Время оборота составов в пригородном сообщении рассчитывается аналитическим путем из условия
, сут (14.12)
Где – полный рейс за время оборота состава, км; – скорость движения поездов на участке с учетом остановок, км/ч; – среднее время простоя состава на головной станции, час; – то же на зонной станции, час.
14.3. Нормирование парка пассажирских вагонов
Нормирование парка пассажирских вагонов на сети железных дорог производится в зависимости от объема пассажирских перевозок в дальнем, местном и пригородном сообщениях. Каждая дорога распределяет парк вагонов по отделениям дорог и по станциям их приписки, где производится формирование пассажирских поездов.
Парк пассажирских вагонов, приписанных к дороге, называется инвентарным парком. Он состоит из рабочего и нерабочего парков и вагонов, находящихся вне распоряжения дороги.
Рабочий парк включает все исправные вагоны, выделенные из инвентарного парка для пассажирского движения. Сюда входят также оперативный резерв и служебные вагоны. Оперативный резерв представляет собой часть рабочего парка вагонов, не находящихся в поездах, но готовых к включению в них в любое время.
Нерабочий парк – это вагоны, которые не используются в движении из-за временной неисправности и по другим причинам. В состав нерабочего парка входит резерв дороги, использование которого возможно только по распоряжению управления дороги.
В состав пассажирского парка, помимо вагонов, используемых непосредственно для перевозки пассажиров, входят также вагоны, включаемые в пассажирские поезда для обслуживания пассажиров (вагоны-рестораны, почтовые и багажные вагоны и др.).
В зависимости от категории пассажиропотоков (дальних, местных и пригородных) для их обслуживания выделяется отдельный парк пассажирских вагонов. Вагоны дальнего и местного сообщений делятся на разные категории (спальные вагоны прямого сообщения с двухместными купе, мягкие, жесткие, купейные, вагоны с креслами для сидения).
Количество вагонов разной категории по дорогам нормируется в зависимости от размеров движения скорых и пассажирских дальних и местных поездов с учетом особенностей республик, краев, областей или населенных пунктов, между которыми осуществляются пассажирские перевозки.
Потребность в парке вагонов различных категорий определяется на основе плана формирования пассажирских поездов по каждой дороге и композиции составов дальних и местных поездов.
Рабочий парк вагонов, ваг., определяется для каждого направления из условия
, (14.13)
где – среднее количество вагонов в составе дальних поездов соответственно скорых и пассажирских; – среднее количество вагонов в составе местных поездов; – число отправляемых ежесуточно дальних поездов соответственно скорых и пассажирских; – число отправляемых ежесуточно местных поездов. Для поездов всех направлений d:
, (14.14)
Инвентарный парк дальних и местных вагонов учитывает долю нерабочего парка и оперативный резерв вагонов и для всех направлений дороги составит, ваг.,
, (14.15)
При расчете рабочего парка вагонов для пригородных перевозок, прежде всего, определяется потребное количество составов для всех пригородных линий дороги, сост., из условия
, (14.16)
где – размеры движения пригородных поездов на каждой пригородной линии дороги; , … – время оборота составов на каждой пригородной линии дороги. Отсюда рабочий парк вагонов, ваг., для всех пригородных линий дорог
. (14.17)
где – количество вагонов в пригородном составе на каждой пригородной линии дороги.
Контрольные вопросы
1. Назовите особенности расчета размеров движения для дальнего и пригородного движения?
2. Что такое оборот состава пассажирского поезда? Каковы его особенности и пути сокращения?
3. Какие вагоны относятся к рабочему парку?
4. Какие вагоны относятся к нерабочему парку?
5. Особенности нормирования инвентарного парка вагонов для пассажирских перевозок.
Лекция 15. НОРМИРОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ
План лекции
1. Нормирование количественных показателей эксплуатационной работы.
2. Нормирование качественных показателей пассажирских перевозок.
3. Нормирование скоростей движения поездов.
4. Нормирование скоростей движения пригородных поездов.
5. Расчет потребности бригад, обслуживающих поезд в пути следования.
Нормирование эксплуатационных показателей по пассажирским перевозкам производится для каждой дороги. Показатели характеризуют объемы планируемой или выполненной работы (количественные показатели) или качество использования подвижного состава и других технических средств в пассажирском движении (качественные показатели).
15.1. Нормирование количественных показателей
эксплуатационной работы
В число количественных показателей входят пассажирооборот, количество перевезенных пассажиров, объем работы железных дорог по пассажирским перевозкам, пробеги поездов и вагонов.
Пассажирооборот, пас., по дороге, отделению дороги и станции представляет собой сумму отправленных и прибывших пассажиров.
, (15.1)
Пассажирооборот определяется как для всех категорий пассажиров, так и отдельно для дальних, местных и пригородных пассажиров.
Выполненный пассажирооборот по отправлению определяется по данным отчетности билетных касс. Количество прибывших пассажиров условно принимается равным количеству отправленных.
Количество перевезенных пассажиров, пас., по каждой дороге складывается из суммы пассажиров, отправленных и проследовавших транзитом:
. (15.2)
При определении приведенных выше показателей необходимо иметь в виду, что помимо платных пассажиров следуют пассажиры по служебным билетам.
Объем работы железной дороги, отделения и сети железных дорог, в целом по пассажирским перевозкам характеризуется пассажиро-километрами. Они определяются как
, пассажиро-км, (15.3)
где – число направлений или участков обращения поездов; – пассажиро-километры на этих участках в обоих направлениях, определяемые как произведение длины участков на пассажиропотоки по участкам .
Помимо пассажиро-километров, определяются также пассажиро-место-
-километры, характеризующие пробег по предложенным и фактически заполненным местам в поездах. Они определяются из условия
, (15.4)
где , … – пассажиро-место-километры на каждом участке обращения поезда длиной при средней населенности поездов по этим участкам и размерах движения .
Практика работы показывает, что наличные или предложенные места в большинстве случаев используются не полностью, следовательно, как правило, выполненные пассажиро-место-километры будут меньше предложенных.
Поездные пробеги характеризуют работу локомотивов и вагонов, поездо-км, на сети или на отдельных дорогах:
, (15.5)
где – поездо-километры в обоих направлениях на участках протяженностью при размерах движения по этим участкам .
Аналогично можно определить пробеги вагонов, но вместо подставляем обе величины , где – среднее количество вагонов в составе поезда.
При определении вагоно-осе-километров в условие (15.5) вместо количества вагонов подставляют число осей в составе поезда, т. е. .
Поездные пробеги в пригородном движении определяются из условия
, (15.6)
где – число пригородных участков; – поездо-километры на каждом пригородном участке с общими размерами движения, по каждому участку и полным рейсом состава , км.
Полный рейс состава поезда для каждого пригородного участка, км,
определится из условия
(15.7)
где – размеры движения на каждой пригородной зоне протяженностью , км.
Остальные обозначения указаны выше.
15.2. Нормирование качественных показателей
пассажирских перевозок
Качественными показателями пассажирских перевозок являются оборот состава (вагона), среднесуточный пробег вагонов, населенность вагона и состава и степень использования вместимости составов.
Важнейшим показателем, определяющим качество использования пассажирского вагонного парка во времени, является оборот состава (вагона), порядок определения которого был рассмотрен ранее. Ускорение оборота составов имеет большое народнохозяйственное значение как средство обеспечения наилучшего использования технических средств транспорта и повышения рентабельности его работы.
Среднесуточный пробег состава (вагона), км/сут, для одного поезда дальнего или местного сообщения при ежесуточном отправлении определится как
. (15.8)
где – расстояние следования поезда, км; – число составов в обороте.
При ежесуточном или периодическом отправлении дальних и местных поездов среднесуточный пробег, км/сут, можно определить из условия
, (15.9)
где – время оборота состава, сут.
Для всех рассматриваемых направлений следования дальних и местных поездов при ежесуточном отправлении их среднесуточный пробег, км/сут,
. (15.10)
Если разделить числитель и знаменатель выражения (6.46) на ,то получим, км/сут,
, (15.11)
где – средняя длина маршрута поезда, км.
При определении среднесуточного пробега, км/сут, через оборот вагона
, (15.12)
где – средневзвешенное время оборота вагона для рассматриваемых направлений.
Среднесуточный пробег вагона, км/сут, общего парка составит
, (15.13)
где – рабочий или инвентарный парк вагонов в зависимости от того, для вагонов какого из этих парков определяется среднесуточный пробег.
Из условия (15.18) можно определить потребное количество составов, сост., а из условия (15.19) время их оборота, сут:
, (15.14)
. (15.15)
Аналогично из условия (15.20) получим
, (15.16)
и из условия (15.22)
. (15.17)
В пригородном движении среднесуточный пробег, км, составит
. (15.18)
Откуда
. (15.19)
Среднесуточный пробег, км, вагона может быть определен на основе данных о времени нахождения вагонов в поездах за сутки и маршрутной скорости :
. (15.20)
При этом время нахождения вагонов в поездах
, (15.21)
где – число вагоно-суток в поездах; – то же по станции формирования; – то же на станции оборота.
Нормирование среднесуточного пробега вагонов может производиться в зависимости от потребного количества составов, пробега поездов, времени оборота составов (вагонов). Вместе с тем нормирование потребного парка на направлении или дороге может производиться по задаваемой плановой величине среднесуточного пробега. Поездо-километры определяются для каждого направления исходя из размеров движения на планируемый период.
Время оборота составов планируется для каждого направления или всех направлений исходя из плановой маршрутной скорости движения поездов и простоя составов в пунктах оборота, устанавливаемого технологией работы станций. В этом случае могут быть использованы статистические данные. Наиболее точно время оборота составов устанавливается на основе построения схематического графика их оборота.
Средняя населенность на ось вагона, пас., определяется из условия
, (15.22)
где – пассажиро-километры; – вагоно-осе-километры.
Произведение этой величины и среднего состава поезда в осях даст среднюю населенность состава поезда.
Степень использования вместимости составов поездов можно определить по условию
, (15.23)
где и – фактические и предложенные пассажиро-километры.
В пригородном движении, где на первых зонах используются места для стояния, степень использования вместимости состава поезда может быть больше единицы.