II. Классификация судов и ледоколов
2.1. Суда
Плавание транспортных судов в ледовых условиях может происходить как самостоятельно, так и под проводкой ледоколов. По району ледового плавания морские транспортные суда по Правилам Российского Морского Регистра судоходства разделяются на две категории:
- Арктические суда — разрешено плавание в Баренцевом, Карском морях, море Лаптевых, Восточно-Сибирском и Чукотском морях;
- Неарктические суда — разрешено плавание в замерзающих неарктических морях. Кроме того, Регистром судоходства выделены еще две категории судов — ледоколы и буксиры ледового класса.
Согласно требованиям Регистра судоходства под термином «суда ледового плавания» понимаются суда, предназначенные для самостоятельного плавания во льдах (с возможным преодолением ледовых перемычек) или плавания во льдах под проводкой ледокола.
Все суда ледового плавания в зависимости от их назначения и конструкции разделены на категории. Установлено девять категорий судов ледового плавания.
Если судно ледового плавания удовлетворяет соответствующим требованиям Правил, к основному символу класса добавляется один из следующих знаков категорий ледовых усилений: ЛУ1, ЛУ2, ЛУЗ, ЛУ4 ЛУ5 ЛУ6, ЛУ7, ЛУ8, ЛУ9.
Категории ЛУ1, ЛУ2, ЛУЗ, образующие группу неарктических категорий, распространяются на суда, предназначенные только для плавания в замерзающих неарктических морях (неарктические суда).
Условия плавания для этих судов, установленные Регистром судоходства, приводятся в табл. 1. Категории ЛУ4, ЛУ5, ЛУ6, ЛУ7, ЛУ8, ЛУ9, образующие группу арктических категорий, распространяются на суда, предназначенные для плавания в арктических морях и называются судами арктического плавания.
Для судов арктического плавания Регистром судоходства установлены ограничительные условия для самостоятельного плавания во льдах, табл. 2 и 3.
Таблица 1.
Категория Судна | Допустимая толщина льда, м | Характер эксплуатаци | |
Самостоятельное плавание в мелкобитом разреженном льду | Плавание в канале за ледоколом в сплошном льду " | ||
ЛУ1 | 0,40 | 0,35 | Эпизодически |
ЛУ2 | 0,55 | 0,50 | Регулярно |
ЛУЗ | 0,70 | 0,65 | Регулярно |
Таблица 2.
К ледоколам относятся специализированные суда, предназначенные для различных видов ледокольных операций: проводки судов во льдах, преодоления ледовых перемычек, прокладки ледовых каналов, околки судов, выполнения спасательных операций, буксировки судов во льдах (рис. 4).
Таблица 3.
Категория судна | Скорость движения в канале, уз. | Допустимые тип и толщина льда | |
Зимне-весенняя навигация | Летне-осенняя навигация | ||
ЛУ4 | Тонкий однолетний | Средний однолетний до 1,0 м | |
ЛУ5 | Средний однолетний до 0,9 и | Средний однолетний | |
ЛУ6 | Средний однолетний | Толстый однолетний до 1,7 м | |
ЛУ7 | Толстый однолетний до 2,0 м | Двухлетний до 3,2 м | |
ЛУ8 | Двухлетний до 3,4 м | Многолетний | |
ЛУ9 | Б | Многолетний | Многолетний |
Примечание. Классификация льдов принята согласно «Номенклатуре морских льдов» Всемирной метеорологической организации («Sea Ice Nomenclature» of the World Meteorological Organization (WMO)):
Тип льда | Диапазон толщины |
Многолетний | 3,0 м |
Двухлетний | 2,0 м |
Толстый однолетний | 1,2 м |
Средний однолетний | 0,7-1,2 м |
Тонкий однолетний | < 0,7 м |
Рис. 4. Ледоколы у причала |
Ледоколы имеют следующие ориентировочные эксплуатационные характеристики:
ЛЛ6 — выполнение ледокольных операций в портовых и при портовых акваториях, а также в замерзающих неарктических морях при толщине льда до 1,5 м. Способен продвигаться непрерывным ходом в сплошном ледовом поле толщиной до 1,0 м;
ЛЛ7 — выполнение ледокольных операций на прибрежных трассах арктических морей в зимне-весеннюю навигацию при толщине льда до 2,0 м и в летне- осеннюю навигацию при толщине льда до 2,5 м; в неарктических замерзающих морях и в устьевых участках рек, впадающих в арктические моря, при толщине льда до 2,0 м. Способен продвигаться непрерывным ходом в сплошном ледовом поле толщиной до 1,5 м. Суммарная мощность на гребных валах не менее 11 мвт;
ЛЛ8 — выполнение ледокольных операций: на прибрежных трассах арктических морей в зимне-весеннюю навигацию при толщине льда до 3,0 м и в летне- осеннюю навигацию — без ограничений. Способен продвигаться непрерывным ходом в сплошном ледовом поле толщиной до 2,0 м. Суммарная мощность на гребных валах не менее 22 мвт;
ЛЛ9 — выполнение ледокольных операций в арктических морях в зимне- весеннюю навигацию при толщине льда до 4,0 м и в летне-осеннюю навигацию — без ограничений. Способен продвигаться непрерывным ходом в сплошном ледовом поле толщиной до 2,5 м. Суммарная мощность на гребных валах не менее 48 мвт.
Для буксиров, в зависимости от их соответствия категориям ледовых усилений, к основному символу класса добавляется один из следующих знаков: ЛУ2, ЛУЗ, ЛУ4, ЛУ5.