Преодоление водных преград
Будем считать, что во время проливного дождя мы с Вами вели себя разумно и, избежав "плавания" по дороге, благополучно добрались до... огромной лужи!
Есть три варианта, как преодолеть водную преграду.
Вариант первый (неразумный).
Не снижая скорости, с ходу влетаем в лужу и, окутанные фонтаном брызг, пытаемся "на одном дыхании" проскочить мимо стоящих в мутной воде машин на противоположную сторону местного "моря".
Почему в луже стоят машины, это Вы узнаете чуть позже. Сейчас у нас другая задача. Надо разобраться с тем, почему двигатель Вашего автомобиля вдруг "закашлял" и Вы были вынуждены остановиться, не успев отъехать от кромки лужи далее, чем на 10–20 метров.
Если в злополучной луже образовалась одна компания машин, то Вы, миновав водную преграду, присоединились к другой компании.
Неподалеку друг от друга здесь стоят несколько машин с поднятыми капотами. То там, то тут раздается звук вяло работающего стартера. Это водители отчаянно пытаются запустить безжизненные двигатели своих машин.
И не пытайтесь! Ближайшие 10–15 минут мотор не заведется!
Вспомните о брызгах, которые срываются с "валика" воды вверх перед колесом (рис. 72 б). Когда машина врезается в толщу воды на большой скорости – это уже не брызги, а целый фонтан! Немалая часть этого фонтана попадает в подкапотное пространство и там не остается ни одного сухого места.
Из предмета "Устройство автомобиля" Вы должны знать, что по высоковольтным проводам, подходящим к свечам зажигания, периодически проскакивает импульс тока с напряжением около 20000 вольт! Огромное напряжение необходимо для того, чтобы искра смогла пробить воздушный зазор между электродами свечей зажигания. Но добраться до свечей зажигания без потерь ток может только по сухим проводам!
А если под капотом все забрызгано водой? Тогда ток выберет путь наименьшего сопротивления и утечет по "мокроте". Результат утечки тока очевиден – искры нет, двигатель глохнет, машина останавливается.
Следовательно, "влетать" в огромную лужу на большой и даже на средней скорости не стоит!
Если Вы, не послушав совета, все же намочили подкапотное пространство своего автомобиля, и Ваш двигатель заглох, то теперь Вам остается только открыть капот и "сохнуть".
Горячий двигатель в состоянии просушить все, что его окружает, но на это потребуется время. Заведется он лишь после того, как все высоковольтные провода и прочее подкапотное электричество окончательно просохнет. И произойдет это не раньше чем через 10–15 минут.
Кстати, если дождь еще не закончился, "сохнуть" Вам придется при закрытом капоте. В этом случае возобновить поездку Вы сможете значительно позже.
Полагаю, последствия данного способа преодоления водной преграды Вас не очень обрадовали, поэтому рассмотрим другой вариант.
Вариант второй (опять неразумный).
Опасаясь забрызгать водой двигатель, мы с Вами медленно вползаем в лужу и... пополняем коллектив застрявших посередине этой лужи машин.
Такой вариант преодоления водной преграды сильно порадует детишек, которые, с закатанными выше колен брюками, несут здесь дежурство. Чем больше они вытолкают из лужи "заглохших" автомобилей, тем больше они заработают на мороженое.
Как Вы думаете, почему в дни "небесных потопов" у юных "дежурных" всегда есть работа?
Не знаете? А вот детишки, в отличие от некоторых водителей, знают, что двигатель, как и человек, не может только "вдыхать", он обязательно должен еще и "выдыхать".
В глубокой луже вода, затекая в выхлопную трубу, превращается в длинную плотную водяную пробку, которая не дает двигателю возможности "выдохнуть", в результате чего он глохнет и позже не заводится. При попытке запуска двигателя давление в выхлопной системе оказывается слишком малым для того, чтобы выбить такую пробку из трубы глушителя!
Запустить двигатель Вам удастся лишь в том случае, если "дежурные по переправе" вытолкают Вашу машину туда, где уровень воды будет ниже выхлопной трубы. Выбравшись "на сушу" и немного помучив стартер, Вы сможете создать в выхлопной системе необходимое давление, которое позволит Вам освободить глушитель от воды и оживить двигатель своей машины.
А если около лужи никто не дежурит?
Не будем говорить о парадно-выходном костюме и новых кожаных туфлях, подумаем лучше о том, хватит ли у Вас сил без посторонней помощи вытолкать машину из ямы с водой?
Как правило, сил не хватает, поэтому в отсутствие помощников остается только одно решение проблемы. Правда, это решение весьма неприятно для стартера и аккумуляторной батареи Вашего автомобиля, но выбирать не из чего.
Итак, начинаем самовызволение из лужи. Прежде всего, Вы должны определиться с тем, куда будет ближе выезжать из лужи – вперед или назад. Затем надо включить соответственно первую или заднюю передачу, убрать ноги с педалей и повернуть ключ в замке зажигания в положение "стартер включен". Двигатель, конечно, не заведется, но до тех пор, пока Вы удерживаете стартер во включенном состоянии, автомобиль будет медленно и верно выползать из лужи.
Когда требуется преодолеть небольшое расстояние в 5–10 метров, такой выход из положения допустим, но на большое расстояние не рассчитывайте. При длительном и непрерывном использовании стартер может сильно перегреться и в буквальном смысле слова сгореть, при этом аккумуляторная батарея разряжается до такой степени, что позже она уже не подлежит восстановлению.
Если Вы не хотите загубить стартер и аккумуляторную батарею, то Вам следует поискать другой вариант преодоления глубокой лужи.
Вариант третий (разумный).
Оценив ширину и глубину водной преграды, признав первый и второй варианты неразумными, принимаем единственно правильное решение – не "влетать" и не "вползать" в лужу, а въезжать в нее разумно.
Разумным будет выбрать ту скорость движения по луже, при которой брызги не попадут под капот. Сколько это будет в км/ч – не знаю. Это Вы решите сами в зависимости от ситуации. Могу лишь сказать, что передача должна быть первой, а скорость небольшой.
Теперь самое главное. Чтобы вода не затекла в выхлопную трубу, Вам надо постоянно поддерживать повышенные обороты коленчатого вала двигателя (примерно 2,5–3 тыс. об/мин). Тогда сильное давление отработавших газов на выходе из глушителя не пустит воду вовнутрь!
При этом Вы должны сохранить малую скорость движения! Иначе брызги полетят под капот, и мы с Вами вернемся к первому "неразумному" варианту.
Осуществить задуманное несложно, надо лишь грамотно поработать ногами. В то время, как правая нога с помощью педали "газа" поддерживает повышенные обороты коленчатого вала двигателя, левая нога должна периодически нажимать и отпускать педаль сцепления, обеспечивая тем самым малую скорость движения.
Таким образом, "рыча" и "фырча", мы с Вами медленно проехали мимо автомобилей, оставшихся стоять в луже, выехали на противоположный берег, объехали неподвижные машины, двигатели которых заглохли после лужи, и спокойно поехали дальше. Вот только спокойно ли?
Просушивание тормозов
Далее ситуация может развиваться по следующему сценарию. Водитель, обрадованный тем, что "вышел сухим из воды", бодро и весело подъезжает к первому после огромной лужи перекрестку, где его встречает красный сигнал светофора и... два-три свежеразбитых автомобиля! Все еще находясь в приподнятом настроении, водитель нажимает на педаль тормоза и уже в абсолютно плохом настроении присоединяется к группе побитых "товарищей по несчастью"!
Почему???
Да потому, что после лужи водитель забыл просушить тормоза своего автомобиля!
Если машина только что побывала в воде, то при первом нажатии на педаль тормоза – никакого торможения не будет! А если и будет, то торможением это не назовешь!
После преодоления водной преграды первое нажатие на педаль тормоза приводит лишь к тому, что исполнительные тормозные механизмы избавляются от воды, которая заполнила тормозные барабаны и прочие полости.
При повторном нажатии педали остатки воды окончательно выдавливаются из механизмов, но эффективность торможения пока ничтожно мала.
При третьем нажатии начинает ощущаться слабое торможение, но именно слабое, так как мокрые тормозные колодки не могут обеспечить должной эффективности торможения, которая необходима для остановки машины.
И лишь начиная с четвертого (а иногда и больше) нажатия на педаль тормоза, автомобиль начинает реально тормозить и останавливаться в том месте, где хотел остановиться водитель.
После преодоления водной преграды:
• тормозная система теряет свою эффективность.
• для восстановления эффективности торможения необходимо просушить исполнительные тормозные механизмы циклом кратковременных разгонов и торможений (нажатий на педаль тормоза).
Пару слов надо сказать о стояночном тормозе.
Полагаю, некоторых из вас посетила мысль о том, что для просушивания тормозов после проезда лужи можно воспользоваться "ручником".
Поверьте, эта мысль плоха. Ведь кроме задних тормозов, на которые воздействует стояночный тормоз, есть еще и передние. При торможении автомобиля основная нагрузка ложится как раз на передние тормоза, именно от них требуется максимальная эффективность работоспособности.
Кроме того, эксперименты с "ручником" во время движения, как правило, приводят к заносу и нередко к опрокидыванию автомобиля.
Лучше, если Вы вообще забудете о том, что у Вас есть стояночный тормоз, когда Ваша машина находится в движении. Лишь набравшись опыта осознанного вождения автомобиля в обычных условиях, можно будет задуматься об управляемом заносе с помощью "ручника".
В этой главе была рассмотрена только часть из того, что может случиться с водителем и пешеходом во время проливного дождя. О полном перечне неприятностей можно только догадываться.
Когда стекла автомобиля запотевают изнутри, щетки стеклоочистителя не успевают очищать лобовое стекло снаружи, брызги от соседних автомобилей летят через чуть приоткрытые окна прямо в салон – это всего лишь мелкие неприятности.
Встречаются и более опасные ситуации:
– машины и люди проваливаются в открытые люки водостока, которые доверху заполнены мутной водой и поэтому ничем не выделяются на фоне текущей по дороге реки;
– средней глубины лужи пытаются резко остановить, развернуть и опрокинуть машины, водители которых опрометчиво въезжали в них на большой скорости;
– пласты асфальта, сорванные потоками воды с дорожного покрытия, плывут по образовавшимся на дорогах рекам и мешают движению, и так далее.
Описать все причины и последствия происшествий во время дождя все равно не получится. Поэтому видится только один выход.
Независимо от того, идет ли мелкий осенний дождик, льет ли проливной летний дождь или на улице целый потоп, каждый из нас, сталкиваясь с водой на дороге, должен спросить себя: "Как в данной ситуации вода может навредить мне, другим водителям и пешеходам? Что лично я могу предпринять для обеспечения безопасности движения и культуры поведения на этом участке мокрой дороги". Лишь ответив на эти вопросы, Вы сможете благополучно добраться до цели своей поездки.
Глава 8. Боковой ветер
Однажды, устрашившись силищи ветра, мне пришлось остановить машину и спрятаться за кустами.
Почему за кустами, а не за деревьями? Потому, что в тот день за деревьями прятаться было опасно, они ломались как спички и легко перелетали через дорогу. Кусты тоже летали, но, согласитесь, удар по машине кустом и деревом явно различаются по своим последствиям.
То был печально известный день "ивановского" смерча 1984 года.
Многим памятен "московский" ураган 1998 года. В отдельных районах города сильнейшие порывы ветра сорвали крыши домов, повалили деревья и рекламные щиты, перевернули машины и т.д.
Почувствовать силу ветра можно не только в условиях сильного смерча или урагана. Известны и более прозаические случаи.
В обычном городе во время обычного дождя после порыва ветра машина вдруг оказывается на соседней полосе!
При движении по загородной трассе, с двух сторон окруженной лесом, после выезда на открытый участок дороги сильный "сквозняк" легко сдувает машину на обочину!
Кстати, как Вы считаете, кого легче сдуть с дороги: автобус или легковой автомобиль?
Не углубляясь в законы аэродинамики, можно догадаться, что ветру будет легче "победить" высокий автобус, чем приземистый автомобиль.
В тех случаях, когда рассматривается сила ветра, способная сдвинуть с места или положить набок транспортное средство, масса этого транспортного средства уже не имеет никакого значения. Главное – это площадь контактирующей с ветром поверхности. А у автобуса эта площадь намного больше, чем у легкового автомобиля (рис. 74).
А б
Рис. 74. Действие силы ветра на поверхность: а) большой площади; б) малой площади
Устойчивость против ветра зависит также от скорости движения. Ветер быстрее сдует с дороги машину, которая "летит" со скоростью 120 км/ч, чем ту, которая "ползет" с 20 км/ч.
Объясняется это просто. С увеличением скорости движения коэффициент сцепления колес с дорогой – уменьшается!
Определить, что впереди Вас ждет участок дороги с сильным боковым ветром несложно. В городе это летящие над дорогой бумажки, пакеты, шляпы и зонтики. За городом, на границе участка дороги, окруженного лесом и открытого пространства (просека, поле и т.п.), можно увидеть, что через дорогу перелетают ветки и кусты, а крайние деревья сильно гнутся к земле.
А что делать, если при движении по реальной дороге Вы и на самом деле увидите вышеописанные признаки сильного бокового ветра?
Прежде всего, Вам следует решить, выезжать на участок дороги с сильным "сквозняком" или лучше переждать непогоду, спрятавшись за надежным укрытием. Если Вы все же отважитесь преодолеть опасный участок, то надо крепче держать руль и двигаться только на малой скорости. Тогда ветру будет сложнее сдуть Вас с дороги.
"Теория, опять теория! Дайте нам конкретные цифры!" – могут воскликнуть некоторые читатели.
Загружать Ваше сознание цифрами, формулами и таблицами считаю не только лишним, но и вредным. Сидя за столом, Вы должны лишь понять принципы проявления физических законов, а на дороге надо – ощущать, мыслить и прогнозировать! Очень сомневаюсь, что на скорости 90 км/ч у Вас будет возможность достать шпаргалку с цифрами, таблицу с формулами и калькулятор для расчетов!
Давайте лучше сделаем обобщающие выводы по этой главе:
• Чем больше площадь боковой поверхности транспортного средства, тем оно менее устойчиво против ветра.
• На границе окруженного лесом участка дороги и открытого пространства практически всегда присутствует сильный боковой ветер.
• Снижение скорости движения увеличивает устойчивость автомобиля против ветра.
Глава 9. Ослепление
Глаз человека – это сложный биологический механизм, и заслуживает он не короткого разговора на пару страниц, а серьезной и толстой диссертации.
В объеме этой книги мы с Вами затрагивали только те крупицы сущности человека, которые явно влияют на безопасность дорожного движения. Так будет и сейчас.
В данный момент нас интересует лишь адаптация глаза к изменению освещенности дороги. Оставим в покое "колбочки" и "палочки", которые отвечают за световую и темновую адаптацию глаза, не будем говорить и о "люксах", в которых измеряется освещенность. Давайте лучше прислушаемся к своим ощущениям.
Ночь, темно, наконец-то Вы добрались до дачи своих друзей, куда Вас пригласили на вечеринку. После настойчивого стука кто-то из уже слегка "отпраздновавших" открывает Вам дверь. Причем, кто именно этот "кто-то", непонятно, поскольку в потоке льющегося из дверного проема яркого света какое-то время Вы вообще ничего не видите!
Временной промежуток слепоты недолог. Адаптация глаза при переходе от темноты к свету занимает доли секунды. Поэтому Вы все-таки узнали одного из своих друзей и теперь можете присоединиться к веселой компании.
Попили, поели, пора покурить, а в помещении дамы. Поэтому выходим на улицу, под звездное небо. А теперь вспоминайте, через какое время Вы смогли увидеть те сами звезды на небе?
К сожалению, после яркого света человеческий глаз слишком долго приспосабливается к темноте. Темновая адаптация глаза может длиться до 10 секунд!
Получается, что водителя слепят не фары встречной машины, а темнота, которая следует за этим!
Иногда можно услышать такие реплики "новичков": "Вчера меня ослепили целых два раза, вот!", "А меня целых три!"
Пустые слова! То, что им кажется ослеплением – это всего лишь мелкие неприятности! Хватает и одного раза реального ослепления, чтобы не только "новичок", но и "бывалый" водитель запомнил этот случай на всю оставшуюся жизнь.
Попробуйте представить, что Вы сидите за рулем машины, которая движется со скоростью 90 км/ч, при этом глаза Ваши полностью закрыты!
Не получается представить? Тогда нарисуйте в своем сознании такую картину. Вы выходите из своего дома, подходите к ближайшему нерегулируемому пешеходному переходу и, закрыв глаза руками, быстрым шагом переходите дорогу!
Полагаю, после этого примера Вам стало понятно, что такое настоящее ослепление!
Известных причин, которые приводят к ослеплению, всего две. Это неправильная регулировка фар и нарушение водителями требований конкретных пунктов ПДД. Причем обе они являются лишь следствием главной причины – отсутствие культуры поведения на дороге некоторых водителей.
Если Вы не хотите стать виновником и участником трагедии, то старайтесь думать не только о себе, но и других, смотрите на дорогу всегда заинтересованным взглядом, размышляйте и прогнозируйте развитие событий!
Например, как Вы думаете, у кого возникнут проблемы, если одна фара Вашего автомобиля светит вниз, а другая вверх?
"Это им, встречным и поперечным, плохо, а мне-то что?" – к сожалению, так могут ответить некоторые недальновидные водители.
А то, что очередной ослепленный водитель может разбить свою машину! Причем будет справедливо, если разобьет он ее, врезавшись именно в тот автомобиль, который его ослепил.
Надо ли переключать дальний свет фар на ближний, приближаясь к вершине подъема дороги?
Конечно, надо! Ведь встречная машина, которая ранее не была видна, может появиться на гребне внезапно, и Вы просто не успеете переключить свет фар. Думаю, лучше встретиться со зрячим водителем, чем со "слепым".
"Почему водитель обгоняемого автомобиля помешал мне закончить обгон? Он спихнул меня с дороги, когда я с ним поравнялся!"
Это не он "спихнул" Вас с дороги, а его машина, управляемая "слепым" водителем. Откуда взялся "слепой" водитель? Так Вы же сами его и ослепили, через зеркало заднего вида, "забыв" перед началом обгона переключить дальний свет фар на ближний.
Таких вопросов и ответов может быть нескончаемый поток. Давайте лучше сделаем конкретный вывод о том, что ослепление – это нехорошо. Печальные последствия весьма вероятны не только для того, кого ослепили, но и для того, кто ослепил. Поэтому во время ночных поездок следует постоянно спрашивать себя: "Не попадет ли свет фар моей машины в этой ситуации в глаза другого водителя?" Если эта мысль будет посещать Вас при встречных разъездах на горизонтальных участках дороги и на уклонах, при встречно-поперечных разъездах на виражах дороги и на перекрестках, перед началом обгона и прочих маневров, то Вы никогда не станете виновником ослепления другого водителя (рис. 75–77).
Рис. 75. Ослепление при встречном разъезде
Рис. 76. Ослепление на повороте
Рис. 77. Ослепление через зеркало заднего вида
А что делать, если Вы сами оказались серьезно ослеплены?
Правила дорожного движения предписывают в этом случае конкретные действия (п. 19.2 ПДД): "При ослеплении водитель должен включить аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться".
Все понятно, кроме одного. Как это сделать с "закрытыми" глазами?
Прежде всего, Вы должны научиться, не глядя на свою руку, одним точным движением включать кнопку (клавишу) аварийной световой сигнализации. Это умение позволит Вам уменьшить вероятность аварии не только при ослеплении. Иногда и в светлое время суток требуется быстро проинформировать окружающих о том, что в данный момент Ваша машина является источником повышенной опасности. Если Вы своевременно предупредите других водителей о своих неприятностях, то они успеют предпринять соответствующие меры безопасности.
Теперь о положении машины на дороге. Учитывая то, что при ослеплении Вы ничего не будете видеть, в последний момент перед ослеплением надо "сфотографировать" и затем удерживать в памяти "фотографию" того участка дороги, по которому Вам предстоит проехать некоторое расстояние "вслепую". Сохранить полосу движения, особенно на вираже дороги, будет нелегко. Но сделать это можно и нужно!
И последнее. Согласно ПДД при ослеплении Вы должны "...снизить скорость и остановиться". Спорить не буду. Но если Вы прозреете раньше, чем машина остановится, то советую Вам продолжить движение. Для остановки следует поискать место получше, чем посередине дороги.
Некоторые из будущих и начинающих водителей после знакомства с проблемами вождения в темное время суток могут для себя решить, что они будут ездить только днем. Это заблуждение!
Рано или поздно, каждому из вас все же придется вести машину по темной загородной дороге. Советую Вам при этом соблюдать все "писаные" и "неписаные" правила ночного вождения:
•фары автомобиля должны быть отрегулированы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;
•все внешние световые приборы должны быть чистыми и в рабочем состоянии;
•на освещенных участках дороги можно использовать только ближний свет фар;
•на неосвещенных участках дороги при отсутствии других машин, водителей которых Вы можете ослепить, можно и нужно включать дальний свет фар;
•по первому требованию водителя встречной машины дальний свет фар надо переключить на ближний, даже если расстояние до встречной машины будет более 150 м;
•при ослеплении Вы должны моментально включить аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосы движения, тормозить вплоть до полной остановки или до полного прозрения;
•при остановке и стоянке на обочине или у тротуара на участке дороги без искусственного освещения Вы должны оставить включенными на своей машине как минимум габаритные огни;
•при движении по темным неосвещенным участкам дороги следует учитывать, что у тротуаров и на обочине могут стоять "машины-невидимки" с выключенными габаритными огнями;
•скорость движения надо выбирать такую, при которой остановочный путь, как в случае экстренного, так и обычного торможения, будет заканчиваться в освещенной фарами зоне.
Перечень можно было бы и продолжить. Но до тех пор, пока Вы не окажетесь на реальной ночной дороге, это будет лишь "чистой теорией на бумаге". Поэтому набирайтесь решимости и отправляйтесь в ночную поездку. Ездить ночью можно, но все же осторожно!
Глава 10. Экология
Наша Земля задыхается от всевозможных вредных выбросов в атмосферу. Отравляется воздух и водоемы, болеют люди и животные. Грядет всемирное потепление климата планеты с катастрофическими последствиями. Существуют губительные озоновые дыры. А заводы и машины продолжают активно дымить и коптить.
Правительствам всех стран мира давно пора поставить вопрос спасения экологии планеты на первое место в ряду различных политических и экономических проблем.
В то же время и каждый из нас может внести свою посильную лепту в улучшение состояния задыхающейся улицы, города и всей планеты.
Львиная доля в отравлении атмосферы принадлежит автомобильному транспорту. Двигатель Вашей машины является ничем иным, как агрегатом, перерабатывающим смесь бензина (или дизельного топлива) с воздухом в окись и двуокись углерода, окислы азота, акролеин, пары тетраэтилсвинца и прочие составляющие выхлопных газов. Добавьте к этому еще частицы несгоревшего топлива и масла, а также резиновую пыль от колес. Химический состав такого "коктейля" трудно даже себе представить. Вот им-то мы с вами и дышим!
Может ли один отдельно взятый водитель что-нибудь сделать для улучшения экологической обстановки?
Поверьте, кое-что может!
Как Вы полагаете, насколько уменьшится население обычной городской "многоэтажки", если рано утром 20–30 автомобилей, "ночевавших" во дворе, одновременно заведут свои двигатели и будут прогревать их минут этак 15?
Обычно народ чувствует, когда его откровенно "травят"! И реакция на это бывает различной – от "крепких" выражений в стиле "русского фольклора", до полетов тяжелых предметов из окон дома на крыши "автомобилей-отравителей". Понять жителей дома, окутанного облаком выхлопных газов, можно. Ведь им не дают дышать!
А была ли необходимость так долго прогревать двигатель?
Такой необходимости не было! Двигатель современного автомобиля, в отличие от своих собратьев начала и середины XX века, не нуждается в полном прогреве и не пострадает оттого, что почти сразу после его запуска Вы начнете движение. В то же время исследования показывают, что именно в процессе прогрева двигателя в выхлопных газах содержится максимальное количество вредных веществ.
Выбирайте, пользоваться "дедовским" способом "травли" населения и "ловить" на крышу своей машины различные предметы или, используя достижения современного автомобилестроения, прогревать двигатель в движении. Кстати, последний вариант позволит Вашим детям вырасти более здоровыми.
Прислушавшись к голосу разума, мы с Вами выехали из двора на дорогу. Двигаясь на пониженных передачах, за короткий промежуток времени прогрели двигатель, полностью убрали "подсос" (задвинули рукоятку управления воздушной заслонкой карбюратора) и поехали по своим делам.
"Я буду водить машину осторожно и только на первой передаче! Пусть меня все обгоняют, мне не жалко!" – такая мысль посещала каждого второго "новичка".
Мы с Вами уже затрагивали эту тему (см. стр. 57). Если Вас не смущает ежесекундная 30-ти процентная надбавка к вероятности аварии, то можете "пилить" на первой передаче. Но при этом Вы должны еще осознавать и то, что добровольно наносите вред двигателю своего автомобиля, бюджету своей семье и окружающей Вас среде.
Объясняется все очень просто. Когда машина длительное время движется на пониженной передаче, двигатель вынужден постоянно работать на повышенных оборотах, в результате чего расход топлива на единицу пройденного пути значительно увеличивается. При таком режиме работы двигателя концентрация вредных веществ в выхлопных газах очень велика.
Выход из положения прост. Первое время Вам следует заранее планировать маршрут каждой своей поездки. Выбирать надо те дороги, где условия движения не превышают Ваших возможностей, а если и превышают, то лишь чуть-чуть. Тогда Вы сможете двигаться со скоростью потока транспорта, вовремя переключать передачи и отравлять атмосферу не больше, чем соседние машины.
Во время любой поездки Вам обязательно попадется светофор, который встретит Вас красным сигналом. Вроде бы обычная ситуация. Подъехали, остановились и ждем, пока не включится зеленый сигнал. О чем тут еще можно говорить?
К сожалению, говорить есть о чем. В то время, как Вы ожидаете разрешающего сигнала светофора, двигатель Вашего автомобиля работает на холостом ходу. По воздействию на окружающую среду такой режим работы мало чем отличается от прогрева холодного двигателя.
Конечно, "глушить" двигатель лишь для того, чтобы через 2–3 секунды запустить его заново – нелогично. Но ведь бывают и другие ситуации, когда стоять в ожидании разрешения на начало движения приходится не секунды, а десятки секунд и даже минуты!
Это же понятно, что ближайшие несколько минут никто никуда не поедет, если по пересекаемой дороге ожидается проезд кортежа машин со "слугами народа". Какой смысл жечь бензин в очереди перед железнодорожным переездом, когда шлагбаум только что опустился. Куда Вы денетесь из глухой городской "пробки", если водители спереди и сзади уже давно курят около своих машин?
Во всех аналогичных случаях двигатель, конечно, надо заглушить. Секунда к секунде, минута к минуте, глядишь, и народу дышать станет легче.
Вредное воздействие транспорта на окружающую среду может значительно уменьшиться, если каждый из нас будет:
– периодически производить регулировки систем и механизмов двигателя своей машины (в первую очередь – карбюратора);
– по возможности прогревать двигатель в движении;
– не применять резких и продолжительных разгонов;
– вовремя переключать передачи;
– выключать двигатель при длительной вынужденной остановке.
Кроме того, некоторые автомобили имеют прибор "эконометр", который помогает водителю не только экономить топливо, но и выбирать оптимальный режим работы двигателя, при котором концентрация вредных веществ в выхлопных газах минимальна. Существует пятая передача, о которой отдельные водители почему-то забывают, а ведь ее использование позволяет заметно снизить расход топлива на единицу пройденного пути, вследствие чего суммарный выброс отработавших газов в атмосферу за одну поездку тоже уменьшается.
Снизить расход топлива и уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу можно также за счет уменьшения сопротивления движению автомобиля. Помогут в этом даже такие "мелочи", как поддержание рекомендованного давления в шинах (сопротивление качению колес), правильное размещение перевозимого на крыше груза (аэродинамическое сопротивление) и так далее.
Получается, что каждый водитель может внести весомый вклад в дело улучшения экологической обстановки окружающего нас мира. Надо только этого захотеть, а средства найдутся!
Раздел III. ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТАХ
Если Вы внимательно изучили изложенный в этой книге материал, то вопросы по "Безопасности дорожного движения" на теоретическом экзамене будут Вам не страшны. Мы с Вами подробно разобрались с каждым экзаменационным вопросом на эту тему.
Наряду с этим в книге были рассмотрены и многие повседневные задачи, с которыми в своей жизни сталкивается каждый водитель. Если решения этих задач заняли в Вашем сознании должное место, то Вам будет значительно легче сдать и экзамен по вождению автомобиля. Ведь практически все из того, что было на бумаге, будет и на дороге!