерпевших. К участию в производстве других следственных действий (освидетельствования, эксперименты, допросы и др.) они значительно реже.
Что касается особенностей уголовных дел, по который возникает необходимость привлечения специалистов, то в основном это дана о ДТП со скрывшимися транспортными, средствами, оставленными на месте происшествия следами этих транспортных средств, следами на одежде потерпевших и т.д.
Наличие в системе органов внутренних дел подразделений ГИБДД позволяет следователю не прибегать к приглашению специалиста-автотехника «со стороны». Решение всех вопросов, где могут потребоваться соответствующие познания, полностью могут обеспечить сотрудники ГИБДД. Редко привлекаются к расследованию ДТП специалисты-криминалисты, хотя их познания в обеспечении розыска и последующей идентификации транспортных средств могут оказать иногда решающую помощь. Отслоение от транспортных средств, оставшиеся на месте происшествия, следы от одежды и тела пострадавшего, образовавшиеся на транспортном средстве, повреждения одежды потерпевшего - все это при исследовании
специалистом-криминалистом может способствовать получению неопровержимых, доказательств и привлечению виновных лиц к уголовной ответственности.
Весьма результативной может оказаться и помощь специалистов-медиков в определении признаков алкогольного опьянения, наркотического или токсикоманического опьянения, функционального состояния участников ДТП. Их познания дают также возможность, в частности, по обнаруженным на трупе повреждениям установить, в какую часть тела и деталями транспортного средства был нанесен удар, какой продолжительностью в момент наезда быта скорость автомобиля, и т.п.
Завершая рассмотрение данного вопроса, следует отметить, что вышеназванные следственные действия по делам о ДТП являются основными, вместе с тем в ходе могут производиться и другие следственные действия, в частности, допросы подозреваемых, обвиняемых: очные ставки, предъявление для опознания и другие, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.