Ворос 5 (дополнительно)!!!
Концепция логистики.
Концепция - это система взглядов, то или иное понимание процессов или явлений.
Концепция логистического подхода к товародвижению построена на следующих основных положениях:
1. Системность, предполагающая слаженную и согласованную работу автономных элементов логистической системы.
2. Использование технологического и подъемно-транспортного оборудования, максимально приспособленного к конкретным условиям выполнения отдельных логистических операций, т.е. индивидуализация оборудования.
3. Обеспечение современных безопасных условий труда и выполнение экологических требований к производству.
4. Учет затрат на протяжении всей логистической цепи с ориентацией на рынок и минимизация совокупных издержек.
5. Развитие сервиса и услуг как способ повышения конкурентоспособности продукции и транспортной деятельности.
6. Способность логистической системы приспосабливаться к рыночной конъюнктуре, для которой характерны случайные процессы. В связи с этим особое значение приобретает логистический прогноз спроса.
Важнейшим в этой концепции является требование достижения оптимального для всей системы значения выбранного оценочного критерия: кратчайший путь, минимальное время движения и количество перевалок грузов в пути следования, минимальные потери грузов и совокупные логистические издержки.
Фундамент логистики формируют четыре главных составляющих:
· экономические оценочные показатели;
· технические возможности логистической инфраструктуры (пути сообщения, средства связи, перерабатывающая способность станций, портов, терминалов);
· технологические основы (организация транспортировки материалов);
· математические основы (моделирование этапов товародвижения для расчетного обоснования обслуживающих устройств – погрузочно-разгрузочных механизмов и показателей качества обслуживания).
Итогом реализации концептуальных положений логистики должен быть обоснованный ответ на вопросы:
· где и когда должны быть произведены ресурсы;
· где и когда они должны быть складированы;
· куда и когда они должны быть доставлены.
В последнее время в мировой практике наметился новый подход к развитию логистики -концепция «общей ответственности» (максимальное соотношение выгод и затрат).
3. Логистическая система и ее элементы.
Логистическая система–это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции.
Основной целью системы является осуществление товарообращения для обеспечения потребностей экономики и населения в товарах и продукции производственно-технического назначения с наименьшими затратами. Она состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.
Логистические системы делятся на:
§ Макрологистическая система– это система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенные в разных регионах страны или в разных странах.
+ вопрос 4 (дополнительно)!!!
§ Микрологистические системыобразуют класс более мелких внутрипроизводственных логистических систем и являются составляющими макрологистических систем. К таким системам можно отнести технологически связанные производства, которые объединены одной инфраструктурой.
ворос 5 (дополнительно)!!!
Каждая логистическая система обладаетследующим набором свойств: целостностью; членимостью; сложностью; организацией; стохастичностью поведения–невозможностью предсказать поведение логистической системы; адаптивностью– способностью изменяться; интегративностью– обладает качествами, не свойственными ни одному из ее элементов; оптимальностью–выполнение всех своих функциий в заданные сроки с мin экон. затратами.
Элемент логистической системы– функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках решаемой задачи анализа и синтеза логистической системы, выполняющий локальную целевую функцию. Для макрологистической системы элементами будут выступать предприятия и организации, а для микрологистической – подсистемы закупки, планирования и управления, сбыта.
Элементы логистической системы можно объединить в некоторые множества, в зависимости от того, насколько упорядочены элементы в этих множествах:
Ø Логистический канал–это наименее упорядоченная структура, которая представляет собой частично упорядоченное множество элементов логистической системы, которое осуществляет доставку материального потока от производителя к потребителю.
Ø Логистическая цепь макрологистической системы–это линейно упорядоченное множество предприятий и организаций, которые связывают потребителя с производителем и осуществляют логистические операции по доставке внешнего материального потока от одной микрологистической системы (производителя) к другой.
Логистическая цепь микрологистической системы - цепи, по которой проходят материальный и информационный потоки от поставщика до потребителя.
Например, принятие принципиального решения о реализации продукции через агентскую фирму и отказ от непосредственной работы с потребителем является выбором канала распределения. Выбор же конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика, конкретного страховщика и т. д. — это выбор логистической цепи.
Ø Элементы логистической системы можно объединить в логистическую сеть, т. е. связать их между собой на основе материальных, финансовых и информационных потоков.
Логистическая операцияпредставляет собой обособленную совокупность действий, направленных на преобразование материального потока. Примерами типичных логистических операций являются упаковка, погрузка, транспортировка, складирование и т.д.
Логистическая функция - группа логистических операций, решающая определенную задачу.
4. Макрологистические системы и их виды.
Макрологистическая система– это система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенные в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.
Макрологистические системыможно разделить на три группы:
· логистические системы с прямыми связями. В таких системах материальный поток доходит от производителей продукции до потребителей без посредников, с использованием прямых связей;
· эшелонированные логистические системы, т.е. системы, в которых материальный поток при движении от производителя к потребителю проходит хотя бы через одного посредника;
· гибкие логистические системы. Материальный поток от производителя продукции к ее потребителю движется как через посредников, так и напрямую, минуя их.
В макрологистических системах, функционирующих в разных регионах страны или в разных странах, решаются стратегические задачи по анализу рынка поставщиков и потребителей, по выбору вида транспорта, размещению складов, организации транспортного процесса, рациональных направлений грузопотоков, выбору транзитной (прямой) или складской (через посредника) схемы доставки грузов. Транспортное и экспедиционное обслуживание этих систем выполняется специализированными транспортными организациями или коммерческими перевозчиками.
Логистическая цепь макрологистической системы–это линейно упорядоченное множество предприятий и организаций, которые связывают потребителя с производителем и осуществляют логистические операции по доставке внешнего материального потока от одной микрологистической системы (производителя) к другой (потребителя).
Звеньями макрологистической цепиявляются: поставщики материалов, сырья и полуфабрикатов; склады; транспортные предприятия; производители товаров; потребители продукции; распределительные центры; финансовые учреждения (банки, биржи); предприятия связи и информационно-компьютерного сервиса.