Основные виды деятельности; рынки, на которых работает Компания

ОАО «РЖД» функционирует как крупнейший перевозчик грузов в России, а также как универсальный и публичный перевозчик всех категорий пассажиров на российском и зарубежном транспортных направлениях. Сегодня Компания осуществляет следующие виды деятельности:

- грузовые перевозки;

- предоставление услуг инфраструктуры;

- содержание и эксплуатация локомотивов;

- пассажирские перевозки в дальнем следовании;

- пассажирские перевозки в пригородном сообщении;

- ремонт подвижного состава;

- строительство объектов инфраструктуры;

- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

- содержание и развитие социальной сферы;

- прочие виды деятельности;

Следует отметить, что ОАО «РЖД» также выступает в качестве крупного потребителя на рынке материальных ресурсов, на финансовом рынке – в качестве надежного заемщика и эмитента долговых ценных бумаг, на рынке трудовых ресурсов – в качестве крупнейшего в России работодателя.

Железнодорожный транспорт принято относить к отраслям естественной монополии. Однако он испытывает серьезную конкуренцию со стороны автомобильного транспорта, особенно в сегменте перевозок на короткие расстояния. Более 70% железнодорожных путей на всем их протяжении дублируется трассами федерального значения.

В сегменте перевозок контейнеров, строительных материалов, нефтепродуктов и металлов существует реальная конкуренция и при перевозках на дальние расстояния, преимущество в которой получают, как правило, неконтролируемые государством виды транспорта – автомобильный, речной, трубопроводный.

Наиболее конкурентными сегментами рынка транспортных грузоперевозок сегодня являются:

- на конкурентных расстояниях – между железнодорожным и автомобильным транспортом;

- на конкурентных направлениях – между железнодорожным и внутренним водным транспортом;

- между отдельными направлениями железнодорожных перевозок и каботажным плаванием;

- между железными дорогами России и других стран – на маршрутах международных перевозок.

Наряду с этим происходит развитие внутриотраслевой конкуренции на рынке железнодорожных транспортных услуг. В 2006 году доля перевозок, осуществляемых в вагонах общего парка (собственность ОАО «РЖД» и железнодорожных администраций стран СНГ и Балтии) снижена по отношению к данным 2005 года на 1 %.

Быстрыми темпами снижается доля перевозок вагонами общего парка некоторых видов грузов – леса и черных металлов. В целом по итогам 2006 года доля перевозок в приватных вагонах увеличилась на 2,2 %, что свидетельствует о дальнейшем развитии конкуренции на рынке.

Система Фирменного транспортного обслуживания (ФТО) является единственной структурой, обеспечивающей от имени ОАО «РЖД» взаимодействие с клиентами при формировании и исполнении заказов на перевозку грузов, а также осуществляющей договорную работу с независимыми перевозчиками, операторами железнодорожного подвижного состава, экспедиторскими организациями и другими партнерами.

Система ФТО образована Министерством путей сообщения Российской Федерации в 1996 году для формирования маркетинговой политики и реализации услуг железнодорожного транспорта в части грузовых перевозок. В процессе реформирования федерального железнодорожного транспорта Система ФТО органично вошла в состав ОАО «РЖД» в качестве маркетинговой и сбытовой структуры, функционирующей на рынке.

Основными задачами Системы ФТО является организация работы в сфере оказания услуг на рынках присутствия ОАО «РЖД» - по перевозке грузов, использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей ОАО «РЖД», для осуществления перевозок грузов, информационных и иных дополнительных услуг, а также по продаже и аренде железнодорожного подвижного состава.

В ОАО «РЖД» Система ФТО представлена следующими структурами:

1) Центр Фирменного Транспортного Обслуживания ОАО «РЖД» (ЦФТО) – центральный орган Системы ФТО, организующий и осуществляющий управление деятельностью структуры.

2) Дорожные Центры Фирменного Транспортного Обслуживания (ДЦФТО) – подразделения СФТО, обеспечивающие и организующие сбыт транспортных услуг в пределах железной дороги.

Региональные и линейные агентства ФТО осуществляют непосредственное взаимодействие с клиентами и располагаются на отделениях железных дорог, на железнодорожных станциях, в местах зарождения грузопотоков.

Система ФТО предлагает от имени ОАО «РЖД» следующие виды услуг, связанные с организацией грузовых железнодорожных перевозок:

- консультации по вопросам организации грузовых перевозок;

- заключение договоров на организацию грузовых перевозок;

- заключение договоров с экспедиторскими организациями;

- планирование грузовых железнодорожных перевозок;

- предоставление гибких тарифных условий;

- информационные услуги;

- информационно-технологическое обеспечение и поддержка взаимодействия с клиентами;

- организация и координация по оказанию транспортных услуг при организации перевозок грузов и созданию логистической системы ОАО «РЖД»;

- организация работ по обслуживанию клиентов ОАО «РЖД» на принципе доставки грузов «от двери до двери», по экспедированию, информационному сопровождению, предложение клиентам услуг по организации страхования перевозимых грузов;

- формирование и ведение единого прейскуранта услуг ОАО «РЖД», связанных с перевозками грузов и не относящихся к сфере естественных монополий.

Масштаб бизнеса Компании

ОАО «РЖД» - одна из крупнейших транспортных компаний в мире. Компания осуществляет перевозку пассажиров в 16 стран Европы и Азии по 54 международным маршрутам, а также в 8 стран СНГ. Поезда ОАО «РЖД» отправляются в Германию, Польшу, Австрию, Словакию, Чехию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Грецию, Италию, Хорватию, Сербию, Финляндию, Китай, Монголию, Северную Корею, Украину, Беларусь, Молдову, Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан. Сотрудничество в смежных областях, например, в области прямого железнодорожно-паромного сообщения ведется с Украиной, Грузией и Туркменистаном.

ОАО «РЖД», сознавая свою роль как транспортного моста между Европой и Азией, проводит активную политику, направленную на укрепление Евроазиатских транспортных связей. Компания участвует в крупнейших совместных проектах в рамках процесса международной транспортной интеграции «Евротранзит», в развитии транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток», в целом ряде других проектов.

ОАО «РЖД» является сегодня ведущим звеном наземной транспортной системы России. В России транспортная сеть ОАО «РЖД» присутствует 79 регионах страны, предоставляя услуги в области грузовых перевозок, пригородных пассажирских перевозок, перевозок на дальние расстояния, а также осуществляя другие виды деятельности.

Железнодорожный транспорт выполняет свыше 85% (без учета трубопроводного транспорта) российского грузооборота и более 43% пассажирооборота в транспортной системе страны выполняется ОАО «РЖД». При этом железнодорожный транспорт обеспечивает большую по сравнению с другими видами транспорта часть прироста объемов перевозок в транспортной системе страны (в 2006 г. железнодорожный транспорт обеспечил почти 90% общего прироста грузооборота и 56% пассажирооборота).

О масштабе Компании свидетельствуют также следующие данные:

- Эксплутационная длина транспортных путей ОАО «РЖД» – 86,8 тыс. км (по этому показателю Компания – одна из крупнейших в мире).

- Первое место в мире ОАО «РЖД» занимает по такому показателю, как протяженность электрифицированных линий, их длина составляет – 44,5 тыс. км.

- Пассажирооборот на сети российских железных дорог в 2006 году в целом составил 177,8 млрд. пасс-км, что также является одним из крупнейших по величине показателей в Европе.

ОАО «РЖД» – владелец одного из крупнейших парков подвижного состава в мире. Сегодня на железных дорогах функционируют:

- грузовые локомотивы – 19 636;

- грузовые вагоны всех типов – 624 095;

- пассажирские локомотивы – 2 539;

- пассажирские вагоны дальнего следования – 26 245;

- пассажирские вагоны пригородных поездов – 15 340.

Компания активно инвестирует собственные средства в обновление и развитие основных фондов, в том числе и парка подвижного состава. С момента образования собственные инвестиции превысили 300 млрд. рублей. В 2006 году на железные дороги было поставлено 278 локомотивов, 738 пассажирских вагонов, более 8 500 грузовых вагонов, около 750 единиц моторовагонного подвижного состава.

ОАО «РЖД» является одним из крупнейших работодателей в стране. В штате Компании работают более 1 миллиона 300 тысяч человек.

ОАО «РЖД» – один из крупнейших налогоплательщиков в федеральный бюджет, бюджеты других уровней и внебюджетные фонды. Только сумма отчисления налога на прибыль в 2006 году составила более 2,5 млрд. рублей. В целом около 20% общих доходов Компании (свыше 179 млрд. руб. в год) направляется в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды.

Наши рекомендации