Перевозка в прямом смешанном сообщении

Железнодорожная перевозка

Договор железнодорожной перевозки оформ­ляется накладной, которая является основным пе­ревозочным документом. Она сопровождает груз на всем пути его следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом (грузо сопроводительный документ).

Юридическое значение накладной: 1) явля­ется обязательной письменной формой договора; 2) доказывает факт заключения договора и вопло­щает его содержание; 3) легитимирует лицо на предъявление претензий и исков к транспортной организации, вытекающих из ненадлежащего испол­нения договора перевозки.

Договор считается заключенным с момента пере­дачи груза к перевозке вместе с накладной.

Иные перевозочные документы: дорожная ведо­мость, вагонный лист, передаточная ведомость при перевозках прямым смешанным сообщением. Эти документы являются документами первичного уче­та и имеют доказательственное значение.

Тарифы на грузовые перевозки устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с Законом о естественных монополиях в порядке, определяемом Пра­вительством РФ.

Перевозки различаются грузовой и более вы­сокой скоростью, а также различают перевозки пас­сажирскими поездами и грузобагажом.

Срок доставки исчисляется с 24 ч дня приема груза к перевозке, если груз был принят к перевоз­ке ранее намеченного дня погрузки, то с 24 ч дня, в который груз должен быть погружен. Груз счита­ется доставленным в срок, если на станции назна­чения он выгружен средствами железной дороги или если вагон (контейнер) подан под выгрузку сред­ствами грузополучателя до истечения установлен­ного срока доставки.

Ответственность сторон за ненадлежащее испол­нение договора перевозки регулируется ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашениями сторон.

Воздушная перевозка

Перевозчик - зксплуатант, который имеет ли­цензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основа­нии договоров воздушной перевозки.

Эксплуатант - физическое или юридическое лицо, имеющее право собственности или иное пра­во на воздушное судно и использующее его для по­летов. Он должен обладать особым сертификатом для совершения полетов.

Воздушный кодекс РФ (ВК РФ) разграничивает внутреннюю воздушную перевозку, когда все пункты посадок расположены на территории России, и международную воздушную перевозку, при которой хотя бы один из пунктов посадки находится на территории другого государства. Также выде­ляют: местные, прямые и транзитные воздуш­ные перевозки.

Договор оформляется грузовой (почтовой) на­кладной. Наряду с обычной воздушной перевозкой используется договор воздушного чартера. Сущ­ность такого договора заключается в предоставле­нии фрахтовщиком фрахтователю одного или не скольких воздушных судов (их частей) для воздуш­ной перевозки груза или пассажиров и багажа на один или несколько рейсов. Природа такого дого­вора аналогична морскому чартеру. Провозная плата рассчитывается по тарифам или по соглашению сто­рон. Она взимается за расстояние по кратчайшему маршруту перевозки в соответствии с действующим расписанием либо за расстояние, определенное договором. Срок доставки груза определяется до­говором перевозки и правилами воздушных пере­возок (расписанием движения самолетов).

Морская перевозка

На морском транспорте различают перевоз­ки в: 1) малом каботаже - перевозка между дву­мя российскими портами, расположенными в одном море; 2) большом каботаже - перевозки между двумя портами РФ, располагающимися е разных морях; 3) заграничном сообщении. Эти перевоз­ки осуществляются в иностранные порты или из них.

Морская перевозка традиционно регулируется диспозитивными нормами. Перевозчиком является пароходство или порт.

Договор морской перевозки грузов может быть зак­лючен: 1) с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или отдельных помещений (трюмов). При этом заключается договор фрахто­вания судна или чартер, в силу которого одна сто­рона (фрахтовальщик, судовладелец) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю, отпра­вителю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа; 2) без такого условия. В этом случае до­говор оформляется коносаментом.

Коносамент обычно составляется в двух экзем­плярах, один из которых остается у перевозчика, а другой выдается отправителю и служит основанием для получения груза, а также платежей по договору с его получателем. Коносамент со­ставляется перевозчиком на основании погрузочных документов, подписывается капитаном судна и вы­дается отправителю. Он является строго формальной ценной бумагой, распоряжение которой означает пе­редачу товара (товарораспорядительный документ).

Чартер - консенсуальная разновидность догово­ра перевозки. Чартер применяется при перевозках значительных партий или массовых грузов, а коносамент - при небольших по объему перевозках. От чартера отличается договор фрах­тования судна на время - тайм-чартер. Он приме­няется как при перевозке грузов и пассажиров, так и для иных целей. По своей природе тайм-чартер является договором аренды транспортных средств.

Провозная плата (фрахт) определяется по согла­шению сторон договора или по тарифу.

Сроки доставки грузов устанавливаются в нор­мативном порядке и по соглашению сторон. Если они не определены, перевозчик считается выпол­нившим свою обязанность в отношении срока при условии, что после погрузки судно сразу же вышло в рейс и двигалось с обычной для него скоростью, обычным путем, которым пользуются торговые суда при аналогичных перевозках.

Перевозка в прямом смешанном сообщении

Прямой смешанной признается перевозка, в которой участвуют не менее двух видов транспор­та, осуществляющих перевозку по единому докумен­ту, составленному на весь путь следования.

Прямое смешанное сообщение характеризуется двумя признаками: 1) участием в перевозке пере­возчиков разных видов транспорта; 2) составлени­ем на перевозку одного транспортного документа.

В прямое смешанное сообщение включают­ся: 1) железнодорожные станции, открытые для операций по перевозкам грузов; 2) морские и реч­ные порты; 3) автостанции, аэропорты, предусмот­ренные перечнями установленными соответствую­щими федеральными органами исполнительной власти в области транспорта.

Стоимость работ указывается после их выпол­нения в транспортной накладной для взимания стои­мости работ с грузополучателей.

Общий срок доставки грузов в прямом сме­шанном сообщении определяется исходя из сово­купности сроков доставки грузов железнодорожным транспортом и транспортом других видов и рас­считывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, которые действуют на транспорте соответствующих видов.

За несохранность грузов до передачи их в пункт перевалки имущественную ответственность несет сдающая сторона, а после передачи такую от­ветственность несет сторона, принявшая груз.

Наши рекомендации