Б) Определение скорости транспортного средства, если в процессе торможения оно перемещалось с заносом и разворотом.
При движении заторможенного транспортного средства с заносом и разворотом (рис. 5) вместо длины следа юза колес в формулу (6) следует подставлять величину перемещения центра тяжести S с начала образования следа юза до момента полной остановки транспортного средства.
Рис. 5
Значения замедления при расчетах принимают независимо от того, двигалось транспортное средство с заносом или без заноса, так как некоторое уменьшение коэффициента сцепления при движении с боковым сдвигом колес компенсируется уменьшением действительного значения коэффициента эффективности торможения (при сдвиге колес в поперечном направлении эффективность действия тормозов не оказывает влияния на движение транспортного средства, т.е. коэффициент эффективности торможения снижается до единицы) и увеличением длины следов скольжения колес за счет искривления.
Более точно скорость транспортного средства в этом случае можно было бы определить по затратам энергии на перемещение каждого колеса, с учетом приходящейся на него на грузки, однако такое исследование сложно, а получаемые в обоих случаях результаты практически одинаковы.
Рис. 6
В) Определение скорости транспортного средства, если в процессе торможения оно пересекало участки с разным сопротивлением движению.
При пересечении заторможенным транспортным средством нескольких участков с разным сопротивлением движению (см. рис. 6) скорость его определяют по формуле:
(7) | |||||
где: | t3 | — | время нарастания замедления при торможении, соответствующее действительному значению замедления на первом участке, сек; | ||
j | — | действительное значение замедления на первом участке, м/сек2; | |||
j1—j2—j3 | — | замедления, соответствующие коэффициенту сопротивления движению заторможенного транспортного средства на отдельных участках, определяются по формуле: | |||
S1—S2—S3 | — | перемещения центра тяжести транспортного средства между точками пересечения границ этих участков, м. | |||
Действительное замедление j равно замедлению j1, если в момент начала торможения все колеса транспортного средства находились на первом участке. Если же какое-либо колесо в этот момент было уже на следующем участке (с другим значением коэффициента сопротивления движению), то величина j приближенно может быть определена по формуле:
где: | Gi | — | нагрузка на колеса, находящиеся в момент начала торможения на одном участке, т; | |||
φoi | — | коэффициент сопротивления движению на этом же участке; | ||||
Ga | — | вес транспортного средства, т. | ||||