Выбор типа главного двигателя судна
Эффективная мощность главного двигателя судна:
Для каждого значения чистой грузоподъемности и технической скорости рассчитаем проектный дедвейт и водоизмещение по формулам:
;
Результаты расчетов приведем в таблице 4.
Показатель и единица его измерения | Чистая грузоподъемность, т; техническая скорость, узлы | Судно-прототип | ||||||||
Дч=20582 | Дч=21582 | Дч=22582 | Дч=12942 | |||||||
V=14 | V=15 | V=16 | V=14 | V=15 | V=16 | V=14 | V=15 | V=16 | V=19 | |
ƞДв | 0.822 | 0.818 | 0.814 | 0.822 | 0.818 | 0.814 | 0.822 | 0.818 | 0.814 | 0.822 |
Дв,т | 25038.93 | 25161.37 | 25285.01 | 26255.47 | 26383.86 | 26513.51 | 27472.02 | 27606.36 | 27742.01 | |
ƞД | 0.71 | 0.706 | 0.702 | 0.71 | 0.706 | 0.702 | 0.71 | 0.706 | 0.702 | 0.71 |
Д,т | 35266.10 | 35639.33 | 36018.54 | 36979.54 | 37370.91 | 37768.54 | 38692.99 | 39102.49 | 39518.54 | |
Ne, к.с./кВт | 9215.58 | 11362.44 | 13823.63 | 9436.80 | 11635.19 | 14155.46 | 9652.95 | 11901.70 | 14479.70 | 13500.00 |
Расчет показателей работы судов на заданном направлении
Эксплуатационные показатели
Для каждого рассматриваемого варианта типа судов определяют следующие показатели:
Время рейса
, сут
где ходовое время, сут;
, сут
где протяжённость трассы перехода, мили;
участок с ограниченной скоростью, мили;
ограниченая скорость, узл; принимаем ;
техническая скорость, узл;
- дополнительное время на вход и выход из портов;
принимаем для одного порта 2 часа.
Протяженность пролива Босфор = 30 миль.
Протяженность пролива Дарданеллы = 65 миль.
;
Пример расчёта всех эксплуатационных показателей приведён для первого типа судна. Расчёты по остальным вариантам типов судов приведены в таблице 3.
;
стояночное время, сут;
, сут
где коэффициент использования чистой грузоподъёмности;
коэффициент сменности груза;
чистая грузоподъёмность судна, т;
средневзвешенная валовая норма грузовых работ т/сут;
(сут);
(сут);
Количество рейсов, которое может выполнить судно за эксплуатационный период:
где эксплуатационный период, сут;
где календарный период, равен 365 сут;
внеэксплуатационный период, принимаем равным 25 сут;
(сут);
( ед);
Провозная способность судна за эксплуатационный период, т:
(т);
Провозная способность судна за эксплуатационный период, тмили:
(т-мили);
Необходимое количество судов для освоения заданного грузопотока:
, ед
где суммарный грузопоток, т;
(ед);
Коэффициент ходового времени:
Производительность тонны грузоподъемности в сутки эксплуатации, т-м/тнжсут:
где эксплуатационная скорость, миль/сут:
(миль/сут);
( т-м/тнжсут);
Результаты расчетов всех эксплуатационных показателей по вариантам судов внесены в таблицу 5. Графики зависимости основных показателей (tр, r, ПТ, nc, μ) от технической скорости представлены ниже.
Показатель и единица его измерения | Чистая грузоподъемность, т; техническая скорость, узлы | Судно-прототип | ||||||||
Дч=20582 | Дч=21582 | Дч=22582 | Дч=12942 | |||||||
V=14 | V=15 | V=16 | V=14 | V=15 | V=16 | V=14 | V=15 | V=16 | V=19 | |
tx, сут | 16.17 | 15.19 | 14.33 | 16.17 | 15.19 | 14.33 | 16.17 | 15.19 | 14.33 | 6.48 |
tст, сут | 34.04 | 35.69 | 37.34 | 21.40 | ||||||
tр, сут | 50.21 | 49.23 | 48.37 | 51.86 | 50.88 | 50.02 | 53.52 | 52.53 | 51.68 | 27.89 |
r, ед. | 6.77 | 6.91 | 7.03 | 6.56 | 6.68 | 6.80 | 6.35 | 6.47 | 6.58 | 12.19 |
Пт. тонны | ||||||||||
Птм, т-мили | 260837461.7 | 266035196.2 | 270756158.4 | 274525571.7 | 268497215.3 | 273510754.3 | 278053740.3 | |||
nc, ед. | 2.15 | 2.11 | 2.07 | 2.12 | 2.08 | 2.04 | 2.09 | 2.05 | 2.02 | 1.90 |
Ƹх | 0.32 | 0.31 | 0.30 | 0.31 | 0.30 | 0.29 | 0.30 | 0.29 | 0.28 | 0.23 |
Ve, миль/сут | 158.73 | 168.97 | 179.09 | 158.73 | 168.97 | 179.09 | 158.73 | 168.97 | 179.09 | 395.92 |
ϻ, т-мили/тнж-сут | 37.27 | 38.01 | 38.69 | 36.08 | 36.78 | 37.41 | 34.97 | 35.62 | 36.21 | 67.11 |
Таблица 5
Суточные эксплуатационные затраты судов
Для каждого варианта судна эти показатели рассчитываются следующим образом: