Перевозка в прямом смешанном сообщении
Железнодорожная перевозка
Договор железнодорожной перевозки оформляется накладной, которая является основным перевозочным документом. Она сопровождает груз на всем пути его следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом (грузо сопроводительный документ).
Юридическое значение накладной: 1) является обязательной письменной формой договора; 2) доказывает факт заключения договора и воплощает его содержание; 3) легитимирует лицо на предъявление претензий и исков к транспортной организации, вытекающих из ненадлежащего исполнения договора перевозки.
Договор считается заключенным с момента передачи груза к перевозке вместе с накладной.
Иные перевозочные документы: дорожная ведомость, вагонный лист, передаточная ведомость при перевозках прямым смешанным сообщением. Эти документы являются документами первичного учета и имеют доказательственное значение.
Тарифы на грузовые перевозки устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с Законом о естественных монополиях в порядке, определяемом Правительством РФ.
Перевозки различаются грузовой и более высокой скоростью, а также различают перевозки пассажирскими поездами и грузобагажом.
Срок доставки исчисляется с 24 ч дня приема груза к перевозке, если груз был принят к перевозке ранее намеченного дня погрузки, то с 24 ч дня, в который груз должен быть погружен. Груз считается доставленным в срок, если на станции назначения он выгружен средствами железной дороги или если вагон (контейнер) подан под выгрузку средствами грузополучателя до истечения установленного срока доставки.
Ответственность сторон за ненадлежащее исполнение договора перевозки регулируется ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашениями сторон.
Воздушная перевозка
Перевозчик - зксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки.
Эксплуатант - физическое или юридическое лицо, имеющее право собственности или иное право на воздушное судно и использующее его для полетов. Он должен обладать особым сертификатом для совершения полетов.
Воздушный кодекс РФ (ВК РФ) разграничивает внутреннюю воздушную перевозку, когда все пункты посадок расположены на территории России, и международную воздушную перевозку, при которой хотя бы один из пунктов посадки находится на территории другого государства. Также выделяют: местные, прямые и транзитные воздушные перевозки.
Договор оформляется грузовой (почтовой) накладной. Наряду с обычной воздушной перевозкой используется договор воздушного чартера. Сущность такого договора заключается в предоставлении фрахтовщиком фрахтователю одного или не скольких воздушных судов (их частей) для воздушной перевозки груза или пассажиров и багажа на один или несколько рейсов. Природа такого договора аналогична морскому чартеру. Провозная плата рассчитывается по тарифам или по соглашению сторон. Она взимается за расстояние по кратчайшему маршруту перевозки в соответствии с действующим расписанием либо за расстояние, определенное договором. Срок доставки груза определяется договором перевозки и правилами воздушных перевозок (расписанием движения самолетов).
Морская перевозка
На морском транспорте различают перевозки в: 1) малом каботаже - перевозка между двумя российскими портами, расположенными в одном море; 2) большом каботаже - перевозки между двумя портами РФ, располагающимися е разных морях; 3) заграничном сообщении. Эти перевозки осуществляются в иностранные порты или из них.
Морская перевозка традиционно регулируется диспозитивными нормами. Перевозчиком является пароходство или порт.
Договор морской перевозки грузов может быть заключен: 1) с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или отдельных помещений (трюмов). При этом заключается договор фрахтования судна или чартер, в силу которого одна сторона (фрахтовальщик, судовладелец) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю, отправителю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа; 2) без такого условия. В этом случае договор оформляется коносаментом.
Коносамент обычно составляется в двух экземплярах, один из которых остается у перевозчика, а другой выдается отправителю и служит основанием для получения груза, а также платежей по договору с его получателем. Коносамент составляется перевозчиком на основании погрузочных документов, подписывается капитаном судна и выдается отправителю. Он является строго формальной ценной бумагой, распоряжение которой означает передачу товара (товарораспорядительный документ).
Чартер - консенсуальная разновидность договора перевозки. Чартер применяется при перевозках значительных партий или массовых грузов, а коносамент - при небольших по объему перевозках. От чартера отличается договор фрахтования судна на время - тайм-чартер. Он применяется как при перевозке грузов и пассажиров, так и для иных целей. По своей природе тайм-чартер является договором аренды транспортных средств.
Провозная плата (фрахт) определяется по соглашению сторон договора или по тарифу.
Сроки доставки грузов устанавливаются в нормативном порядке и по соглашению сторон. Если они не определены, перевозчик считается выполнившим свою обязанность в отношении срока при условии, что после погрузки судно сразу же вышло в рейс и двигалось с обычной для него скоростью, обычным путем, которым пользуются торговые суда при аналогичных перевозках.
Перевозка в прямом смешанном сообщении
Прямой смешанной признается перевозка, в которой участвуют не менее двух видов транспорта, осуществляющих перевозку по единому документу, составленному на весь путь следования.
Прямое смешанное сообщение характеризуется двумя признаками: 1) участием в перевозке перевозчиков разных видов транспорта; 2) составлением на перевозку одного транспортного документа.
В прямое смешанное сообщение включаются: 1) железнодорожные станции, открытые для операций по перевозкам грузов; 2) морские и речные порты; 3) автостанции, аэропорты, предусмотренные перечнями установленными соответствующими федеральными органами исполнительной власти в области транспорта.
Стоимость работ указывается после их выполнения в транспортной накладной для взимания стоимости работ с грузополучателей.
Общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки грузов железнодорожным транспортом и транспортом других видов и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, которые действуют на транспорте соответствующих видов.
За несохранность грузов до передачи их в пункт перевалки имущественную ответственность несет сдающая сторона, а после передачи такую ответственность несет сторона, принявшая груз.