Инструкция госарбитража ссср от 15.10.90 о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству икачеству, составления и направления рекламационных актов
По состоянию на 23 января 2008 года
архив обновление
Законодательство по органу принятияпо региону
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ СССР ИНСТРУКЦИЯ от 15 октября 1990 года О ПОРЯДКЕ И СРОКАХ ПРИЕМКИ ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ, СОСТАВЛЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕКЛАМАЦИОННЫХ АКТОВ Согласована: с Госснабом СССР, Министерством внешних экономи- ческих связей СССР, Министерством торговли СССР. 1. Общие положения 1. Настоящая Инструкция определяет в соответствии с Основными условиями регулирования договорных отношений при осуществлении эк- спортно-импортных операций, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 г. N 888, порядок и сроки приемки на территории СССР импортных товаров <1> по количеству, качеству и комплектности, составления и направления рекламационных актов и обязательна для заказчиков, получателей и внешнеэкономических ор- ганизаций, если иное не предусмотрено в договоре <2> и /или конт- ракте <3>. Стороны вправе предусмотреть в договоре иной порядок и сроки приемки товаров, которые необходимо учитывать при заключении конт- рактов с иностранными поставщиками. Если заказчик является одновременно получателем, то он непос- редственно выполняет предусмотренные в настоящей Инструкции обя- занности получателя. ------------------------------ <1> Под словом "товар" понимается также продукция, работы, услуги и результаты научно-технической деятельности. <2> Под словом "договор" понимается соглашение между заказ- чиком импортного товара и внешнеэкономической организацией. <3> Под словом "контракт" понимается соглашение между внешне- экономической организацией и иностранным поставщиком товара. 2. Заказчик в 10-дневный срок с момента получения от внешне- экономической организации копии контракта или информации о его ос- новных условиях обязаны сообщить получателям о соответствующих ус- ловиях контракта, в том числе о сроках предъявления внешнеэкономи- ческой организацией претензий иностранным поставщикам. Получатели, переотправляющие товары в таре или упаковке инос- транного поставщика, обязаны сообщить указанные условия своим по- лучателям в 7-дневный срок после получения этих данных от заказчи- ка. 3. Проверка в СССР качества товара, закупленных за границей по стандартам, принятым в международной торговле, по иностранным стандартам или техническим условиям (кондициям) иностранных поста- вщиков, должна производиться в соответствии с требованиями и мето- дами, предусмотренными этими стандартами или техническими условия- ми (кондициями), если в договоре и/или контракте не предусмотре- но иное. Внешнеэкономическая организация обеспечивает передачу заказ- чику соответствующих стандартов, технических условий (кондиций) иностранного поставщика в согласованные с заказчиком сроки и коли- честве экземпляров, а заказчик - своим получателям. II. Порядок и сроки приемки товаров 4. Приемка получателем товаров от органов транспорта и почто- вых отправлений от органов связи осуществляется в соответствии с правилами, действующими на транспорте и в органах связи. 5. При приемке товаров по количеству проверяется соответствие фактического наличия товаров данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и/или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности - требованиям к качеству товаров, предус- мотренным в договоре и/или контракте. При отсутствии сопроводительных и расчетных документов прием- ка товаров производится по данным маркировки и внутритарных упако- вочных листов, а при отсутствии последних - по фактическому нали- чию. 6. Приемка товаров по количеству, качеству и комплектности осуществляется получателем с участием эксперта организаций Торго- во-промышленной палаты СССР (В/О "Союзэкспертиза", производствен- ных фирм региональных отделений и других организаций Торгово-про- мышленной палаты СССР, на которые возложено проведение эксперти- зы), торгово-промышленной палаты союзной республики или органа, осуществляющего государственную экспертизу, или аварийным комисса- ром. При невозможности осуществления приемки товаров с участием эксперта или аварийным комиссаром приемка производится получателем с участием компетентного представителя незаинтересованной органи- зации (отдела исполкома местного Совета народных депутатов, науч- но-исследовательского института и других организаций), не входящей в одну систему с получателем, полномочия которого должны подтвер- ждаться документом, выданным организацией, направившей представи- теля. Доказательства отказа Торгово-промышленной палаты СССР, тор- гово-промышленной палаты союзной республики или органа, осущест- вляющего государственную экспертизу, от выполнения заявки на про- ведение экспертизы товаров или обоснование невозможности вызова эксперта представляются вместе с актом приемки. 7. По результатам приемки составляется рекламационный акт в форме акта экспертизы Торгово-промышленной палаты СССР, торгово- промышленной палаты союзной республики или акта государственной экспертизы, или аварийного сертификата страховой организации, или акта приемки, составленного получателем с участием компетентного представителя незаинтересованной организации. 8. Приемка товаров должна производиться, как правило, без приостановления. В случаях, когда приемка товаров произведена с приостановле- нием, получатель обязан принять меры к обеспечению сохранности то- варов во время перерыва в приемке. Приостановленные приемки по количеству при выгрузке товаров из вагона, контейнера не допускается, за исключением случаев, пре- дусмотренных законодательством. 9. Приемка товаров, поступивших в ненарушенной таре или упа- ковке иностранного поставщика, производится, как правило, на скла- де конечного получателя. Если товар поступил к конечному получателю от предприятия (организации), вскрывшего тару или упаковку иностранного поставщи- ка, то приемка производится в соответствии с инструкциями о поряд- ке приемки продукции производственно-технического назначения и то- варов народного потребления по количеству и качеству, утвержденны- ми Государственным арбитражем СССР. В случае установления произ- водственного или конструктивного недостатка товара получателем со- ставляется рекламационный акт в соответствии с порядком, установ- ленным для приемки товара в таре и упаковке иностранного поставщи- ка. 10. Получатели, переотправляющие товары в таре или упаковке иностранного поставщика, обязаны производить их приемку по коли- честву, качеству и комплектности при несоответствии веса брутто весу, указанному в сопроводительных документах; при получении то- варов в поврежденной, открытой, немаркированной таре, в таре, не обеспечивающей сохранность товара, а также с поврежденной пломбой, повреждением других вспомогательных упаковочных средств и материа- лов (ленты, пленки и т.п.) или наличии признаков повреждения (по- теки, слышимый бой); при отсутствии указанных нарушений, если в результате переотправки товаров не может быть обеспечено получение внешнеэкономической организацией рекламационного акта в сроки, не- обходимые для своевременного предъявления претензии иностранному поставщику. 11. При обнаружении товаров, не соответствующих требованиям к качеству, установленным договором и/или контрактом, получатель (заказчик) обязан обеспечить сохранность этих товаров до получения указания внешнеэкономической организации о том, как поступить с ними. Товары, не соответствующие требованиям к качеству, установ- ленным договором и/или контрактом, должны храниться в таре или упаковке иностранного поставщика, а в тех случаях, когда это ока- зывается невозможным, тара или упаковка должны храниться отдельно. 12. Приемка товаров осуществляется в пределах сроков, устано- вленных для составления рекламационных актов. III. Порядок и сроки составления рекламационных актов 13. В рекламационном акте указываются: а) лица, участвующие в приемке и составлении акта, с указани- ем занимаемой должности; б) дата, время начала и окончания приемки, место составления акта, если приемка произведена с приостановлением, - время начала и окончания перерыва, причины, послужившие основанием для приоста- новления приемки, меры, принятые к обеспечению сохранности товаров во время перерыва в приемке; в) номера контракта, транса, места, партии; наименование, ад- рес и страна иностранного поставщика; наименование товара; дата получения товара получателем; номера коносамента, железнодорожной накладной, а также других документов, выданных соответствующими транспортными организациями в подтверждение принятия груза к пере- возке; г) наименование получателя; д) количество товара по каждой позиции ассортимента, указан- ного в упаковочном листе, спецификации и других сопроводительных документах, а также в коносаменте, железнодорожной накладной (при ее отсутствии в дубликате) и в других документах, выданных соотве- тствующими транспортными организациями в подтверждение принятия груза к перевозке, фактическое количество, установленное состави- телями акта; недостача товара по количеству против указанного в упомянутых документах; е) некомплектность, недостижение обусловленных контрактом гарантийных показателей работы комплектного оборудования (по про- изводительности, качеству готового продукта, расходу сырья, мате- риалов и т.п.), несоответствие качества и ассортимента товаров до- кументам, представленным иностранным поставщиком, и/или условиям контракта; ж) состояние тары и упаковки; если состояние тары и упаковки могло повлиять на сохранность товара, дается подробное описание тары, наружней и внутренней упаковки; з) маркировка на таре и, если это возможно, на товаре; и) заключительная часть акта с соблюдением положений пункта 14 настоящей Инструкции. Рекламационный акт составляется без помарок и подчисток. Вне- сенные в акт исправления должны быть специально оговорены и под- тверждены подписями лиц, составивших акт. Рекламационный акт печатается на пишущей машинке и скрепляет- ся печатью (или штампом) организации, его составившей, а в том случае, когда рекламационный акт составляется получателем с учас- тием компетентного представителя незаинтересованной организации, акт скрепляется печатью получателя. Рекламационные акты составляются отдельно по каждому иност- ранному поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу. 14. В заключительной части рекламационного акта должны быть указаны: а) при недостаче товара, нарушении ассортимента, некомплект- ности - данные о фактической недостаче, нарушении ассортимента или некомплектности в единицах измерения, указанных в транспортных до- кументах или упаковочном листе, спецификации или другом сопроводи- тельном документе; б) при несоответствии товара установленным требованиям по ка- честву - дефект и его характер, фактическое количество товара, не соответствующего условиям договора и/или контракта, а также сниже- ние уровня качества товара в процентах <1>, за исключением случа- ев, когда по сообщению внешнеэкономической организации указание таких процентов не является необходимым, или если установление уровня снижения качества в зависимости от дефектов не предусмотре- но действующими в СССР нормативными документами; ------------------------ <1> Процент рекомендуется определять в соответствии с методи- кой Торгово-промышленной палаты СССР. в) причины, вызвавшие недостачу товара и/или его дефект (про- изводственные дефекты, повреждение в пути, ненадлежащее хранение и т.д.). Указание цены и стоимости импортного товара, а также каких- либо требований в денежном выражении не допускается. 15. К рекламационному акту должны прилагаться подлинные тран- спортные документы, коммерческие акты, акты о вскрытии контейнеров (а в случае предъявления претензии органам транспорта - копии), расчеты и другие документы, подтверждающие обоснованность претен- зии, в частности, фотографии и эскизы товара, опечатанные образцы вместе с актом об изъятии образцов, анализы нейтральной лаборато- рии, материалы о результатах осмотра и испытания товаров, предус- мотренные договором, а также документ, удостоверяющий право компе- тентного представителя незаинтересованной организации на участие в приемке импортных товаров. 16. Рекламационный акт и другие документы, необходимые для обоснования претензии, получатель составляет в 10-дневный срок со дня прибытия к нему товаров. В отношении товаров, на которые ино- странным поставщиком предоставлены гарантии, при обнаружении дефе- ктов в период действия гарантии указанные документы составляются в течение 5 дней со дня обнаружения дефектов, а на суда, судовое оборудование и запасные части к ним - не позднее чем в 10-дневный срок со дня прибытия судна в советский порт. IV. Порядок и сроки направления рекламационных актов 17. Рекламационные акты и другие документы, подтверждающие обоснованность претензии, должны быть направлены получателем, осу- ществляющим приемку импортных товаров, стороне по договору сразу же после их оформления с таким расчетом, чтобы заказчику импортных товаров указанные материалы были направлены не позднее чем за 40 дней, а заказчиком - внешнеэкономической организации не позднее чем за 20 дней до истечения срока на предъявление претензии, уста- новленного контрактом с иностранным поставщиком. 18. Рекламационные акты и другие документы, подтверждающие обоснованность претензии, направляются заказным письмом получате- лем заказчику в четырех экземплярах, а заказчиком - внешнеэкономи- ческой организации в трех экземплярах. В письме должно быть четко сформулировано требование (догрузить, устранить дефекты и т.д.), указаны номер выписанного за границей транспортного документа, по которому перевозился товар, а также, если возможно, номер и дата платежного требования, предъявленного заказчику внешнеэкономичес- кой организацией. Эти требования являются обязательными и для случаев, когда по согласованию между внешнеэкономической организацией и заказчиком рекламационный акт и другие документы, подтверждающие обоснован- ность претензий, направляются внешнеэкономической организацией получателем от имени заказчика. При этом упомянутые материалы нап- равляются в трех экземплярах внешнеэкономической организации и в копии заказчику не позднее чем за 20 дней до истечении срока на предъявление претензии, установленного контрактом с иностранным поставщиком. Если для обоснования претензии к иностранному постав- щику выявится необходимость внесения уточнений в представленные заказчиком документы и/или представления им дополнительных матери- алов, то заказчик должен обеспечить это в минимально короткий срок. 19. В случае, когда из имеющихся документов неясно, кто дол- жен нести ответственность за недостачу товаров, за несоответствие товаров требованиям к качеству, установленным договором и/или кон- трактом, или некомплектность (иностранный поставщик или перевоз- чик), или возможна смешанная ответственность и заявляется претен- зия перевозчику, заказчик обязан сообщить внешнеэкономической ор- ганизации о заявлении претензии к перевозчику. Если в соответствии с пунктом 18 настоящей Инструкции указанные в нем документы напра- вляются получателем непосредственно внешнеэкономической организа- ции, то получатель сообщает ей о заявлении претензии к перевозчи- ку. В письме указывается страна, фирма-отправитель, номер контрак- та, если он указан в транспортном документе или в маркировке това- ра, номер платежного требования, если оно получено, дата отправле- ния товара инопоставщиком и дата его поступления к получателю. В случае отклонения претензии перевозчиком полностью или час- тично или отклонения судом заявленного иска, и если из ответа пе- ревозчика или вступившего в силу решения суда вытекает, что ответ- ственность по данной претензии должен нести иностранный поставщик, заказчик (а в случаях, предусмотренных пунктом 18 настоящей Инст- рукции, - получатель) в дополнение к сообщению, сделанному внешне- экономической организации в порядке настоящего пункта, должен на- править внешнеэкономической организации подлинные документы, ука- занные в пункте 15 настоящей Инструкции, с приложением к ним также отчета перевозчика или решения суда в 15-дневный срок после их по- лучения от перевозчика или суда. 20. Внешнеэкономическая организация в 20-дневный срок со дня получения от заказчика (получателя) документов обязаны рассмотреть их и сообщить заказчику (получателю) о предъявлении претензии ино- странному поставщику или о причинах, по которым претензия не пре- дъявлена. |