Начало движения на подъеме
Как бы хорошо вы ни научились делать "баланс" (работать педалями газа и сцепления одновременно), бывают ситуации, когда без использования стояночного тормоза осуществить безопасный старт автомобиля в гору не получается.
Например, красный сигнал светофора вынудил вас остановиться на крутом подъеме, а чуть позже сзади вплотную к вашему автомобилю подъехала другая машина.
Или вам предстоит начало движения на экзаменационной "эстакаде", где откат назад разрешен не более чем на несколько сантиметров.
Есть и другие случаи, когда необходимо тронуться с места на подъеме вообще без скатывания машины назад. И помочь в этом сможет только "ручник".
Сначала все должно идти своим чередом. Надо полностью подготовить автомобиль к началу движения ("техническая" и "информационная" части подготовки – см. стр. 15). Но когда дело дойдет до "старта автомобиля", пункты 6, 7 и 8 следует выполнить несколько иначе, чем при старте на горизонтали, а еще и добавить пункт 9:
6. Утопить кнопку фиксатора рычага стояночного тормоза, но продолжать удерживать "ручник" в верхнем положении.
7. Педалью газа сделать несколько повышенную частоту вращения коленчатого вала двигателя (с показанием тахометра около 2000 об/мин или даже чуть больше).
8. Педаль сцепления плавно отпустить в позицию 2 (см. рис. 32 и 33) и удерживать ее в этом положении до начала движения автомобиля.
9. Когда вы почувствуете, что два диска сцепления коснулись друг друга и машина хочет, но не может ехать, рычаг стояночного тормоза надо будет быстро опустить вниз и ваш автомобиль плавно начнет движение в гору без единого миллиметра отката назад.
Проблема здесь может возникнуть только одна ошибка с выбором момента освобождения машины от "ручника".
Если передержать рычаг стояночного тормоза наверху, то машина вообще не поедет. Двигатель просто заглохнет, "надорвавшись" в попытке провернуть заблокированные колеса.
Ну а если недодержать и опустить "ручник" вниз раньше времени, то машина просто покатится назад.
Так как же все-таки почувствовать момент соприкосновения дисков сцепления, когда надо опустить рычаг стояночного тормоза вниз?
В принципе, разговор на эту тему уже был (см. стр. 23) – частота вращения коленчатого вала двигателя уменьшается (стрелка тахометра начинает "падать"), шум из-под капота машины тоже уменьшается и поменяет свою тональность. Плюс к этому появляются новые вибрации, а переднеприводные автомобили в этот момент начинают еще и немного приседать, как бы прижиматься к земле.
Иными словами, определить нужный момент можно, надо только обратить внимание на внешние его проявления. Найдите подходящее место, не спеша потренируйтесь и увидите, буквально через 10–15минут вы будете в состоянии делать "старт в гору" без отката назад на подъеме любой крутизны.
Ремни безопасности
Надеюсь, вы уже начали изучать Правила дорожного движения. А там, почти в самом начале написано, что прежде чем начинать движение, водитель обязан пристегнуться ремнем безопасности. Если быть точнее, то "при движении" надо быть пристегнутым ремнем.
На каком этапе подготовки к началу движения вы это сделаете, я не знаю, так как это опять зависит только от вас, но пристегнуться надо.
Например, моя дочь пристегивает ремень сразу же, как только садится за руль, и это уже вошло в привычку.
Другие предпочитают сначала подготовить рабочее место водителя, а кто-то пристегивается вообще в последний момент перед началом движения. Но любой здравомыслящий водитель обязательно пристегивается сам и заставляет пристегнуться пассажиров.
Ремни безопасности предназначены для удержания водителя и пассажиров в фиксированном положении на их сиденьях в случае дорожно-транспортного происшествия. И поверьте, свою функцию они выполняют. Те же, кто пренебрегает ремнями – не правы, и расплачиваются за это своим здоровьем.
Существуют классические виды травм людей, которые не были пристегнуты ремнями безопасности во время аварии: разбитый лоб пассажира о лобовое стекло, сломанные ребра водителя о рулевое колесо, а дальше и перечислять не хочется. Давайте лучше научимся грамотно водить автомобиль! Но подстраховаться ремнями все-таки стоит.
Если ваша машина оборудована инерционнымиремнями безопасности, то вам следует лишь потянуть ремень и пристегнуть его, а он уже сам вас "обнимет". Инерционный ремень позволяет водителю (или пассажиру) свободно наклоняться вперед, и в то же время он надежно фиксирует тело от перемещения в случае аварии.
Другое дело, если на вашем автомобиле установлены ремни старого образца, то есть обычные,как в самолете. Тогда, как и в самолете, с помощью бляшки вам необходимо "подогнать" ремень к своему телу. А иначе из ремня "безопасности" он может превратиться в ремень "опасности".
Задача ремня – удерживать человека в неподвижном положении относительно сиденья, в случае чего. Если же ремень "болтается", то "в случае чего", тело человека с большим ускорением летит вперед и со всей своей многократно усиленной массой врезается в узкую полоску ремня, с соответствующими повреждениями внутренних органов.
При правильной регулировке ремень должен плотно прилегать к телу в поясной части и иметь лишь небольшой зазор в грудной его части. Зазор проверяется рукой – должна пролезать ладонь, и не более того.
Знать все это надо, но надеюсь проверять прочность ремней вам не придется. Только для этого необходимо внимательно отнестись и к следующему разделу книги.
Раздел II.
УЧИМСЯ ВОЖДЕНИЮ АВТОМОБИЛЯ
В предыдущем разделе мы с вами осваивали то, что называется "управление автомобилем". Название данного раздела вы видите.
В чем разница? К сожалению, многие этого не понимают. Попробую объяснить.
Управление автомобилем (техника) – это набор необходимых действий водителя, обеспечивающих движение и остановку "железной коробки" на четырех колесах. Без этих действий машина будет просто стоять на месте. Но, научившись работать лишь ногами и руками, далеко вы не уедете.
Чтобы успешно передвигаться по дорогам, необходимо научиться мыслить! А руки и ноги, хотя они и занимали ваше сознание все предыдущие страницы, очень скоро начнут работать в автоматическом, независящем от ваших мыслей режиме.
Вождение автомобиля (тактика) – предполагает полное осознание дорожной обстановки, грамотное распределение внимания, выбор и принятие правильных решений, создание тактических планов последующих действий и воплощение их в жизнь. И все это – в движении, при постоянно меняющейся дорожной обстановке.
Не буду лукавить, конечно, существует некоторый набор стандартных решений и действий для общеизвестных ситуаций. В то же время, ни один из "бывалых" водителей не сможет вам сказать, что сегодня он проехал через расположенный около его родного дома перекресток точно так же, как и вчера. Да, его руки и ноги делали одни и те же стандартные действия, но они были тактически, сознательно и разумно распределены во времени и пространстве. Вот давайте этому и начнем учиться.