Перевозки муки, хлеба и хлебобулочных изделий
Для бестарных массовых перевозок муки на хлебозаводы используют автопоезда-муковозы
Выгружается мука из цистерны при помощи сжатого воздуха, для чего на шасси автомобиля за кабиной установлен компрессор. Сжатый воздух от компрессора по системе воздуховозов поступает в разгрузочный патрубок, аэрационную коробку, установленную внутри цистерны на днище ближе к разгрузочному патрубку, и в верхнюю часть цистерны. Производительность разгрузки составляет 0,3-0,5 т/мин. Мука может подаваться при выгрузке на расстояние до 50 м и высоту до 25 м.
На хлебозаводе разгрузочный патрубок цистерны соединяют с приемным патрубком транспортного трубопровода заводской силосной башни, включают компрессор, и сжатый воздух сначала подается в разгрузочный патрубок для продувки гибкого трубопровода, а затем в аэрационную коробку и цистерну. Мука попадает в разгрузочный патрубок, где она подхватывается струей воздуха, поступающего непосредственно в патрубок, и транспортируется по гибкому трубопроводу и транспортному трубопроводу в силосную башню.
Использование автопоездов-муковозов дает значительный экономический эффект: сокращение потерь муки от распыла составляет около3 кг по каждой перевозимой тонне, уменьшается трудоемкость погрузки-разгрузки.
При доставке хлеба и хлебобулочных изделий необходимо учитывать и соблюдать специфические условия их хранения, погрузки и перевозки. Чтобы обеспечить доставку свежего хлеба от хлебопекарных предприятий до мест потребления (магазинов, предприятий общественного питания и т. д.) без потерь его вкусовых качеств, нужно строго соблюдать сроки хранения хлеба на заводах и пекарнях. Продукция может быть отправлена в магазин не ранее 1 ч и не позднее 14 ч после ее выпечки (в зависимости от сорта изделий).
Перевозки требуют соблюдения повышенных санитарно-гигиенических условий: подвижной состав, перевозящий хлеб, нельзя использовать на перевозках других грузов; необходимо использовать крытые транспортные средства, оборудованные лотками, предохраняющими хлеб от 1 деформации; кузова должны предохранять хлеб от загрязнения и замерзания.
Хлеб и хлебобулочные изделия укладывают на специальные лотки, которые устанавливают на направляющие внутри кузовов автомобилей и прицепов, оборудованных для перевозки хлеба. Загрузка лотка зависит от сорта хлеба.
В связи с тем, что магазины и предприятия общественного питания должны иметь широкий ассортимент свежей продукции, приходится завозить хлеб мелкими партиям и несколько раз в течение дня, чтобы обеспечить его свежесть, и с нескольких хлебопекарных предприятий, чтобы обеспечить ассортимент.
На перевозках хлеба и хлебобулочных изделий используют фургоны и одноосные прицепы-фургоны с кузовами, разделенными на секции, имеющие двустворчатые двери. Специальная система вентиляции предохраняет кузов от конденсации паров при перевозке горячего хлеба, защищает хлеб от пыли (за счет избыточного давления внутри кузова), обеспечивает определенную влажность внутри кузова.
Постоянная номенклатура получателей и их сложившаяся потребность дают возможность хлебозаводам и пекарням заранее составлять часовые графики доставки хлеба (на год, сезон, квартал) и согласовывать их с получателями). Чтобы избежать одновременного прибытия нескольких автомобилей в одну точку получения, при составлении графиков предусматривают интервал временив 1,5-2 ч между завозами. В процессе работы в графики могут быть внесены необходимые дополнения и поправки. Для этого получатели заблаговременно (накануне) сообщают на заводы и пекарни, к которым они прикреплены, свои заказы на хлеб. На хлебозаводе выписывают заказы-отвесы, где указывают наименование и количество или массу изделий по каждому сорту, наименование или номер получателя и часы завоза хлеба, и группируют их в соответствии с часами завоза.
По мере прибытия автомобилей на хлебозавод диспетчеры вручают водителям подобранные заказы-отвесы, на основании которых производится погрузка.
Доставка хлеба и хлебобулочных изделий потребителям с почти неизменным объемом перевозки дает возможность организовать движение подвижного состава по постоянным, чаще всего маятниковым и кольцевым развозочным маршрутам. Выбор маршрута зависит от расположения пунктов получения, объема завоза и часового графика доставки хлеба.