Нормирование расхода топлив для автомобилей общего назначения

Нормирование расхода топлива и смазочных материалов

Права, обязанности и полномочия структур управления при нормировании расхода топлив и смазочных материалов

Разработка и утверждение норм расхода ТСМ на базовые модели отечественной и зарубежной автомобильной техники является абсолютной прерогативой Отраслевой автомобильно-дорожной службы России (ОАДС).

Другие министерства и ведомства вправе разрабатывать собственные ведомственные документы по нормированию расхода топлив и смазочных материалов (ТСМ) с учётом специфики эксплуатации автомобилей в данных ведомствах, при условии их согласования ОДАС (в Министерстве обороны РФ вопрос о необходимости согласования норм расхода решается в соответствии с приказом Министра обороны).

ОДАС России систематически выполняет следующие функции:

- осуществляет государственный надзор за разработкой и применением норм расхода ТСМ на территории России;

- утверждает нормы расхода ТСМ на новые модели и модификации автомобилей отечественного и зарубежного производства;

- во взаимодействии с другими заинтересованными организациями регулярно вводит в действие нормативы расхода ТСМ для новых моделей автомобилей и их модификаций, пересматривает нормы для автомобилей, находящихся в эксплуатации;

- совершенствует нормативно-методическую базу нормирования расхода ТСМ;

- обеспечивает периодический контроль за соблюдением норм расхода ТСМ в предприятиях, эксплуатирующих автомобильную технику;

- организует и координирует деятельность федеральных научных организаций в области экономии и эффективного использования ТСМ, принимает участие в подготовке предложений по их финансированию;

- обеспечивает разработку нормативно-правовых документов по заинтересованности юридических и физических лиц в эффективном использовании ТСМ и выполнении нормативных требований;

- проводит сертификацию транспортных средств, в том числе по показателям топливной экономичности.

Координирующую работу ОАДС на местах выполняют её территориальные дирекции при главах администрации краёв, областей, республик в составе РФ.

Руководители предприятий любых форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику, обеспечивают:

- обязательное нормирование расхода ТСМ для всех видов автомобилей, эксплуатируемых в данном предприятии;

- регулярное доведение действующих норм до работников предприятий.

Руководители предприятий могут направить заявку в территориальную дирекцию ОАДС на разработку или уточнение норм расхода ТСМ. Они также вправе установить временные нормы расхода ТСМ для тех автомобилей, на которые нормы отсутствуют в федеральном документе, по согласованию с территориальной дирекцией ОАДС.

Контроль за соблюдением норм расходования ТСМ, помимо территориальных дирекций ОАДС, производится также местной налоговой инспекцией при сверке расчётов налогообложения предприятий.

Нормирование расхода топлив для автомобилей общего назначения

Нормативный документ: "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р 03112194 – 0366 – 97)"

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

- базовая норма на 100 км пробега автомобиля;

- норма на 100 тонно-километров (ткм) транспортной работы (учитывает дополнительный расход топлива при движении автомобиля с грузом);

- норма на ездку с грузом (учитывает увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием в пунктах погрузки и выгрузки).

Базовая норма расхода топлива в зависимости от категории автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.) предполагает различное снаряжённое состояние автомобиля и режим движения в эксплуатации.

Норма на транспортную работу зависит от разновидности двигателя, установленного на автомобиле (бензиновый, дизельный или газовый) и полной массы автомобиля.

Норма расхода топлива на ездку с грузом зависит только от полной массы автомобиля.

Базовые нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:

- для бензиновых и дизельных автомобилей – в литрах;

- для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе – в литрах сжиженного газа;

- для автомобилей, работающих на сжатом природном газе – в нормальных метрах кубических;

- для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в м3, и рядом указана норма расхода дизельного топлива в литрах.

В качестве справочного материала в таблице 1 приложения приведены базовые нормы расхода топлива на 100 км пробега для наиболее распространённых в нашей стране моделей автомобилей.

Учёт дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов, регламентированных в форме процентов повышения или снижения исходного значения нормы.

Нормы расхода топлива повышаются при следующих условиях:

- работа в зимнее время:

в южных районах страны – до 5 %;

в северных районах страны – до 15 %;

в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – до 20 %;

в остальных районах страны – до 10 % (для Оренбургской обл. зимняя надбавка до 15 %, срок действия в течении года - 6 месяцев);

- работа в горных местностях при высоте над уровнем моря:

от 500 до 1500 м – на 5 %;

от 1501 до 2000 м – на 10 %;

от 2001 до 3000 м – на 15 %;

свыше 3000 м – на 20 %;

- работа автотранспорта на дорогах со сложным планом (наличие в среднем на 1 км пути более пяти закруглений радиусом менее 40 м) – до 10 %;

- работа в городах с населением свыше 2,5 млн. человек – до 20 %;

- работа в городах с населением от 0,5 до 2,5 млн. человек – до 15 %;

- работа в городах с населением до 0,5 млн. человек – до 10 %;

- работа, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров и т.д. (в среднем более, чем одна остановка на 1 км пробега) – до 10 %;

- перевозка крупногабаритных, взрывоопасных и т.п. грузов, грузов в стекле и т.п., при выполнении полевых работ со скоростью движения от 2 до 20 км/ч, движение в колоннах со скоростью до 20 км/ч – до 10 %;

- при пробеге первой тысячи километров автомобилями, вышедшими из капитального ремонта и новыми, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии – до 15 %;

- при перегоне в спаренном – до 10 % или строенном состоянии до – 20 %;

- для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет – до 5 %;

- почасовая работа грузовых бортовых автомобилей или их работа в качестве технологического транспорта, или в качестве грузовых таксомоторов – до 10 %;

- работа киносъёмочных и аналогичных специальных автомобилей, выполняющих транспортный процесс на пониженных скоростях, при частых остановках, многократном движении задним ходом – до 10 %;

- работа в карьерах (с тяжёлыми дорожными условиями), движение по полю (при проведении сельскохозяйственных работ), а также при вывозке леса (на лесных участках вне основной магистрали общего пользования) – до 20 %;

- работа в тяжёлых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, наводнениях и других стихийных бедствиях – до 35 %;

- при учебной езде – до 20 %;

- при использовании кондиционера - до 5 %.

Нормы расхода топлива снижаются в следующих случаях:

- при работе на дорогах из цементобетона, асфальтобетона, брусчатки, мозаики на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) за пределом пригородной зоны – до 15 %;

- при работе на дорогах за пределом пригородной зоны, но с холмистой местностью (высота над уровнем моря свыше 300 до 1000 м) – до 10 %;

- при работе на дорогах из битумоминеральной смеси, дёгтебетона, щебня (гравия) и гористой местности (свыше 1000 м до 2000 м над уровнем моря) за пределом пригородной зоны – до 5 %;

- при эксплуатации заказных и ведомственных автобусов, не работающих на постоянных маршрутах – до 10 %.

В горной местности (свыше 2000 м над уровнем моря) коэффициенты снижения нормы расхода топлива для автомобилей движущихся за пределами пригородной зоны не применяются.

В том случае, когда автомобиль эксплуатируется вне города с численностью более 2,5 млн. чел., в зоне до 50 км от границы города, а также для городов с населением от 0,5 до 2,4 млн. чел. в зоне до 15 км от границы города, и с населением менее 0,5 млн. чел. в зоне до 5 км, поправочные коэффициенты (повышающие или понижающие) не применяются.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок, норма расхода топлива устанавливается с учётом суммы или разности этих надбавок.

На основании приказа руководителя предприятия допускается:

- на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы и др.) нормативный расход топлива увеличивается до 1 % от общего его количества, потребляемого автотранспортным предприятием;

- при простоях автомобиля с работающим двигателем в случаях, когда двигатель нельзя выключать, устанавливать нормативный расход топлива из расчёта один час простоя соответствует 5 км пробега автомобиля;

- для моделей и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных отличий и не отличающихся от базовой модели собственной массой, норма расхода топлива устанавливается в тех же размерах, что и для базовой модели;

- для моделей и модификаций автомобилей не имеющих конструктивных отличий, но отличающихся от базовой модели собственной массой, норма расхода топлива определяется увеличением (уменьшением) до 2 л/100 км по автомобилям с бензиновыми; до 1,3 л/100 км с дизельными двигателями; до 2,5 л/100 км по автомобилям, работающим на сжиженном газе; до 2 м3 по автомобилям, работающим на сжатом природном газе и при газодизельном режиме до 1,2 м3 природного газа и до 0,25 л дизельного топлива на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля.

Руководители краёв, республик в составе РФ и регионов РФ, руководители министерств и ведомств вправе ввести новые поправки к нормам расхода топлив по согласованию с Минтрансом РФ (НИИАТ).

Для новых моделей и модификаций автомобильной техники, на которые Минтрансом РФ не утверждены базовые нормы расхода топлива, руководитель предприятия вправе ввести в действие приказом по предприятию временную норму сроком до 2-х лет, разрабатываемую НИИАТ в установленном порядке.

В дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина или дизтоплива для газобаллонных автомобилей в следующих случаях:

- для заезда в ремонтную зону и выезда из неё после проведения ТО – 5 л на один автомобиль;

- для запуска двигателя в зимнее время (при температуре окружающей среды ниже 0 0С) – 10 л на один автомобиль в месяц;

- на маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа – 25 % бензина и дизтоплива от общего расхода топлива на указанных маршрутах.

6.3 Последовательность нормирования расхода топлив для различных категорий автомобилей

Установлены следующие последовательности нормирования расхода топлив для различных категорий автомобилей.

6.3.1 Последовательность нормирования расхода топлив для легковых автомобилей

Для легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:

QH = 0,01*HS*S*(1+ 0,01*D), (6.1)

где QH – нормативный расход топлива, литры;

HS – базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100км;

S – пробег автомобиля, км;

D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

Базовые нормы расхода топлива для основных марок отечественных автомобилей общего назначения приведены в таблице 1 приложения.

Наши рекомендации