Обеспечение эвакоперевозок железнодорожным транспортом и метрополитеном
1. На этапе заблаговременной подготовки проводится оценка возможностей железнодорожного транспорта и метрополитена по выполнению перевозок населения в чрезвычайных ситуациях, определение «узких мест» в работе данных видов транспорта, выполнение и обоснование мероприятий по их устранению.
2. Все расчеты обеспечения эвакоперевозок по критериям пропускной способности железнодорожных участков, наличия пассажирских платформ, погрузочно-выгрузочных мест и др. производятся с применением действующих нормативов и технологических норм (технологических процессов), исходя из фактического наличия сил и средств железнодорожного транспорта в данном регионе.
3. Приспособление железных дорог к выполнению эвакоперевозок населения из районов химического заражения и радиоактивного загрязнения производится путем реализации оперативно-технических мер, направленных на кратковременное форсирование перевозочных возможностей железнодорожных участков в условиях чрезвычайных ситуаций в соответствии с действующими на железных дорогах рекомендациями.
4. Предварительная заявка на эвакуационные перевозки предъявляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления отделениям железных дорог, обеспечивающим транспортное обслуживание районов тяготения. При необходимости задействования двух и более отделений дороги заявка предъявляется управлению железной дороги с разбивкой по отделениям дороги. В таких случаях заявка предъявляется в двух экземплярах, один из которых предназначается для управления железной дороги, другой — отделению дороги.
В заявке указываются:
объемы наибольших, вероятных перевозок по эвакуационным направлениям, станциям отправления и станциям назначения, в тыс. чел.;
предложения по использованию для эвакоперевозок крытых грузовых вагонов и по уплотненной посадке людей в пассажирские вагоны;
исходное время подвода первых групп эвакуируемых к станциям посадки (Ч+Х) с момента получения отделением железной дороги исполнительной заявки на фактически необходимые объемы эвакоперевозок.
В качестве обязательного приложения к предварительной заявке отделениям железной дороги (управлению дороги) сообщается следующая информация:
о порядке подвода эвакуируемых к станциям посадки в поезда (группами по назначениям следования, на полную вместимость состава поезда);
о силах и средствах, дислокации и порядке действий службы охраны общественного порядка и медицинской службы на станциях посадки, в пути следования и станциях высадки эвакуируемых;
контактные телефоны эвакуационной комиссии, ее представителей на местах и другие данные, необходимые для четкой организации эвакуационных мероприятий.
5. Станции посадки в поезда для вывоза населения к местам размещения выбираются, исходя из комбинированного способа проведения эвакуации, когда в целях быстрейшего вывода людей из наиболее опасных зон максимально используются возможности городского и личного транспорта, а также выход пешим порядком к местам размещения или в районы ожидания посадки в поезда.
6. Заявка рассматривается отделением железной дороги (управлением дороги) в двух вариантах — на зимний и летний график движения поездов, — уточняется и корректируется с учетом реальных возможностей железной дороги и утверждается начальником отделения железной дороги (начальником дороги) в виде расчетного плана эвакуационных перевозок.
Утвержденная предварительная заявка на эвакоперевозки является основанием для определения затрат отделения железной дороги на их выполнение и получения от местных органов власти гарантий их оплаты за фактически выполненную работу по перевозке эвакуируемых в исполнительный период.
Одновременно с разработкой предварительной заявки на эвакоперевозки населения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления подготавливается решение о запрещении въезда пассажиров назначением в эвакуируемую зону и о высадке их на подходах, о чем ставится в известность отделение дороги, привлекаемое к совместной разработке мер по задержке пассажиров на подходах к опасной зоне.
Использование метрополитена в качестве транспортного средства для эвакуации населения или в качестве укрытия (убежища) планируется и осуществляется в соответствии с «Инструкцией о неотложных действиях диспетчерского аппарата и руководящего состава метрополитена при возникновении аварий, катастроф или стихийных бедствий».
7. Эвакуационные перевозки населения из районов химического заражения и радиоактивного загрязнения рассматриваются в двух вариантах:
плановая эвакуация, когда развитие аварийной ситуации в пространстве и времени позволяет органам управления быстро овладеть обстановкой, с достаточной достоверностью прогнозировать распространение вредных воздействий на людей, нарастание степени риска и организованно осуществить мероприятия по защите населения, включая вывод (вывоз) его из опасных зон;
несанкционированный (стихийный) выезд населения.
Заявка на выполнение перевозки эвакуируемых железнодорожным транспортом, откорректированная с учетом фактически складывающейся обстановки, вручается начальнику отделения дороги непосредственно или через дежурный персонал (дежурного по отделению дороги). Время вручения заявки является началом отсчета времени выполнения эвакуационных перевозок населения.
8. Несанкционированный (стихийный) выезд населения в связи с аварийной ситуацией, характеризующийся лавинообразным нарастанием, пассажиропотока, обеспечиваются железной дорогой графиковыми пригородными и местными поездами с использованием всех возможностей по назначению дополнительных поездов по свободным расписаниям движения пассажирских и грузовых поездов.
9. Работа всех видов городского транспорта, включая метрополитен, в период эвакуации регулируется транспортным органом эвакуационной комиссии и организуется в интересах быстрейшего проведения эвакуации населения из опасных районов.
Подвоз (подвод) эвакуируемых к станциям посадки в поезда осуществляется с интенсивностью, исключающей скопление людей на перронах (платформах) и привокзальных площадях в количествах, дезорганизующих работу железнодорожного транспорта. Во избежание нарушений ритма посадки эвакуируемых в поезда на подходах к станциям посадки организовываются накопительные площадки, откуда и осуществляется планомерный подвод людей на посадку. Соответственно строится оборот наземного городского транспорта (конечные пункты маршрутов устанавливаются в районе накопительных площадок), регулируется выход с привокзальных станций метрополитена и организуется работа службы охраны общественного порядка.
10. На время ликвидации последствий аварии в зависимости от складывающейся обстановки железнодорожной администрацией соответствующих уровней управления принимаются меры по отклонению поездопотоков в обход зараженных (загрязненных) участков железных дорог, ограничению погрузки грузов в адреса предприятий, оказавшихся в зонах заражения, и другие меры регулировочного характера, направленные на снижение отрицательных влияний аварийной ситуации на работу железнодорожного транспорта в целом.