Особенности текущего содержания звеньевого пути
Температурная работа звеньевого пути
Особенности текущего содержания звеньевого пути
При содержании звеньевого пути во избежание выброса пути летом или разрыва стыков зимой возникает необходимость проведения сезонной разгонки или регулировки стыковых зазоров с обязательной сменой рельсов на укороченные или удлиненные. Применяя в качестве специальной меры вынужденное включение стыковых болтов на изгиб в зимнее время, можно существенно расширить сферы применения 25 – метровых рельсов без сезонной регулировки стыковых зазоров. Такой подход позволяет сократить объемы трудоемких работ по сезонной разгонке и регулировке стыковых зазоров, которые зимой будут превышать конструктивные. Известно, что с увеличением зазора возрастает динамическое взаимодействие пути и подвижного состава, а в особо суровые зимы при наступлении минимальных расчетных температур может произойти срез болтов и даже разрыв стыков.
Допустимая температурная амплитуда, позволяющая эксплуатировать 25 –метровые рельсы без сезонной регулировки стыковых зазоров, в общем случае определяется по формуле [3]:
, (4.1)
где – | перепад температуры, ºС, необходимый для изменения длины свободнолежащего рельса на величину конструктивного зазора; |
– | перепад температуры рельса, ºС, необходимый для преодоления сил трения рельса в накладках или стыкового сопротивления; |
– | изменение температуры рельсов, ºС, допустимое по условию поперечной устойчивости пути при слитых зазорах; |
– | изменение температуры рельсов, ºС, допустимое по условию прочности стыковых болтов после раскрытия стыковых зазоров до конструктивного значения; |
– | перепад температуры, учитывающий на содержание среднего зазора на пикете минус 2мм, равный 7ºС. |
Результаты расчета допустимой годовой температурной амплитуды, позволяющей эксплуатировать 25 – метровые рельсы типа Р65 без сезонной разгонки и регулировки стыковых зазоров при существующей конструкции стыка и конструктивном зазоре 21мм без изгиба и с изгибом стыковых болтов в момент наступления минимальных или близких к ним температур в зависимости от плана линии приведены в таблице 5.3.
Таблица 4.1 – Допускаемые температурные амплитуды, ºС, в зависимости от
плана линии, позволяющие эксплуатировать 25-метровые рельсы без сезонной разгонки и регулировки стыковых зазоров
Тип рельса | Прямая | |||||||
Р65 | без изгиба болтов | |||||||
Р65 | с 7-ми градусным изгибом болтов | |||||||
Р65 | с 14-ти градусным изгибом болтов | |||||||
В расчете принято ºС для конструктивного зазора 21мм; ºС при стыковом сопротивлении равном 10тс; определяется по таблице 4.1.
Таблица 4.2 – Допустимые сжимающие перепады температур, ºС, по
устойчивости звеньевого пути в зависимости от плана линии
Тип рельсов | Прямая | ||||||||
Р65 |
Как видно из таблицы 4.2, включение болтов на изгиб существенно расширяет границы, позволяющие эксплуатировать 25 –метровые рельсы без сезонной разгонки и регулировки стыковых зазоров. Для условий строящегося участка пути, где годовая амплитуда колебания температуры рельсов составляет 92ºС ( ºС, ºС) будут иметь место следующие режимы работы звеньевого пути:
– без изгиба стыковых болтов нормальная эксплуатация 25 – метровых рельсов обеспечивается на прямых и в кривых радиусом 400м и более;
– семиградусный изгиб болтов позволяет эксплуатировать 25-метровые рельсы на прямых и в кривых радиусом 300м и более без сезонной разгонки и регулировки стыковых зазоров;
– 14-ти градусный изгиб болтов позволяет нормально эксплуатировать 25 –метровые рельсы на прямых и в кривых.
Таким образом, включение болтов в работу на изгиб значительно уменьшит объем работ по сезонной разгонке и регулировке стыковых зазоров. Аналогично можно определить режим работы 25 – метровых рельсов для любой другой дистанции пути. Во всех случаях, когда фактическая годовая амплитуда колебания температуры рельса оказывается больше допускаемой, эксплуатация 25-метровых рельсов может осуществляться только с сезонной разгонкой и регулировкой стыковых зазоров. Способ эксплуатации 25-метровых рельсов (с изгибом или без изгиба стыковых болтов) зависит от плана линии и фактической годовой температурной амплитуды.
Нормальный размер конструктивных стыковых зазоров для рельсов типа Р65 и Р75 при накладках, расстояние между центрами средних болтовых отверстий которых составляет 220 – 230 мм, а при накладках, расстояние между центрами средних болтовых отверстий которых – 200 мм, конструктивный зазор не превышает 21мм.