Нормативно-законодательные основы ТЭО
Основными нормативно-законодательными актами являются:
- Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.03 г № 87-ФЗ;
- Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006.г., № 554;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации;
- Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации;
- Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
- Воздушный кодекс Российской Федерации;
- Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Российской Федерации;
Законом определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности - порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.
Положения закона не распространяются на транспортно-экспедиционную деятельность, осуществляемую в области почтовой связи.
Права экспедитора и клиента заключаются в следующем:
Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.
В случае, если указания клиента неточны или неполны либо не соответствуют договору транспортной экспедиции и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не имел возможности уточнить указание клиента, экспедитор оказывает экспедиционные услуги исходя из интересов клиента.
В случае, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента в порядке, определенном договором, о произведенных в соответствии с настоящим пунктом изменениях.
Экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества.
Экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. В случае представления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.
Экспедитор вправе проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции.
Клиент имеет право:
выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;
требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;
давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.
Обязанности экспедитора:
Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.
В случае, если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором.
Экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, обязан предоставить по его требованию информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.
Обязанности клиента:
Клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля.
Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
Общие основания ответственности друг перед другом:
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Особые условия ответственности установлены при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении.
В случае одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции клиент или экспедитор возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере десяти процентов суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат.
Правила определяют перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг. Они не применяются к транспортно-экспедиционным услугам в области почтовой связи.
Экспедиторскими услугами являются:
поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
Эти документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.
При перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования и других экспедиторских документов.
По требованию клиента экспедитор предоставляет ему следующую информацию:
– полное фирменное наименование и место нахождения (для юридического лица), имя и место жительства (для индивидуального предпринимателя);
– сведения о подтверждении соответствия транспортно-экспедиционных услуг установленным требованиям;
– перечень транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором, и их стоимость;
– сведения о форме и порядке оплаты транспортно-экспедиционных услуг;
– сведения о тарифах на перевозку грузов различными видами транспорта, о правилах и об условиях выполнения таких перевозок;
– другие сведения, относящиеся к организации и осуществлению перевозки конкретных видов груза различными видами транспорта.
Качество оказываемых экспедитором транспортно-экспедиционных услуг должно отвечать требованиям национальных стандартов Российской Федерации, нормативных правовых актов в области транспортно-экспедиционной деятельности, а также условиям договора транспортной экспедиции.
При заключении и в процессе реализации договора купли-продажи в этом договоре обязательно оговорены обязанности продавца и покупателя (грузоотправителя и грузополучателя) по доставке, т.е. перевозке товара и условия фиксации момента (сдачи груза) права собственности от продавца к покупателю. Эти условия называются базисными, они определяют кто (продавец или покупатель) должен организовывать перевозочные и экспедиционные работы, нести связанные с этим расходы.
В целях систематизации основных схем (технологий) процессов доставки и унификации обязанностей сторон, особенно при внешней торговле и международных перевозках Международная торговая палата в 1936 г. опубликовала правила толкования базисных условий (терминов) «Инкотермс». Эти правила систематически дополняются и корректируются. Для терминов были установлены соответствующие коды (табл. 3.1.2).
Таблица 3.1.2
Термины «Инкотермс»
группа | Термин | Условие |
«Е» - отправление | EXW | Франко-завод (название места, где товары были изготовлены или находятся) |
«F» - основная перевозка не оплачена | FCA | Франко-перевозчик (название места назначения) |
FAS | Франко вдоль борта судна (название порта отгрузки) | |
FOB | Франко-борт (название порта отгрузки) | |
«С» - основная перевозка оплачена | CFR | Стоимость и фрахт* (название порта назначения) |
CIF | Стоимость, страхование и фрахт* (название порта назначения) | |
CPT | Фрахт/перевозка оплачены до (название места назначения) | |
CIP | Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (название места назначения) | |
«D» - прибытие | DAF | Доставлено до границы (название места доставки на границе) |
DES | Доставлено с судна (название порта назначения) | |
DEQ | Доставлено до причала (название порта назначения) | |
DDU | Доставлено без оплаты пошлины (название места назначения) | |
DDP | Доставлено с оплатой пошлины (название места назначения в стране ввоза) |
* - франко-условие продажи, при котором покупатель осовобождается от расходов по погрузке и перевозке грузов, т.к. они уже включены в цену товара; фрахт-плата за перевозку водным путем.
Знание «Инкотремса» является важным и обязательным для экспедиторов и перевозчиков.
В России вопросами транспортно-экспедиционной деятельности при международных перевозках занимается ассоциация экспедиторов РФ (АЭР), в 1991-2001 гг. носившая название Российской ассоциации международных экспедиторов.
АЭР является некоммерческой организацией, объединяющей на добровольной основе предприятия и организации, уставы которых предусматривают экспедиторскую деятельность. В нее могут входить также на ассоциированной основе российские неэкспедиционные организации и иностранные экспедиторы.
Основная задача АЭР – создание благоприятных условий для членов ассоциации при осуществлении ими своей деятельности и получения ими экономической выгоды.
Основными направлениями деятельности ассоциации являются:
1. Объединение экспедиторов в единую национальную ассоциацию;
2. Защита интересов и прав российских экспедиторов на внутреннем и внешнем рынках транспортно-экспедиционных услуг;
3. Обеспечение членов ассоциаций необходимыми информационными материалами и консультациями;
4. Предоставление возможности получения соответствующего образования и повышения квалификации;
5. Проведение на добровольной основе сертификации транспортно-экспедиционных предприятий и организаций.
Принятые общим собранием Федерации 11.01.2001 г. «Генеральные условия экспедиторов Российской Федерации» одобрены Минтрансом РФ и рекомендованы Торгово-промышленной палатой РФ.
АЭР с 1992 г. является членом ФИАТА.
Важную роль в экспедиторской деятельности на международном уровне играет международная федерация экспедиторских ассоциаций (ФИАТА), созданная в 1926 г. В настоящее время она представлена более чем в 150 странах и объединяющая около 50 тыс. экспедиторских организаций и предприятий.
Основные задачи ФИАТА в следующем:
1. Объединение экспедиторов всего мира в единую организацию;
2. Защита интересов экспедиторов в международных организациях, занимающихся поставками товаров и перевозками грузов;
3. Разработка правил и гармонизация и унификация товарно-транспортной документации;
4. Содействие профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров.
Кроме того существуют Международная ассоциация по совершенствованию перегрузочных работ на транспорте (ИЧКА), основанная в 1962 г. и представляющая собой международную неправительственную организацию по проблемам рационализации грузовых работ в морских портах и других транспортных узлах. Целями ИЧКА являются:
- содействие повышению эффективности перегрузочных операций в смешанном сообщении;
- координация исследований проблем совершенствования технологий грузовых операций на транспорте;
- содействие обмену информацией и опытом работы в сфере рационализации грузовых работ.
Основные направления деятельности ИЧКА:
- распространение и содействие внедрению прогрессивных технологических схем транспортировки грузов;
- совершенствование форм и методов взаимодействия различных видов транспорта при проведении погрузочно-разгрузочных операций.
Ежегодно ассоциация публикует доклады по различной тематике среди которых такие темы как «Координация работы морского и автомобильного транспорта», «Роль и функции судовладельцев, экспедиторов и стивидоров в координации смешанных перевозок».
Контрольные вопросы:
1. В чем сущность ТЭО?
2. Какова классификация транспортно-экспедиционных услуг?
3. Какие нормативно-законодательные акты, регулирующие ТЭД установлены в России?
4. Что такое «ИНКОТЕРМС»?
5. Какова роль Ассоциации экспедиторов РФ?
6. Чем занимаются ФИАТА и ИЧКА?