Общие сведения о смешанных перевозках
Автомобильный транспорт осуществляет перевозки грузов не только самостоятельно, но и вместе с другими видами транспорта – железнодорожным, водным, воздушным.
Прямые перевозки грузов осуществляются одним видом транспорта от отправителя до получателя. Перевозки грузов различными видами транспорта регламентируются соответствующими документами: Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации, Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации и другими.
Усложнение экономических связей между организациями и предприятиями отраслей национальной экономики, предметная специализация предприятий внутри одной отрасли, расширение географии перевозок, развитие международного разделения труда, распространение логистического подхода к управлению и другие факторы обусловили совместное использование транспортных средств различных видов транспорта при перевозках грузов.
Взаимодействие различных видов транспорта происходит в рамках Единой транспортной системы России (ЕТС). ЕТС – это совокупность путей сообщений, перевозочных средств, технических устройств и механизмов, средств управления и связи, обустройств всех видов транспорта, объединенных системой технологических, технических, информационных, правовых и экономических отношений, обеспечивающих удовлетворение потребностей национальной экономики в перевозках грузов и пассажиров.
Перевозки, в которых участвует несколько видов транспорта, называются комбинированными или смешанными. Подобные перевозки иногда называют мультимодальными (англ. multi – много, modal – вид, форма).
Система доставки грузов – это система всех взаимосвязанных и взаимодействующих участников транспортного процесса, выполняющих операции, связанные с перемещением грузов от грузоотправителя до грузополучателя. Как правило, все перевозки начинаются и заканчиваются перемещением грузов автотранспортными средствами. Таким образом, формируется система смешанных сообщений: автомобильно-железнодорожных, автомобильно-водных, автомобильно-железнодорожно-водных, автомобильно-воздушных и других форм сообщений.
Срок доставки грузов определяется суммированием длительностей перевозок автомобильным и другими видами транспорта, вычисленных на основе действующих правил исчисления сроков доставки для этих видов транспорта.
В выполнение смешанных перевозок грузов включаются владельцы автотранспортных средств, отделения железных дорог и железнодорожные станции, морские и речные порты, пароходства, аэропорты и перевозочные авиакомпании, а также другие организации и предприятия, представляющие все виды транспорта.
При организации смешанных перевозок должна обеспечиваться высокая степень согласованности в действиях представителей различных видов транспорта. Смешанное сообщение характеризуется наличием дополнительных операций по перегрузке или перевалке грузов с одного вида транспорта на другой. Груз может передаваться с одного вида транспорта на другой несколькими способами. Например, разгрузка прибывшего транспортного средства в терминал (склад, место временного хранения), а затем погрузка отправляющегося транспортного средства другого вида транспорта. Или перегрузка грузов по прямому варианту: непосредственно с первого прибывшего транспортного средства на второе отправляющееся.
Перевалка груза в свою очередь вызывает связанные с этим дополнительные издержки, которые необходимо сокращать за счет четкой координации транспортного процесса.
Координация работы различных видов транспорта при выполнении грузовых перевозок в смешанном сообщении достигается реализацией ряда мероприятий, которые в совокупности позволяют создать синергетический эффект ЕТС. К таким основным мероприятиям относятся:
· внедрение комплексного транспортно-экспедиционного обслуживания клиентуры на основе прогрессивных логистических методов и приемов;
· разработка и использование единых технологических схем процесса доставки грузов с участием всех видов транспорта;
· создание крупных терминальных комплексов на стыках нескольких видов транспорта;
· обеспечение согласованности экономических интересов всех участников смешанных перевозок;
· создание единого транспортного законодательства;
· создание единого информационного пространства для обслуживания перевозок грузов в смешанном сообщении;
· внедрение систем спутниковой навигации и мониторинга за продвижением грузов;
· автоматизация документооборота, внедрение системы электронного оформления коммерческой товарно-транспортной документации и расчетов за выполнение перевозок и транспортно-экспедиционных операций;
· составление рациональных маршрутов движения транспортных средств, объединенных в единый перевозочный процесс;
· синхронизация подачи транспортных средств в пункты перевалки грузов;
· обеспечение централизации управления завозом и вывозом грузов в транспортных узлах не только общего пользования, но и ведомственных;
· комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ в транспортных узлах и при перевалке грузов.
В крупных транспортных узлах рекомендуется составлять согласованные графики работы всех видов транспорта, участвующих в вывозе и завозе грузов. Условия работы и порядок передачи груза в каждом перевалочном пункте устанавливаются узловыми соглашениями, заключаемыми владельцем автотранспортных средств и руководством отделений железных дорог, пароходств или аэропортов. Узловые соглашения предусматривают общий технологический процесс работы всех участников системы доставки грузов: перевозчиков, экспедиторов, агентов, терминалов и других. В связи с этим в узловых соглашениях определяются:
· порядок совместного сменно-суточного планирования работы перевалочного пункта;
· определения места передачи груза с одного вида транспорта на другой;
· порядок прибытия транспортных средств в пункт и отправления из него;
· порядок учета простоя транспортных средств;
· размеры и освещенность фронта погрузочно-разгрузочных работ;
· порядок приема, сдачи и взвешивания груза;
· порядок оформления грузовых, товарных, транспортных и расчетных документов;
· ответственность за сохранность и качество груза и т. д.